Страницы

среда, 31 октября 2018 г.

Дожив до понедельника


     Да, те три спецеврофуры - дальнобои с номерами столичного региона, упакованные грузом радиоактивных отходов - что под занавес минувшей пятницы, грациозно прошествовав колонной в потоке машин по вечерним улицам ЗАТО Новоуральск, въехали в гараж градообразующего предприятия ЗАТО, так в том гараже и простояли неразгруженными в ожидании понедельника. 
     Теперь знаю: по субботам и воскресеньям единственный в стране федеральный пункт захоронения РАО не работает. Что делает работу, надо отметить, по выполнению обязательств загрузки всего объёма (15 000 куб. м) 10 карты первой очереди ППЗРО радиоактивными отходами в срок более напряжённой, чем необходимые пять с половиною фур в день при семидневной рабочей неделе.

     В общем - до понедельника дожили. И я отправился добывать не добытое в прошлый раз: справку о том, сколько контейнеров с РАО вмещает одна фура. Как раз в это утро в Новоуральске наступила зима. Вследствие чего, очевидно, создались некоторые неудобства при подъёме фур к воротам могильника: когда я входил в поворот подъезда к объекту  - а это было четверть десятого - по юзаному снежку в начале подъёма было видно, что высоту взять с одного разу дальнобоям не удавалось. Хотя весь подъём был очень обильно посыпан лёдплавящими реагентами. Очевидно, посыпали позже. Стало быть, фуры давно уже там. Взглянул сквозь лобовое на кран. По лестнице в кабину управления краном, осыпая с лесенок снежок, поднимался крановщик.  Всё в порядке - фуры ещё не разгружали.
     Ба, да тут сегодня очередь!  Перед воротами КПП ППЗРО стояли два открытых КАМАЗика, в кузовах которых находились по два небольших металлоконтейнера с РАО. Наши грузовички! - комбинатовские! Но без опознавательных знаков - что возят радиоактивный груз.
































      Их путь  совсем недалёк - километра три-четыре: от складов здания 395 временного хранения РАО. Сюда, в здание 395 комбинатовской промплощадки, стали временно складировать отходы, образуемые УЭХК после февраля 2015 года, после того, когда в последнюю, 9-ю карту-траншею пункта хранения твёрдых радиоактивных отходов (ПХТРО) - предшественницу 10-й карты - прекратили загрузку отходов и затем которую "зачехлили".
      Взобрался на свой "наблюдательный пункт" - вал материнского грунта посреди спланированной горы, оставшегося видимо, со времени сооружения 10-й карты в самом начале десятых. Выше точки, откуда было бы лучше видно, что там внутри, не забираясь на дерево, найти рядом с могильником нельзя. Было видно: под мостом крана что-то хлопотал, начиная свою рабочую смену, стропальщик, стряхивал с каких-то предметов рукавицами снег, самих предметов из-за забора однако видно не было. Фуры стояли рядком чуть поодаль, по соседству. Правее этого места, из-за забора торчал какой-то хобот на подобие устройства, коим обыкновенно подают бетонную смесь.


































     КАМАЗики, между тем, как можно было понять, уже встали под разгрузку. Рабочий взобравшись в кузов машины, успевал только зачаливать груз. В течение не более чем получаса обе машины были разгружены. КАМАЗики поехали за новой партией. Интересно, сколько рейсов в день они делают. На следующий день мне случилось дважды в первой половине дня проезжать мимо ППЗРО, то есть туда-сюда четырежды - три раза эта парочка попалась мне гружёною. 
     Пакуют уэхаковцы свою радиоактивную дрянь в самые лёгкие фирменные контейнеры "345 метизного" - КРАД-136 - объёмом 1,3 куб.м и массой брутто 3,1 т. По цене они дешевле бетонных НЗК. Толщина стальной стенки всего 4 мм. Ранее эти контейнеры допускалось использовать только для транспортирования и временного хранения РАО, но после пуска в 2016 году первой очереди ППЗРО, по просьбе руководства УЭХК в нормативный ряд были внесены изменения, и КРАДы были включены в список используемых для захоронения, но только отходов не выше 4 класса радиационной опасности. А отходов выше 4-го комбинат, по заверению его начальства, с 2017 года больше не производит.
































































     После КАМАЗиков на посту разгрузки началась какая-то непонятная канитель, и вожделенной разгрузки фур я так и не смог дождаться и никакой соответственно справки о реальном количестве контейнеромест в кузове дальнобоев я опять не получил. Ну, что ж, в другой раз. Проблем нет, только собраться. Везут беспрерывно. Во вторник, когда снегу нападало ещё, прибыла очередная колонна дальнобоев - одна фура стояла утром брошенной, вспыхивая аварийными мигалками, перед свороткой на подъём к могильнику. А на самом подъёме было уже весело: туда-сюда сновали большегрузные самосвалы, вывозя с территории могильника грунт на перевалочный пункт карьера "Заплотный Камень", в полста же метрах от фуры в ворота белореченского КПП зоны ЗАТО протискивались колонны других самосвалов, везущие с перевалочного пункта этот же грунт обратно в город - для нужд территории комплексной жилой застройки микрорайона 13 ЗАТО Новоуральск. Происходил невероятный, моему уму непостижимый какой-то дъявольский трафик: санитарная зона кладбища радиоактивных отходов - освоение территории под жилищное строительство. Театр абсурда продолжал давать свои представления.






















































     Удовлетворён проделанной в течение последних двух недель своей работой. В целом информацию о сегодняшнем дне могильника - об объёмах захораниваемого, о географии поставщиков, о качестве транспортировки и упаковок радиоактивного груза - можно получать и таким допотопным способом - по-партизански (не по-комиссарски же). 
Разумеется, будучи достаточно подкованным, ознакомившись как следует с МОЛами. Например, мне стало уже почти очевидно то, что НО РАО к настоящему времени вывел производительность новоуральского объекта на проектную мощность, которая прописана в МОЛах. До этих своих вылазок мне такое количество автопотока в день, такая суточная производительность не представлялась возможной.




   Конечно, качество работы несравнимо с тем, когда бы в Новоуральске были СМИ, а у работников пресс-службы НО РАО были возможности такие, какие имеются у работников подобных служб в неавторитарных государствах. Не лазать бы мне тогда нигде.  Работая с пресс-службой нацоператора - правда, последнее время всё меньше по понятным причинам - видишь, что и там им доставляет значительные неудобства государственная политика, направленная на эскалацию закрытия экологической информации в ядерной отрасли, ставящая их в позу непотребства, что не скажешь о патриотической общественности города - те сами в эту позу встают: всё, что  потребляем-с с вертикали, одобрям-с. Но что имеем, то и имеем. Большего надо заслужить, за большее надо драться, с болезнью надо бороться - каждому поодиночке и всем вместе.

     Отдельно порадовало то, что информация об использовании грунта, вывезенного с территории могильника, для планировки площадки под застройку целого жилого района прорвала пределы "сообщества "Новоуральское свободное слово" и стала в Новоуральске достоянием гласности. Об этом сегодня говорят, это обсуждают, этим возмущаются. Спасибо всем неравнодушным, перепостившим мои ПОСЛЕДНИЕ АДРЕСА.
     К раскрутке темы подключились и патриотически озабоченные, которые спят только и видят, где бы ещё и поглубже лизнуть. Тут даже известный в областном центре Колясников удосужил меня чести, в оргии поучаствовав. Ну, такая возможность! Ребята забегали в истерике, схватились за клавиатуру, один даже за дозиметр, "журналист" из "Нейва-пресс" - а потом за клавиатуру - и побежал скорее замерять на стройку радиацию, вместе с независимым экпертом - самим начальником стройфирмы, завозящей грунт с могильника. И всему Новоуральску указал на лжеца, стряпающего фейки: мол, гляди, публика, все фантазии этого известного "бла-бла-блогера" я легко опроверг, что грунт-то не с могильника самосвалы берут, а с Заплотного Камня!
    Другой влез на провластный общегородской сайт и выступил с разъяснением, цитирую: "Перестаньте повторять вздор. Грунт, во-первых, не с могильника, а с БУДУЩЕГО могильника, там земляные работы по подготовке к его строительству. Во-вторых, он вывозится на карьер ВРЕМЕННО, весь грунт, что подняли - надо будет вернуть на место. На карьер его отвозят и там оставляют на ответхранении, по договору. С карьера вывозится другой скальный грунт, не тот, что со стройки БУДУЩЕГО могильника. Вы там жрёте что ли вещества какие-то? С чего вдруг каждый писарь в экологи-то решил заделаться? Не, ну ладно, решили, черт с ним, но вы совсем-то лютый бред не распространяйте и не повторяйте, как шайка тупоголовых попугайчиков". 


















     Вообще, прежде чем что-то рассказывать о "могильнике" и "БУДУЩЕМ могильнике" надо б хотя бы взглядом пробежать МОЛы, чтоб не опозориться и не выглядеть последним невеждой. 

























     Понятно, рвение завзятого холуя не предрасполагает к чтению с пометками на полях специальной литературы, да и расчёт холуйский на то, что публика МОЛов тоже не читает. Ему изнутри этого не видно, но означенные обстоятельства как раз и приводят холуя в состояние совершенной невменяемости и моральной неадекватности, которую он демонстрирует публике своими комментариями или зубодробительными статьями.
     И с дозиметром вменяемый и адекватный бегать тоже не станет. Потому что сам факт извоза грунта с территории радионуклидного могильника - с "территории, которая не подпадает под экологические и иные ограничения" - для нужд застройки жилого района говорит обо всём исчерпывающе. 
     Никак не берётся только в толк, на кой ляд понадобился в маршруте доставки перевалочный пункт: везти грунт с "жемчужинки" Новоуральска сначала на заброшенный каменный карьер бывшего ООО "Карьер "Заплотный Камень", собственник которого утратил, похоже, на него все права, формировать там из него могучую гору и, поставив на её вершину экскаватор, и, перегрузив этот грунт на другие самосвалы, везти его под строительство жилья. Что бы не возить сразу с ППЗРО, напрямую, тем более что часть самосвалов вывозящих оттуда грунт принадлежат той же строительной компании, другая часть самосвалов которой загружаются грунтом ППЗРО карьера - на стройке ППЗРО кампания, строящая жильё МКР-13, трудится на подподряде. На кой бес такая логистика? Почему бы не по логике абсурда, а напрямую: ППЗРО - МКР-13? А если с карьера - то не из кучи ППЗРО? Пожалуйста, тут вдоволь мест, где можно брать нормальный камень и в нужном объёме, ставь только свой экскаватор, здешний в плачевном состоянии, и подъезды куда как получше и по качеству камень один и тот же - одна гряда трещиноватых скальных глыбовых пород.

     Въезд на "Заплотный Камень". Два года назад эдесь функционировал КПП, с охраной, со шлагбаумом. Сегодня вход и въезд свободные.

















     Кондиционный карьерный камень. Загружайся и вперёд!.. Никого!
















     Брошенный карьерный экскаватор.



















      Квартирантка карьера. Гора ППЗРО.


































     И когда вдруг единовременно из разных мест выскакивает команда патриотических задолизателей и поднимает лиз на всю ивановскую, сразу задумываешься о том, что до этого лиза и в голову не могло прийти - что разбираться с этой схемой надо тем независимым институциям, что обеспечивают законность в правовом государстве. Но таковых, увы, не успело возникнуть в посткоммунистическом российском пространстве до оккупации его бандами путина - радетелей рая. Словом, что имеем, то и имеем.

    Вот ссылки:
Колясников
НЕЙВА-ПРЕСС

пятница, 26 октября 2018 г.

Последние адреса

       На днях воочию "порадовало" увидеть:
1)  на чём подвозят радиоактивные отходы из других территорий присутствия Росатома в нашу территорию; 
2) куда вывозится грунт с пределов радионуклидного могильника.

     Две дивные весёлые истории. Советую прочесть до конца. Это интересно должно быть многим, особенно современным и будущим исследователям родного края.

     Последний раз на нашей "жемчужинке" - первом и единственном в России новоуральском полигоне захоронений (окончательной изоляции) твёрдых радиоактивных отходов федерального значения со строящимися тремя картами второй очереди и одной эксплуатирующейся уже почти два года карты первой очереди, я был очень, можно сказать, давно - в первой ещё половине августа. Это много, учитывая, с каким замахом готовили тогда строители площадку под разворачивающееся производство работ и какими заметными уже темпами роста объёмов захоронений и списка поставщиков РАО начиналась вялотекущая ранее деятельность федерального объекта. Давно думал наведаться, собирался, да уж никак не находилось выбрать времени. И тут без всяких планов нашлось - спонтанно,  экспромтом. Организовали экспромт две фуры. В четверг, 18 октября. 
     На главном КПП городской зоны на въезд в город узрил две встречные фуры с проблесковыми маячками над кабиной, какими обыкновенно мигают встречные цистерны с бензином. Фуры как фуры. Проезжая мимо, обернулся вслед. Было промозгло и слякотно, шёл хлопьями снег, но сквозь грязевые потёки были видны очень знакомые, едва различимые жёлтые знаки, нанесённые на задке кузова. Да не может быть, показалось - чтобы на обыкновенных еврофурах возить что-то с радиацией! Проехал мост. Нет, другой возможности скоро не будет - надо попытать, а вдруг! На ближайшем т-образном перекрёстке развернулся. Фур, конечно, и след простыл. 
     Есть! Это мой день! Догнал, когда тягачи уже поворачивали у белореченского КПП на подъём к самому могильнику.

     История первая. 
     Да - эти "мои": обычные тентованные еврофуры.  Процесс въезда в закрытую секретную территорию ППЗРО, выгрузки ёмкости с РАО и её препровождения в место захоронения я, глядя внутрь забора из-за забора, как мог по-партизански, конечно, заснял.

     Въезд.


















     Первая фура - с номерами нижегородского региона. Вторая - с номерами нашего, Свердловской области. 


































































     Въехали. Разгрузка. Одна фура - под краном, вторая - в ожидании.




















     Вилы автопогрузчика извлекают из растентованной четвёртой четверти отсека фуры первый контейнер с РАО и подают его под траверсу крана.














     Контейнер захватывается и поднимается на необходимую для горизонтального перемещения высоту.





















     Движение крана по рельсовому пути.














































     Последний адрес. Подведённый к месту своего захоронения, контейнер с РАО опускают. Теперь ему быть тут вечно, во всяком случае - до пор, пока не кончится наша планета. Изоляция финальна - так предусмотрено государственной программой, обязательствами Росатома.















     Сколько контейнеров в фуре? На процедуру разгрузки всей фуры меня не хватило, поэтому не могу сказать. Но посчитать можно. Внешне этот контейнер либо бетонный - НЗК-МР или НЗК-150, либо стальной - КМЗ. По габаритам они все абсолютно одинаковые: 1650x1650x1370 (мм), различаются только полезными объёмами - из-за неодинаковой толщины стенок и днища (НЗК-150 способен вместить 1,5 куб. м РАО; НЗК-МР - 1,9 куб. м; КМЗ - 3,1 куб. м). Масса порожнего бетонного - 4,3 т, заполненного отходами - до 7,3 т. Масса пустого стального (КМЗ) - 1,025 т, вместе с отходами - до 10 т. Внутренняя длина кузова еврофуры - 13,6 м. Если поставить контейнеры вплотную, контейнеров войдёт в кузов 8 штук. Но ввосьмером, своими 58-80 тоннами, они порвут любое сцепление, даже буржуйское SACHS, если раньше не раздавят кузов - грузоподъёмность фуры 20 тонн (правда, водители говорят, что легко берёт 24). Никто ж, наверное, не думает отправлять контейнеры заполненными не под заглушку или вообще пустыми. 

     Основные параметры еврофуры.  













     Следовательно: для доставки в Новоуральск РАО одна фура в состоянии поднять либо 3 бетонных контейнера либо два металлических. Следовательно: каждая прибывшая в Новоуральск фура прибавляет к содержимому заполняемой карты № 10 первой очереди пункта ПЗРО вместимостью 15 000 куб. м от 4,5 до 6,2 кубических метров радиоактивных отходов. Если принять, что объём загрузки карты с начала августа не изменился и в карту загружено чуть более 600 куб. м - значит, под разгрузкой в нашем ППЗРО уже побывало минимум 100 фур, а чтобы закрыть весь объём карты, нужно принять контейнеры с РАО ещё как минимум от 2 400 таких грузовиков. По словам руководства НО РАО, перед национальным оператором государством поставлена задача завершить заполнение 10 карты отходами к концу 2019 года, Остаётся 431 день. 5 с половиной фур в день ковровой без выходных работы - условия выполнения обязательств. Возможно, так сегодня и есть - обязательства как никак.

     История вторая.
     С места разгрузки фур переместился к месту строительства карт второй очереди. Метрах в ста-ста пятидесяти от места разгрузки в бетонной стене, ограждающей площадку ППЗРО, строителями была проделана брешь. В брешь были врезаны выполненные из стальных прутьев ворота. Через них в обе стороны беспрерывно въезжали и выезжали 15 тонные самосвальные МАЗы и КАМАЗы, занятые вывозом скального грунта, высвобождающегося от строительства 39 000 кубовых мощностей карт приповерхностного захоронения семиметровой глубины будущей второй очереди, пуск которой намечается в 2020 году.


































































     Это ж был будний день. Людей, техники и начальства - что пчелиный улей; особенно техники как грузовой так и легковой вокруг было неимоверно, поэтому решил не мешаться, а наведаться сюда в выходной - чтобы основательно, без суеты.
     Однако, приехав в воскресенье, увидел, что вывоз грунта производят здесь также бойко и в выходные. Работают самосвалы, экскаваторы - ковшовые и с долотом. Но в отсутствие начальства той суеты уже всё-таки нет - всё по делу. 
     Дерзнул проехать через ворота внутрь. Но, проплыв внутри с десяток метров грязевой жижи с ухабинами, двинуть на спуск вглубь стройплощадки не рискнул... 
     Интересно, а куда эта прорва самосвалов вытряхивает грунт? Как никак это всё территория одного большого очень старого и грязного могильника с девятью в разные годы "зачехлёнными" картами, если можно картами называть вырытые в земле ленты неглубоких траншей, куда с 1964 года  сверхсекретное предприятие Минсредмаша номерного Свердловска-44, поставщик обогащённого делящегося урана для советских ядерных боеголовок и энергетических установок атомного флота СССР, стаскивало навалом всякий "звенящий" мусор и, заваливая, разравнивало поверхность бульдозером. Как известно, всё мусорное ядерное наследие Новоуральска, образованное до 2011 года составляет 65 500 куб. м ТРО, львиная доля скопленного от деятельности УЭХК покоится в грунтах строящегося ППЗРО... 
     Интересно, куда ж они всё-таки вывалят этот грунт? И, чтобы выяснить, пристроился за беленьким МАЗом, отъезжающим из-под экскаватора.
































     Мой проводник оказался с мордовскими номерами. И вообще, мордвин трудился здесь не один. Очевидно, прислали их с родины "Кузькиной матери", родственного номерного Арзамаса-16 - ЗАТО Саров, которое, разделённое географически региональной границей, находится не очень понятно где: то ли в Мордовии то ли в Нижегородской области. Кстати, очень возможно, что и контейнеры из фур, одна из которых с нижегородскими номерами, тоже оттуда же - с приветом от ВНИИЭФ.

     Конечная.


















Урочище "Карьер "Заплотный камень" - вот куда вытряхивают объёмы многотысячных кубов скального грунта будущих карт ППЗРО. Непосредственно рядом  с карьером сделалась внушительных размеров гора. Можно теперь представить какую гору радиоактивных отходов примет наша "жемчужинка".










































































































     Но это не вся история. Рукотворной горой путешествие могильных каменных глыб не заканчивается. Наступит понедельник, сюда, в заброшенное, безлюдное место другой юрисдикции, приедут самосвалы также другой юрисдикции и повезут их в новое место. Добытый из недр территории ядерного могильника, бесполезный и не пригодный ни в каком людском хозяйстве товар, но сменивший собственника, обретёт полезность и ценность. Ведь чего ради на самой горе на свежеотсыпанной площадке будет вдруг торчать экскаватор, если это конечная? - такой вопрос лезет здесь в голову сам по себе. 
     Повторно я приехал сюда в ближайший рабочий день. Картина была следующей.
     На горе работало две категории техники: те же 15-тонные "МАЗы" и проч., привозящие грунт, в сотрудничестве с бульдозером, расталкивающим грунт, и 25-тонные "MANы", "IVECO"  и проч,, увозящие грунт, с которыми сотрудничал экскаватор.

















































     Теперь я пристроился за "MANом" - сопровождать его на новый адрес отсыпки грунта. 
     Приехали. 
     Честно говоря, думал, бутят под шумок этой дрянью какой-нибудь кусок автодороги у чёрта на куличиках  (чтобы не вкладываться, а деньги с заказчика получить, будто вложились в добрый кондиционный материал). Вот дудки! Бутят под респектабельное жильё - в модном и перспективном районе города. Передняя часть Южного района ЗАТО Новоуральск. Стройплощадка освоения территории индивидуальной жилой застройки. Район припойменной, сильно заболоченной территории реки Ольховки. Этим каменным глыбам как раз здесь и место - пол ППЗРО войдёт.
































     Последний адрес.































     Сколь бы не называли титулованные новоуральцы - "граждане страны Росатом" (придумали же) - кандидаты и доктора с дипломами физтеха, противников устройства в Новоуральске централизованного ядерного могильника радиофобной шизой, предателями атомграда, отрасли, России и так дальше , но жить в таком доме я не хотел бы ни за какие деньги и категорически старался бы отсоветовать жить другим. Вот есть в нашем НГО 48 заслуженных людей, жертвенных самоотверженных патриотов, они горды городом, которому выпала честь иметь такой могильник - 48 членов "Экспертного Совета граждан страны Росатом", у них семьи  - на здоровье! Ради Бога!  Ключи от 48 домов - в студию! Пусть все завидуют.

     Нет, похоже обязательства Росатом свои-таки выполнит.  Буквально несколько часов назад, в пятницу, около 19 часов мне опять "повезло" - новая история: въезжая в город, на КПП упёрся в колонну из трёх тентованных еврофур с РАО. У этих номера московские.


















 Правда, на могильник грузовики сразу не поехали - проехав регулируемый перекрёсток у второго моста по Заречной, колонна свернула направо и въехала в ворота гаража УЭХК - ТЛЦ. Видимо, разгружаться предписано только в светлое время суток, а может, персонал ППЗРО работает в одну смену, рабочий день закончился. Тогда до понедельника.
















     Небольшой кусок видео с колонной на Заречной.

    26 октября 2018 года.