Страницы

пятница, 11 сентября 2015 г.

Соль илецкой земли. Продолжение


     Арбузы. 
     Наш приезд в Соль-Илецк состоялся тогда, когда тут начинает происходить сплошной арбузный праздник. Арбузная благодать длится здесь с середины августа до конца октября.
     Арбузы и дыни везде. Необыкновенно сладкие, сочные, ароматные. Это ещё одна достопримечательность, которая сразу поразит любого прибывшего сюда в августе из областей широт Свердловской области или даже соседнего Башкортостана, к которой, правда, очень быстро привыкаешь - уже на следующий день навязчивое изобилие бахчевых совсем не представляется навязчивым.  
     Так встречает нас Соль-Илецк на своих рубежах.

И также спустя неделю провожает.

     Попурри на тему.







     В городе за килограмм арбуза просят 5-8 рублей, в черте курорта - 20.





     Соль-Илецк - районный центр. Население 27 тысяч человек. Территориально город и курорт одно целое. Сразу бросается в глаза, что разделяющий их забор что бельмо на глазу и воздвигнут явно по произволу. Хотел бы всё-таки надеяться, что заборная болезнь не обретёт здесь тяжёлую хроническую форму, такую, как в моём родном Новоуральске, и скоро пройдёт, как и время системного хапка в государстве. 
     По возвращении с озёр, пройдя турникеты главного КПП курорта, сразу
оказываешься в центре Соль-Илецка, типичного южного города-курорта с рядами уличной и не уличной торговли, с многочисленными зазывалами, 
забегаловками, ресторанами, кафе и гостиницами, с жилыми и административными зданиями, с досуговыми, образовательными, медицинскими, казёнными и прочими учреждениями и заведениями. Вся деловая, общественная, политическая и культурная жизнь города теснится здесь, на небольшом пятачке, территорию которого обойти вдоль и поперёк достаточно одного часа. 
     Особенность Соль-Илецка: немало народу ходит по городу без одежд - в том, в чём ходят на пляже. Думал, так принято. Но попался плакат: "В купальниках по территории рынка не расхаживать!" Скорее всего, в таком положении находится планка культурного уровня всё же не местных, а нас, наехавших сюда с северов. В частном доме-гостинице, например, где мы снимали жильё, туалет был снабжён схожим плакатиком.















































      "Всё путём!" - как и во всей стране. Какова адекватность таково и предложение.


























      Торговец кукурузою.






















     Земляк.



























     Жильё.
 Жилья предлагается разного и много. На это сразу обращаешь внимание, не успев пройти и ста метров от границы курорта вглубь города. Видимо, издержки молодого курортного бизнеса. Предложение явно превышает спрос. Стоимость трёхместного жилища здесь, в самой непосредственной близости от курорта, в среднем 300 р. в сутки, двухместного - 400, одноместного - 500.









































































































     Название главной улицы - тоже особенность Соль-Илецка. Тут главная - Советская. Не Ленина, как во всяком большом и малом городе бывшей коммунистической державы, а Советская. По сердечному признанию служащих здешнего музея, который также находится на Советской, "сегодня улица Советская является культурным и административным центром города Соль-Илецка".




     На главной - всё самое главное.
     Здесь и  соль-илецкая администрация 

     с памятником напротив основателю крепости Илецкая защита (тюрьмы с четырьмя арестантами) казацкому сотнику Углицкому и первому члену-корреспонденту РАН Рычкову, организовавшему в июле 1770 года, используя как рабочую силу арестантов Углицкого, шахтный соляной промысел - "четырём рабочим... он приказал рубить стену". За год нарубили столько, что в рубленные стены вмещалось уже пятьдесят арестантов. C поселения колодников и пошёл Соль-Илецк. Год основания крепостной тюрьмы - 1754-й - принято считать годом рождения Соль-Илецка. Памятник совсем ещё новый, открытие его состоялось в июле 2014 года и было приурочено к торжествам по поводу 260-й годовщины основания города.




    

 Здесь же, на Советской, находится сквер революционеров, который своими совершенно дивными антагонизмами приведёт в смятение, в ярость или развеселит, кажется, любого приезжего, кто хоть самую малость знает об истории страны. Парадоксальное место: исключительно плотоядного зверя поместили здесь в одну клетку с его жертвой. Возле деревянной церквушки современной постройки, куда приходят отправлять свои духовные потребности верующие, положен камень с надписью о том, что на этом месте стоял храм, который в годы социалистического строительства разрушила власть. Неподалёку от камня, с другой стороны церквушки, возвышается монумент в честь тех, кто этот храм разрушил. Теперь одновременно обоим - убиенной, за то, что её убили, и герою-убийце, за то, что жертву убил - соль-илечане призваны отдавать дань благодарности и содеянным, судя по названиям сквера и улицы, гордиться.


     Штаб блюстителей порядка тоже на Советской.







Штаб воскресителей империи Гулага - тоже.

















     Само учреждение ГУЛАГа - здесь же, прямо напротив, через дорогу, от дивного сквера революционеров с церквушкой. Знаменитый на весь мир "Чёрный дельфин" - тюрьма особого режима для осуждённых пожизненно. Официальное название - ФКУ ИК-6 УФСИН (Федеральное казённое учреждение "Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний") России по Оренбургской области.
Административное здание(в центре) и здание гостиницы тюрьмы с магазином
















      Историческая справка.
   В 1756 году согласно указу царского правительства для работ на соляном промысле в Илецкую Защиту стали направляться партии ссыльных каторжан. Больше чем за два с половиной столетия ИК №6 прошла несколько этапов развития:
    1774-1894 г.г. - каторжная тюрьма для содержания заключённых на пожизненную ссылку;
     1894-1905 г.г. - Илецкое арестантское отделение;
     1905-1917 г.г. - Илецкая пересыльная тюрьма;
     1917-1942 г.г. - Илецкий концентрационный лагерь;
     1942-1953 г.г. - Соль-Илецкая тюрьма УНКВД №2;
     с 1953 - Соль-Илецкая тюрьма №2 МВД РСФСР;
     с 1965 - исправительная колония особого режима для содержания осуждённых, больных активной формой туберкулёза;
     в 1998 учреждение переподчинено Министерству юстиции РФ, присвоено название ЮК-25/6;
     с 2000 года - исправительная колония ИК №6 для содержания осуждённых к пожизненному лишению свободы.
     Первый этап прибыл в "Чёрный дельфин" 1 ноября 2000 года.
     В 2006 году в эксплуатацию принят новый режимный корпус на 123 места.
     ФКУ ИК-6 города Соль-Илецка для осуждённых к ПЛС является крупнейшим специализированным учреждением РФ.
     Труд заключённых для работ в соляных рудниках Соль-Илецка использовался до 1942 года. 



























     Тюрьма - ориентир центра города Соль-Илецка. Мощные стены её корпусов серого, красного и белого цветов хорошо видны почти отовсюду, в том числе, с пляжей солёных озёр.























    Собственно, сам город Соль-Илецк прославился на весь мир не своим необычным курортом или соледобычей, а тем, что в его самой "передовой" в России тюрьме особого режима отбывает жизнь по фальшивому обвинению последний узник Путина из ЮКОСа Алексей Пичугин. Было разбирательство в Страсбургском суде, было решение. Европейский суд по правам человека постановил, что осужденный был лишён права на справедливое судебное разбирательство и своим решением потребовал отмены приговора и возвращения дела на стадию предварительных слушаний. Кроме прочего, обязал российские власти выплатить Пичугину 9,5 тысячи евро компенсации.
Но наш Верховный суд - Наш Верховный суд. Он наплевал на постановление ЕСПЧ и Конституцию собственной страны и отказался отменить приговор и выполнять другие пункты решения. Согласно Конституции Верховный суд не может не выполнить решение ЕСПЧ - он обязан его выполнить. Причём этот плевок был сделан ещё до раздрая Путина с цивилизованным миром из-за Украины - в октябре 2013-го; правда, как известно, уже тогда Путин находился вне конституционного поля, сидел на третьем сроке в президентском кресле (с мая 2012-го).  Это позорное обстоятельство и привело Соль-Илецк к всемирной славе.
     Какая она, самая прославленная образцовая тюрьма для лишённых свободы пожизненно, с которой тюремное начальство страны предлагает брать другим тюрьмам пример?
     Во дворике административного здания тюрьмы, где народ позировал на фоне дельфинов, ко мне подошёл в форменной одежде тюремщик, очевидно, по его мнению, я слишком приблизился к зданию, и сказал мне, что здесь находиться нельзя, фотографировать тоже, здесь режимный объект. Видя его вполне нормальное ко мне отношение, я стал спрашивать его о сидельцах, на сколько мест для пожизненных тюрьма рассчитана и сколько их в ней сейчас. Я действительно тогда практически ничего не знал о тюрьме, знал только, что она одна из пяти российских тюрем для тех, кому смертную казнь ввиду моратория заменяют пожизненным сроком и что она из этих пяти самая большая. Его ответ, конечно, был ожидаем: "Объект режимный, вся информация закрыта". Не ответили мне на этот вопрос и в соль-илецком музее, сославшись на закрытость администрации объекта. Но зато с гордостью рассказывали, что здесь останавливались выдающиеся поэты Алексей Плещеев и Тарас Шевченко, когда в середине 19 века за крамолу были сосланы царским правительством в Оренбургский край. Вообще, очень чувствуется, что жители Оренбуржья гордятся, что их земля - край каторжный. Хотя какой уж такой каторжный: в Оренбургской области 14 пенитенциарных учреждений, а в Свердловской, к примеру, аж 48.
     Но обо всём этом потом, вернувшись уже домой, я без труда узнал из инета, и даже гораздо больше. На основе выдержек из разных источников  разных авторов я составил небольшой рассказ, чтобы, не тратя времени на поиски, всегда можно было бы получить о данной тюрьме более менее адекватное представление.

     Исправительная колония особого режима города Соль-Илецка для пожизненно осуждённых ("Чёрный дельфин") самая большая колония подобного типа в России. Градообразующее предприятие. Её вместимость 1600 осужденных к ПЛС (пожизненному лишению свободы). Численный состав персонала - около 900 человек. К сведению: число работников второго по величине предприятия, соль-илецкой Руссоли, - около 500 человек. Как правило число сидельцев не превышает 700. Есть также данные, что лимит наполнения 1031, фактически содержится около 900 осужденных, из них чуть более 600 с пожизненным сроком, остальные на общем режиме. Эти остальные, видимо, а не пожизненники, как думают многие приезжие, и хлеб пекут, и обувь шьют, и кур-гриль делают и сувенирную продукцию изготавливают. Всё это потом продаётся в притюремных киосках и магазине. Смертники ни в каких работах не задействованы. Их дело - с 6 до 22 часов сидеть тупо в камере на железном табурете, прикрученном к полу, или стоять. Условия содержания осужденных в "Чёрном дельфине" самые жёсткие из всех пяти российских тюрем для смертников, "Чёрный дельфин" по этому показателю считается образцовой тюрьмой.
     В тюрьме строгая изоляция от контактов между заключёнными. В камере находятся по 2-4 человека, однако есть заключённые, содержащиеся в одиночных камерах. Размер камеры  4 - 6 квадратных метров, причём заключённые отделены от дверей и окон массивными стальными решётками, таким образом, камера представляет собой клетку в клетке.
     К полу прикручены две двухъярусные кровати, умывальник и унитаз. К полу прикручен и стол, за которым можно читать книги из библиотеки  или писать письма родным.
     Из зарешёченного окна камеры неба не видно, видна только узкая полоска света. Небо видеть заключённые могут только совершая ежедневные полуторачасовые прогулки в специальном закрытом боксе.
     Питаются заключенные не выходя из камеры. Пищу (пластмассовую тарелку супа и хлеб) подают через окошечко камеры. Стоимость дневного рациона заключённого обходится казённому учреждению в 42 рубля.
     Спят пожизненно осуждённые головой к двери, не накрывая лица, и при ярком свете, свет в камерах не выключается никогда. Ложиться или даже присаживаться на кровать в течение дня запрещено. Спать можно только на спине, руки вытянуты вдоль тела на поверхности одеяла. В случае нарушения правил начинает действовать принцип "один за всех, все за одного". Все обитатели камеры по команде надзирателя ( на официальном языке: младшего инспектора)  моментально вскакивают в дежурную "исходную позицию", становясь у стенки, и продолжают так стоять, дожидаясь специального указания охранника на продолжение сна.
     Стоит звякнуть ключу или окошку для подачи пищи, все принимают "исходную позицию", именуемую в местном обиходе "позой КУ": на уровне колен с размаху ударяются в ближайшую стену затылком, закрывают глаза и открывают рот. Руки поднимают при этом вверх и растопыривают пальцы. И во рту и меж пальцев можно спрятать режущие или колющие предметы. При команде "Доклад" дежурный по камере скороговоркой рапортует: фамилии, статьи и кто за какие преступления сидит. Чем быстрее и внятнее доклад, тем меньше сокамерникам стоять в этой страшно неудобной позе. Затем дежурный даёт указание на проведение досмотра в камере, все заключённые бегут к решётке, отделяющей входную дверь в камеру от места их обитания, и протягивают за спиной сквозь окошечко руки, чтобы надзиратели надели им наручники. После полученной команды выйти из камеры, осуждённые быстро выходят и, наклонившись и упираясь головой, становятся к стенке. При передвижениях вне камеры заключённым надевают повязку на глаза для потери ориентации, чтобы они не могли запомнить план тюрьмы. Минимальное количество конвоиров, сопровождающих заключённого - три человека и обязательно кинолог с собакой. Трое на одного заключённого также необходимо для того, чтобы следить за персоналом - чтобы не было свободного общения персонала с заключёнными.
     В тюрьме настолько жёсткий контроль и дисциплина, что всякая связь с внешним миром оборвана. Тем не менее режим здесь собираются сделать ещё жёстче. В рамках реформы по гуманизации уголовно-исполнительной системы, в "Чёрном дельфине" начала воплощаться идея, как эксперимент, вообще лишить пожизненников  свиданий с родными и близкими, чтения книг, газет и т.д. Психологи и учёные против таких драконовских мер и уверены, что в этом случае число суицидов вырастет в разы. Да, желание суицида вырастет. Но не вырастет на практике. Психологи и учёные могут быть спокойны,  случаев суицида в этой тюрьме нет, суицид вообще здесь невозможен. Все камеры оборудованы системой видеонаблюдения  и круглосуточным мощным освещением. Каждые 15 минут по камерам проходят дежурные надзиратели. За смертниками наблюдают в режиме онлайн круглосуточно. Так что подарков в виде мгновенного исхода из прижизненного ада никто тут преподносить попавшим сюда не собирается.
     Теоретически через 25 лет отсидки может быть рассмотрен вопрос о помиловании заключённого. Но практически это невозможно. Канадский учёный Джон Силье вывел зависимость общего действия стресса на организм человека - так называемую кривую Силье. По этой кривой здесь проходят все. Первый год человек живёт познанием новых условий и себя в этих условиях. Потом три года идёт период стабилизации, в это время человек похож на робота, он выполняет команды, не задумываясь. Дальше заключённый или продолжает быть роботом, или, не смирившись с положением робота, быстро угасает - и умственно и физически. Воспаляются лимфа-узлы, изъязвляется желудочно-кишечный тракт, отказывают надпочечники. 

     Тюрьма - ещё одна достопримечательность Соль-Илецка, та самая главная достопримечательность "культурного" Соль-Илецка, которая поражает больше всего.  







     Слово "Исправительная" применительно к смертникам, умиляет своим цинизмом особенно.

























     Фото на память.








































































































     Но в отличие от арбузной, к этой достопримечательности не привыкается совсем. Когда побываешь здесь, возле самой тюрьмы смертников, поприсматриваешься к жизни в непосредственной близости от её стен, ни горячее солнышко, ни комфортное купание в озёрах, в которых невозможно утонуть, ни арбузный рай, ни учтивость и обходительность хозяев, у которых живёшь, ни самый решительный настрой на отдых, ничто не может уже заставить тебя абстрагироваться от непокидающих рассудок дум о жуткой нечеловеческой реальности, сущей в твоей стране: ожившего среди курортного веселья ГУЛАГа, о тюрьме с её штатными собаками и людьми, натасканными на людей, о стремительно деградирующем государстве, тренирующем отморозков в форме, попирающем конституционные нормы о том, что "достоинство личности охраняется государством" и "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" - кромешной преисподней - которой не пожелаешь даже Путину, - вдруг оказавшейся на поверхности земли, на которую почти никто здесь, на ярком живом солнышке , не обращает, никакого, кроме праздного, человеческого внимания. Я много всматривался в лица и в жесты прохожих, толпящихся здесь, разглядывающих и покупающих тюремные сувениры в магазине и в ларьке при тюрьме, в позы фотографирующихся на память и делающих селфи возле изваяний двух чёрных дельфинов на лужайке перед входом в административное здание - никакой и тени ощущения места фундаментального зла! - всем привычно по барабану. 

     Соль-илецкий курорт  предприятие прибыльное. В год даёт 69,5 млн. рублей чистой прибыли (данные за 2012 год). Цифра, безусловно, скромнее, чем у "Руссоли", имеющей в год более 1,5 млрд. рублей чистоганом, но зато в отличие от соледобытчиков, кормящих налоговыми отчислениями чужаков, курортный бизнес, будучи зарегистрированным "по месту жительства", пополняет своими налогами всё-таки казну Соль-Илецка. Значит, как бы то ни было - со всеми минусами нахождения чудо-озёр на территории активной промышленной деятельности (с рудником, добывающим 560 тысяч тонн соли в год) посреди холмов и неудобий, заросших верными спутницами свалок промышленного, строительного и иного твёрдого мусора, лебедой и полынью - затея соледобытчиков, городской и областной администраций развернуть здесь курорт с благоустроенными чистенькими пляжами, с огромным количеством хороших cовременных аттракционов для взрослых и детей, с множеством точек питания с неплохой и разнообразной кухней, с платными парковками для авто (30 р/час) и многими другими на выбор услугами не была зряшной. Да и я только благодаря этой удивительной затее сделал для себя немало открытий и познал нового, побывав в необычном обычном месте России, где за два с половиной столетия научились только изымать природные дары у земли и держать тюремное дело. В обоих делах здорово причём преуспели.