Страницы

пятница, 7 августа 2015 г.

Протестное письмо



     Новоуральск. Лето 2015. Во властных структурах - большой конфуз. Добротно, казалось, скроенный имидж живущего в абсолютном согласии и процветающего в стабильности центра большой науки и огромного потенциала занятости населения на стезе будущих высоких технологий вдруг затрещал по швам. Взбунтовались, выступив с протестным письмом, те самые люди большой науки, которых начальство Новоуральска и всей атомной отрасли страны беспрестанно холило и прославляло, с которыми сверх всяких мер приличия заигрывало, било которым поклоны и даже будто водило дружбу, называя то опорой науки страны, то ядром научной элиты атомградов, перед которыми, мол, конечно, все мы в неоплатном долгу и без которых, само существование атомградов и сильной России было бы совершенно немыслимо.
      Но как мы его, этого слова учёных, все ждали: мы - работники Уральского электрохимического комбината, которые поучаствовали в первых антиросатомовских протестах и с которыми руководство и профсоюз комбината в отместку показательно расправились! Наука тогда постыдно отмолчалась. Вот когда это слово смогло, наконец, зазвучать! После того только, когда московское руководство страной, отраслью, предприятием, поломав веру самых из нас доверчивых в позитивную перспективу, открытым текстом уведомило элиту о том, что её исследовательские и экспериментально-производственные мощности вместе с мозгами, больше Москве не нужны, а потому подлежат ликвидации и неупотреблению. До этого о неблагих намерениях Москвы можно было только догадываться, выстраивая логические цепочки из фактов, что и делало большинство работников предприятия с самого начала образования страны-госкорпорации с госкорпорацией "Росатом" внутри в 2007 году, а затем хозяйничанья по понятиям в нашем городе топливной компании "ТВЭЛ", прибравшей к рукам дающие баснословные барыши все разделительные уранообогатительные производства страны и объявившей Новоуральск территорией своего присутствия. Наука по неизвестным мне причинам не догадывалась (а может, в силу того не догадывалась, что науке не пристало гадать) или делала вид, что не догадывается; впрочем, вид делало и абсолютное большинство персонала атомных предприятий города, как работающих так и отправленных уже на заслуженный отдых (и на не заслуженный тоже). Не делать вид занятие у нас очень рисковое, так как прямо противоречит канонам корпоративной этики территории присутствия и нещадно при обнаружении таких за занятием карается. Замеченных в неделании вида, то есть протестующих, со времён ещё первого протестного выступления 2012 года с лёгкой руки хозяев присутствия называют у нас деструктивным элементом.
     Как хотелось нам, чтобы те, не достигшие тогда своего результата наши митинги 2012-2013 г.г., сначала под лозунгом "Прекратить разгром градообразующего УЭХК" с требованием ряда отставок, затем - с единственным лозунгом "Путин должен уйти!", не прошли даром и имели бы своё продолжение, чтобы дожить до времени и услышать среди протестующих голос людей более информированных, ведущих специалистов предприятия, руководителей производств, учёных. Сбылось. Услышали. Новоуральская научная элита нашла-таки в себе силы высказаться. Жаль, что совершенно после времени: когда процесс разгрома предприятия стал необратим. Правда, глядя из сегодняшней, на грани всемирной войны, отчаянной геополитической ситуации, к которой привёл путинизм, очевидно, что и те наши митинги были уже сильно запоздавшими. Жаль, что  шёпотом, совсем робким шёпотом. Удивительно, но даже "свои", собранные в постоянно действующий "Клуб научных работников и специалистов УЭХК", о наличии этого письма понятия не имели, - разумеется, кроме самих его подписантов. Меня это очень насторожило. Не в курсе были даже и тогда, когда письмо спустя почти полтора месяца со дня отправки адресату было опубликовано на отраслевом сайте "PRoAtom", видимо, нет обыкновения погружённым в науку заглядывать в новостной отраслевой интернет. Собственно, я и сам узнал об этом документе не из сарафанного радио и не из городских информресурсов, а на "PRoAtom"е, оно там появилось 30.07.2015  - и, сразу возжелав позадавать вопросы по письму, случайно известил о наличии такового одного из членов научного "Клуба". 

        ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Д.МЕДВЕДЕВУ, Д.РОГОЗИНУ, С.КИРИЕНКО

Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Дмитрий Олегович, Сергей Владиленович! В юбилейный год 70-летия атомной промышленности России ветераны предприятий ЗАТО г. Новоуральск вынуждены обратиться к Вам не с поздравлениями и благодарностями, а с предостережениями и призывами о помощи. Мы выражаем глубокую озабоченность по отношению к сложившейся ситуации на предприятиях атомной промышленности нашего города, где продолжают работать члены наших семей, друзья и коллеги.

Наше градообразующее предприятие, «Уральский электрохимический комбинат» (УЭХК), является крупнейшим предприятием по обогащению урана, внесшим значительный вклад в создание атомного арсенала СССР. Много лет назад в нашем городе были собраны лучшие научные и инженерные кадры со всей страны, создавшие под руководством академика И.К. Кикоина технологию обогащения урана и задел для развития интеллектуального потенциала разделительной отрасли России. До сих пор Россия является лидером в разделительной отрасли.


В 2007 г. начался процесс «оптимизации деятельности» УЭХК, который продолжается до сих пор. Первыми из состава комбината были выведены опытный цех разделительного производства, приборный и ремонтно-механический заводы.

В 2011 г. состоялся визит главы Росатома С.В. Кириенко в Новоуральск, во время которого с высокой трибуны было дано обещание, что нет поводов для беспокойства: ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» (ООО «ННКЦ») станет головным КБ по разработке газовых центрифуг, что ООО «Уральский завод газовых центрифуг» (ООО «УЗГЦ») и ООО «Новоуральский приборный завод» (ООО «Уралприбор») получат увеличение заказа на свою продукцию, что количество рабочих мест не уменьшится, а увеличится в 2 раза, в итоге ежегодная выручка предприятий увеличится на 2 миллиарда рублей.

Работники атомных предприятий и общественность города тогда поверили обещаниям  С.В.Кириенко, взявшего на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу Новоуральска, как города присутствия Росатома, но никак не ожидали, что будущая реальность не оправдает их надежд.

Мы не можем оставаться равнодушными к тому, что численность работников УЭХК и новых обществ ООО «ННКЦ», ООО «УЗГЦ» и ООО «Уралприбор» сократилась в несколько раз, поскольку финансирование НИОКР и заказы разделительного оборудования со стороны Топливной компании «ТВЭЛ» уменьшались из года в год. Уволенные квалифицированные работники были вынуждены искать работу в Екатеринбурге и других городах Свердловской области, так как в Новоуральске работу найти практически невозможно. Ежедневно в переполненных электричках, десятках автобусов и личном автотранспорте происходит «маятниковая миграция» из города и в город огромной части трудоспособного населения Новоуральска. По сути, он превратился в «спальный район» Екатеринбурга. Наш город остро нуждается в новых рабочих местах! Обещанная прежним губернатором Свердловской области часть налогов из областного бюджета для создания новых рабочих мест либо не возвращается в Новоуральск, либо расходуется неэффективно. Считаем это поводом для Вашего контроля и разбирательства.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации виновата не авария на АЭС Фукусима и последующая неопределенность в развитии атомной промышленности, а неэффективный менеджмент Топливной компании «ТВЭЛ», которая вместо того, чтобы находить крупные заказы, обеспечивать предприятия работой и создавать новые рабочие места, переложила всю ответственность за формирование производственной программы на плечи самих предприятий. В состоянии неопределенности, когда у управляющей компании отсутствует долгосрочная программа модернизации разделительных производств, не утверждены технические задания на НИОКР по разработке новых поколений разделительного и вспомогательного оборудования, ООО «ННКЦ», ООО «УЗГЦ» и ООО «Уралприбор» оказались в искусственно созданной проблемной ситуации, когда финансирование их работ может быть прекращено в любой момент, что приведет к закрытию этих предприятий.

В апреле 2015 г. Топливная компания «ТВЭЛ» инициировала процесс ликвидации этих обществ с переводом части персонала в научно-производственное объединение, создаваемое на базе ООО «УЗГЦ». Другая часть, а это около 300 работников, останутся без работы, следовательно, более тысячи членов их семей останутся без источников доходов. Считаем это недопустимым, поскольку это событие может стать «последней каплей», переполняющей чашу терпения работников и общественности города, привести к взрыву социальной напряженности и нежелательным последствиям для Госкорпорации «Росатом».

Вызывает обеспокоенность финансовая устойчивость вновь создаваемого НПО, ведь кроме скромного финансирования НИОКР по разработке газовых центрифуг и сопоставимой по размеру выручки от производства оборудования других доходов в ближайшее время не предвидится. Стоит ли затрачивать дополнительные миллиарды рублей в проектирование, подготовку помещений, приобретение нового и перемещение имеющегося оборудования, или логичнее вложить эти средства в развитие имеющихся предприятий, разработку новой конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест? Судя по утвержденному президентом «ТВЭЛ» плану мероприятий по созданию НПО, выбор уже сделан. Не можем поверить, что глава Госкорпорации «Росатом» мог согласиться с этим неэффективным решением, в перспективе ставящим под удар всю разделительную отрасль атомной промышленности России.

Хотелось бы предостеречь С.В.Кириенко от такого решения, поскольку удержание лидерства России в начальной стадии ядерного топливного цикла может быть обеспечено только за счет лучших экономических показателей, низкой себестоимости, а значит постоянного совершенствования имеющегося и разработки нового разделительного оборудования, всесторонние испытания которого на радиоактивном газе могут выполняться только на ядерной установке ООО «ННКЦ», включающей крупнейшую в России экспериментальную базу для всех видов испытаний газовых центрифуг.

В случае ликвидации ООО «ННКЦ» с переводом одной части востребованного персонала в создаваемое НПО и высвобождением другой части персонала, с передачей ядерной установки в УЭХК, могут быть утеряны критические знания и уникальные компетенции, которыми ныне обладают работники ООО «ННКЦ». Без проведения экспериментальных исследований на рабочем газе не будут разработаны новые поколения газовых центрифуг для модернизации разделительных комбинатов Госкорпорации «Росатома». Надо ли говорить, что наши конкуренты на глобальном рынке обогащенного урана будут очень довольны такому развитию событий?!

Ветераны УЭХК и атомных предприятий гордятся большим доверием прежнего руководства страны и атомной промышленности, своей причастностью к решению таких масштабных задач, как создание первых в СССР диффузионного и газоцентрифужного заводов для обогащения урана по российской технологии, которая была справедливо названа «жемчужиной в короне российской атомной промышленности». Поэтому мы глубоко возмущены тем пренебрежением, которое демонстрирует менеджмент Топливной компании «ТВЭЛ» к нынешним научно-конструкторским и инженерным работникам, ставя им задачу создания по сути контрафактного оборудования для нефтегазовой промышленности путем копирования запатентованных импортных образцов техники. Конструктора не против импортозамещения, но против «китайского варианта».

Из неофициальных бесед с работниками УЭХК и атомных предприятий нашего города нам горько осознавать, что в последние годы «оптимизации деятельности» сильно ухудшилась социально-психологическая обстановка в коллективах, люди работают в состоянии постоянного стресса и неуверенности в своем будущем. Ненормальное эмоциональное состояние работников может негативным образом отразиться на безопасности и экономической деятельности предприятий, снижении качества продукции.

Мы уверены, что интеллектуальный потенциал Новоуральска огромен, он всегда был и может оставаться территорией опережающего развития не только Свердловской области, но и всей России. Грамотно и рационально его использовать на благо России – вот главные задачи для Правительства и Госкорпорации «Росатом».

С учетом перечисленных проблем, обращаемся к Вам с просьбой посетить Новоуральск, взять под личный контроль сложившуюся ситуацию на предприятиях атомной промышленности, поручить госкорпорации «Росатом» отменить неэффективные решения «ТВЭЛ», разработать долгосрочный план развития предприятий науки и промышленности нашего города, начать реальную работу по созданию новых рабочих мест, привлечению крупных заказов, нормализации социальных аспектов деятельности трудовых коллективов.

С надеждой на помощь,

Ветераны атомной промышленности г. Новоуральска:

В.А. Баженов, к.т.н., лауреат Государственной премии, почетный гражданин г. Новоуральска

А.С. Безматерных, к.ф.-т.н., Заслуженный конструктор РФ

А.И. Брагин, председатель профсоюзной организации неработающих пенсионеров

В.А. Ивакин, д.т.н., лауреат Государственной премии

В.И. Жуковский, д.ф.-м.н., 

К.Г. Сапсай, лауреат Государственной премии, почетный гражданин г. Новоуральска

И.С. Чаплинский, Заслуженный конструктор РФ

     Адресату открытое письмо нашими учёными было отправлено 17 июня. 
     Адресат (Д.Медведев, Д.Рогозин, С.Кириенко), как водится в любом солидном общаке, перенаправляет письмо тем, на кого жалуются. В середине июля учёные получают ответ, датированный 6 июля, - от тех, кого не спрашивали и от кого просили помощи защитить:  
 
     Ответ вызывает у подписантов "большое разочарование". Немедленно следом за ответом разбираться с новоявленным "деструктивным элементом" в Новоуральск вылетает делегация ТК "ТВЭЛ" во главе с её президентом Юрием Олениным. Происходит встреча с подписантами письма (не со всеми, часть подписантов встречу проигнорировала). Два часа за закрытыми дверями Оленин и Ко внушают противнику идеи о благости новых задач науки и о том, что никакие новые поколения газовых центрифуг больше им не нужны. От встречи тоже - сплошное разочарование и понимание, что с этими ребятами из ТВЭЛ сохранить научно-производственный потенциал дело безнадёжное, мол, значит, судьба.
     Никакой информации новоуральские средства информации ни о письме семи ни об усмирительной встрече не дают, перед нашими СМИ стоит, как и всегда, одна задача - вуалировать вредоносное корпоративному порядку событие, пересоздавая любой сложности переполошную ситуацию в позитивный имидж "завтрашнего дня" территории присутствия и её хозяев. 
     Вот так это выглядит. Главы умирающих "предприятий Новоуральской промышленной площадки", УЭХК - А. Белоусов и УЗГЦ - А. Павелонец вместе с главой ТВЭЛ Ю. Олениным позируют перед фотокамерой и вместе с газетой "Нейва" от 05.08.2015 напускают позитивного имиджу:


























И на этой же странице ниже, хорошо зная болевые точки противника, в самой, какой только можно придумать издевательской форме визитёр заявляет: 


























     Это, конечно, верх цинизма. "Тотальное внедрение ПСР"! Это значит: "Товарищи учёные, доценты с кандидатами, вот вам наш ответ: успокоились и не дёргаемся, умираем молча, мы не отступимся!" (Или вот, там же: "... выйти на принципиально новый уровень эффективности процессов ... должны помочь корпоративные ценности ТК "ТВЭЛ". Их шесть: "эффективность", "безопасность", "уважение", "на шаг впереди", "ответственность за результат" и "единая команда". Последний тезис предполагает слаженную работу всего коллектива комбината... и  максимально широкое участие в подаче предложений по улучшениям.")
     Кто работает на комбинате - работает! не ходит на работу, прогибаясь под натиском ПСР и кропая улучшения - знает о чём я говорю. Больней учёному уже не сделаешь.
     Не всё оказалось чисто с самим письмом, в частности, с подписями под ним. К такому выводу привёл меня разговор с близкими к подписантам коллегами по работе в ООО "ННКЦ". По крайней мере с первой подписью - за именем Баженова Владимира Александровича. Коллеги настаивают, что Владимир Баженов, никак не мог это письмо подписать, так как в течение длительного времени очень серьёзно болен и находится в состоянии, которое исключает возможность дачи подписи. В тех же близких кругах мне удалось выяснить, что инициатором подготовки и отправки письма был первый заместитель генерального директора ООО "ННКЦ", заместитель главного конструктора,   Баженов Владислав Владимирович, сын Владимира Баженова, ранее возглавлявшего этот же коллектив. Тут целая династия Баженовых! Генеральным директором и главным конструктором ООО "ННКЦ" в настоящее время является другой его сын, Баженов Павел Владимирович; он от этого письма, по утверждению коллег, дистанцировался, из понятных соображений карьерной безопасности. Очевидно, считают коллеги, младший Владислав Баженов хотя и решился организовать протестное письмо, из тех же соображений безопасности сам подписаться не рискнул, а поставил в подписанты своего заслуженного родителя (а заодно и для большей весомости бумаги).
     Протест - с прятками за спинами отработавших своё. Не во достижение результата - из-за неверия в него, - а как бы для очищения совести: вот, не молчали ведь! Страх - даже только желания! - быть свободными людьми. Ни одной не пенсионерской подписи! Плачевно, конечно. Оттого, очевидно, у нас царь, вождь, пахан, слетевший с катушек чекист, но не сменяемый президент. Вставать с колен это не жечь продукты, не травить и убивать оппозиционеров, не лезть в чужую страну, не гадить в собственной и по миру, не гнусить "а чё я-то, я - человек маленький", не писать улучшения и не гнать бесконечно понты (а славы-то - оружьем побряцать да боталом). Потому мы не Америка, потому не Европа, потому не Украина. Но потуги всё-таки есть. Что будет дальше, поживём - увидим.