Страницы

суббота, 9 ноября 2019 г.

Стоп ОГФУ!


     И всё-таки страна  стала другой - почти совсем другой - налицо признаки выздоровления, при всей архаике современной российской власти. За население городов-зон Росатома промолчу.

     9 ноября в Санкт-Петербурге конференция Российского социально-экологического союза (РСоЭС), объединяющего общественные экологические организации нашей страны, а также отдельных экоактивистов, приняла специальное заявление в отношении ввоза в Россию из Германии отходов обогащения урана (ОГФУ).


ЗАЯВЛЕНИЕ
Конференции Социально-Экологического Союза
О недопустимости ввоза в Россию отходов обогащения урана
9 ноября 2019, Санкт-Петербург
По информации, предоставленной Правительством Федеративной Республики Германия (ФРГ), весной 2019 года начался массивный вывоз обеднённого гексафторида урана (ОГФУ, «урановые хвосты» — отходы, нарабатываемые при обогащении урана) из немецкого уранообогатительнного предприятия Urenco—Deutschland в Россию. «В период с мая по сентябрь из Гронау на Уральский электрохимический комбинат под Екатеринбургом в России вывезено шесть железнодорожных составов гексафторида урана каждый по 600 тонн», — сообщается в ответе Правительства ФРГ на запрос депутатов Бундестага.
В результате этой деятельности большие количества опасного вещества ОГФУ перемещаются из Германии в Россию. Это позволяет немецкому уранообогатительному предприятию избавиться от отходов производства, а опасное радиоактивное вещество доставляется в Россию, и его возврат в Германию не предполагается. Таким образом, под прикрытием коммерческой сделки фактически осуществляется ввоз в Россию опасных урановых отходов.
Поступающие из Германии десятки тысяч тонн ОГФУ закончат свой путь на уранообогатительных предприятиях госкорпорации «Росатом», где уже накоплено около миллиона тонн ОГФУ. Эти отходы обогащения урана на предприятиях АО АЭХК (Ангарск, Иркутская обл.), АО ЭХЗ (Зеленогорск, Красноярский край), АО СХК, (Северск, Томская обл.) АО УЭХК, (Новоуральск, Свердловская обл.) хранятся в контейнерах под открытым небом, и их дальнейшее использование не предполагается. В последние годы в ограниченном количестве производится дообогащение «урановых хвостов» АО АЭХК, но это не меняет общей картины.
Гексафторид урана опасен не только своей радиоактивностью. Это химически токсичное вещество, при попадании которого в окружающую среду, например, из-за разгерметизации контейнера (при аварии при перевозке или из-за дефекта изготовления контейнера), это вещество активно вступает в реакцию с водой, в том числе с влагой из воздуха. При этом образуется крайне токсичная плавиковая (фторводородная) кислота. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития сообщается, что при определённых погодных условиях смертельные концентрации могут образоваться в местах, удалённых на 32 километра от точки выброса. «Фактическое количество жертв будет зависеть от мер защиты и плотности населения», — говорится в докладе.
Транспортировка опасных веществ по территории России происходит по железной дороге, что создаёт опасность для многих регионов вдоль маршрута транспортировки, а не только в местах назначения груза ОГФУ.
Кроме того, ввоз десятков тысяч тонн ОГФУ из Германии создает опасный прецедент использования объектов российской атомной отрасли для приема и длительного хранения опасных радиоактивных отходов из-за рубежа.
Мы считаем неприемлемым ввоз в Россию опасного радиоактивного вещества, обеднённого гексафторида урана.
Мы выражаем протест сговору немецкой фирмы Urenco и «Росатома», в результате которого в нашу страну ввозятся тысячи тонн опасных веществ, с которыми не ясно что делать и возвращение которых в страну происхождения не предполагается.
Мы требуем разорвать контракт между дочерним обществом Tradewill Ltd. росатомовского АО «Техснабэкспорт» и Urenco, как не соответствующий интересам граждан России и ставящий под угрозу жизнь и здоровье людей, а также благополучие окружающей среды в Российской Федерации.
Мы призываем неравнодушных граждан нашей страны поддержать обращение к властям Германии и России, энергетическим концернам RWE, E.ON и госкорпорации «Росатом» с требованием прекратить ввоз в Россию «урановых хвостов».









     Ранее, 5 ноября 2019 года, с критикой сокрытия ввоза в Россию урановых "хвостов" из Германии выступил Экологический правовой центр "Беллона", опубликовав на своём сайте официальную позицию по данному вопросу.

     "Позиция ЭПЦ "БЕЛЛОНА"  по вопросу ввоза в Россию обеднённого гексафторида урана из Германии.

     В связи с поднявшейся волной публикаций в СМИ и обеспокоенностью общественности Экологический правовой центр "БЕЛЛОНА" считает необходимым выразить официальную позицию в отношении ввоза в Россию опасных материалов, имеющих признаки радиоактивных отходов.

     1. Сделка подобного рода должна быть информационно открыта. Граждане РФ имеют право знать, почему возникла потребность ввозить ОГФУ на территорию России, учитывая значительные запасы материала внутри страны.
     2. Контракт стоит опубликовать в открытом доступе с купюрами, скрывающими сведения, имеющие характер коммерческой тайны.
     3. Мы вынуждены напомнить, что в 2006 году глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко обещал, что новые контракты на поставку ОГФУ больше не будут заключаться. После активной общественной кампании в 2009 году перевозки были прекращены. Что изменилось с тех пор?
     4. На данный момент создаётся впечатление, что под прикрытием предоставления услуг по дообогащению ОГФУ, осуществляется перевозка опасного материала с целью долговременного хранения на территории РФ.
     5. Мы считаем, что общественность РФ имеет право на открытую и достоверную  информацию, касающуюся подробностей контракта и дальнейших планов  госкорпорации "Росатом" по аналогичным сделкам. Ведь под предлогом  "извлечения металлов" можно ввезти и оборудование, загрязнённое  радиоактивными веществами.

     Наше общество проделало большой путь от полной информационной закрытости до передачи текстовых и медиафайлов в любую точку земного шара в любой момент. Сегодня каждый может увидеть полигоны с опасными отходами или проследить маршрут, по которому их доставляют. Люди всё больше задумываются о состоянии окружающей среды, и скрытие информации от широкой публики в этих условиях - явное проявление некомпетентности."