Страницы

четверг, 31 октября 2019 г.

Greenpeace России начал сбор подписей


     Сегодня Greenpeace России начал сбор подписей против ввоза немецких отходов обогащения урана в Россию.
     Имею вот что сказать. В дополнение к уже многажды сказанному моими коллегами по антиядерному движению. По экспорту бочек с отвальным гексафторидом урана (ОГФУ) с газоцентрифужного завода Urenco Deutschland на УЭХК в Новоуральск, Заинтересованные стороны говорят, что на дообогащение до энергетической кондиции, хотя документ о сделке немецких и российских атомщиков, никто из них, я думаю, в глаза не видел.
     Ну, предположим, пусть на дообогащение. Конечный результат выглядит тогда так: одна на выходе (с каскада центрифуг) мера дообогащённого до энергетической кондиции ГФУ для заказчика из ОГФУ заказчика даёт 7 мер вторичных ОГФУ (ОГФУ, образованных от ОГФУ). То есть, заказчик увозит домой 1 бочку (10 тонн) энергетически годного, обогащённого до 3 - 5% по 5-му, топливного сырья, а в Новоуральске оставляет, в качестве дополнительной оплаты услуги, 7 бочек (70 тонн) негодного - вторичных отвалов - разобогащённого до 0,005 - 0,01% по 5-му. В Европе и в США (кроме Франции) вещи называют своими именами - отходы не возвеличивают до положения ценного сырья. Вот и сбагривают ловкачи из Urenco Deutschland в прикиде ценного сырья свои отходы. Воспользовавшись тяжёлой ситуацией с наличием ГФУ природной концентрации в России. А вот не подвернись загнавший себя в нужду российский атомщик, пришлось бы атомщикам Германии на своих разделительных мощностях нарабатывать кондиционный материал, оставляя горы в десятки и сотни тысяч тонн несносно токсичных отходов под своим открытым небом. Для чего вот только нарабатывать, непонятно - к 2022 году Германия в рамках программы отказа от ядерной энергетики останавливает свой последний энергоблок. Так что, возможно, и бочки с обогащённым для Германии топливным ГФУ останутся в Новоуральске.
     Почему загнавший себя в нужду. А потому.
     В 2014 году в Ангарске, в результате проведённой реструктуризации и произведению мер по созданию "Нового облика", закрыли сублиматный завод - один из двух, обеспечивающих разделительные газоцентрифужные мощности России гексафторидом урана природной концентрации (0,7% по 5-му). Второй - и теперь единственный, производящий для нас сырьё - находится в Северске. Северчане одни не в состоянии обеспечить загрузку наших центрифуг. Центрифуги должны крутиться, останавливать их нельзя. Остановка чревата гибелью по наработке топливного сырья для работы энергоблоков АЭС производства. Ну, а дальше что - по-моему, объяснять никому не надо.
     То есть ситуация сегодня сложилась в атомной отрасли в точности такая, какая она была в начале 1990-х, после того, когда Минатом (нынешний Росатом) в 1988 году полностью прекратил обогащать уран до оружейной концентрации. Тогда спасла российских атомщиков, с оказавшимся на грани гибели газоцентрифужным производством, Америка.  Была принята и с 1994 года стала материализовываться российско-американская программа "Мегатонны - в мегаВатты", где для осуществления перевода ГФУ оружейной концентрации (от 90% по 5-му) в топливную (до 5% по 5-му) требовался специальный разбавитель - ОГФУ, обогащённый до 1,5% по 5-му. Спасительными "хвостами" и стали загружать центрифуги. Кроме того, подоспели на выручку, воспользовавшись моментом, атомщики Великобритании, Германии и Нидерландов (Urenco)  - те самые составы поездов с ОГФУ 1995-2009 гг. Хорошо тогда пополнили наши склады "ценным сырьём", освобождая от отходов свои. Но, слава Богу, остановили тогда эти составы зелёные. Честь им и слава.
     Удастся ли остановить совершенно омерзительный и аморальный бизнес-повтор атомщиков сегодня? Думаю, да. Ну, а желающим поучаствовать в этом достойном деле предлагаю подписать ПЕТИЦИЮ.


     Хранилища контейнеров с ОГФУ.
     Германия, Гронау.















     Россия, Новоуральск.