Страницы

среда, 29 апреля 2020 г.

Апрельские "хвосты" - в Новоуральске

   
     Железнодорожный состав второй в 2020 году партии урановых отходов (отвального гексафторида урана) из немецкого города Гронау, прибыл на прошлой неделе в Новоуральск. (Первая, такая же по массе партия урановых отвалов завода Urenco Deutschland - и также под прикрытием коронавируса, - была доставлена на площадку контейнерного хранения Уральского электрохимического комбината в конце марта.)










     Закрытый уральский город российских атомщиков разжился очередными шестьюстами тонн "ценнейшего сырья". Теперь, хотя и несколько запоздало, об этом уверенно можно сказать. 
     Вплоть до начала текущей рабочей недели никакой ясности с прибытием в город "хвостов" у меня не было, и даже стали появляться сомнения: а в Новоуральск ли вообще отправлялась эта партия? Может, дитя тайной сделки Urenco и Росатома не на Урале в апреле надо искать, а в закромах сибирских уранообогатителей - в Северске, в Зеленогорске или в Ангарске? Там такие же есть площадки, там такие же квасят "хвосты", потому что такие же есть заводы по наработке отвального ГФУ (начало истории существования "услуг" по обогащению-обеднению гексафторида урана было в правопреемнице СССР положено в 1949 году). Только не такие они в тех городах ёмкие как наша уральская площадка, чтобы гнать состав туда - и по уже занимаемому бочками с ОГФУ пространству и по остающемуся пока свободным, куда ввозимые бочки можно ещё втиснуть. 
     С поиском "пропавшего" ж/д состава получилась целая эпопея. И я его нашёл! Кому не интересно как, следующий абзац можно опустить.

     Ожидал я прибытие поезда в Новоуральск на станцию Верх-Нейвинск, отправленного из Гронау 6 апреля, 22, 23 или 24 апреля, это были среда, четверг и пятница. Ни в один из расчётных дней поезд на станции не появился. Следовательно, если он прибыл, то прибыл он в понедельник, 20-го, либо 21-го, во вторник. Не исключено, что и в субботу, 25-го, хотя маловероятно. Как установить точно? Работники РЖД (железнодорожная охрана станции) "тайну" дружественной корпорации выдавать не больно-то хотят. "Последние месяцы "хвосты" к нам не приезжали" - таков самый полный ответ. Ну, и бог, как говорится, с ними. На рельсовых путях, проложенных от станции Верх-Нейвинск в промышленной зоне ЗАТО, которые венчаются хвостохранилищем УЭХК, имеется несколько ж/д переездов с шлагбаумом. График работы дежурных по переезду (которые закрывают-открывают шлагбаум) с 8:00 до 17:00 часов, выходной - суббота, воскресенье. Это, наверное, все водители, бывающие в промышленной зоне, знают. Если отходы привезли, значит, платформы поезда должны были разгрузить, а порожняк отправлять по этим путям назад. И в промежутки довольно ограниченного времени работы постов дежурных. И точно! После двух дней тишины, уже утром в понедельник 27 апреля, три освобождённых от контейнеров с ОГФУ платформы, влекомые маневровым тепловозом, проследовали мимо первого от комбинатовского хвостохранилища шлагбаума, что находится в районе 6-й промплощадки, на выход. А во вторник по путям промплощадок ЗАТО на выход прошёл аж целый состав вместе с вагонами сопровождения разгруженных платформ. Отправился за следующими, майскими шестьюстами тонн урановых отходов Urenco.   

     Станция Верх-Нейвинск.


















     Пост дежурного по переезду в районе 6-й площадки УЭХК.





















     Порожний состав поехал за новыми отходами.





















     Платформа состава.
















    Платформа с контейнерами ОГФУ из Гронау декабрьской (2019) партии привоза в Новоуральск.





















     Визит делегации Urenco на УЭХК в сентябре 2016 года. Снимок сделан на фоне бочек с отвальным ГФУ на площадке новоуральского хвостохранилища (взят из годового публичного отчёта АО "УЭХК" за 2016 год).




















     Всего согласно условиям сделки, заключённой между уранообогатительной  компанией Urenco и Росатомом, на площадки заводов российского разделительного комплекса (УЭХК - Новоуральск, АЭХК - Ангарск, ЭХЗ - Зеленогорск, СХК - Северск)  до 2022 года должны быть направлены 12 000 тонн европейских урановых "хвостов" - 20 составов по 600 тонн. С начала поставок отходов Urenco в мае 2019 года в ЗАТО Новоуральск из Гронау прибыло, включая апрельскую, уже девять партий. Таким образом с прибытием следующей майской партии ОГФУ условия сделки будут выполнены ровно наполовину - Новоуральск получит 6 000 тонн урановых отходов. Это немного в сравнении с уже хранящимися здесь 510 000 тонн отвального гексафторида урана, в том числе и зарубежных поставщиков, которые направляли сюда свои отходы в период 1995-2009 годов. 
     То, что рассказывают в Росатоме про ОГФУ, как про "ценное сырьё", идущее нарасхват в ряде отраслей промышленности, например, для производства мокс-топлива для быстрых реакторов, это неправда. По состоянию на 2000-й год в России было накоплено 640 000 тонн ОГФУ. К 2020 году накопления составили 1 200 000 тонн, то есть почти удвоились. Ежегодный прирост запасов отвалов уранообогащения в Росатоме в 2000 году определяли в 15 тысяч тонн, фактически же он также удвоился. УЭХК является самой крупной в мире площадкой хранения отвального гексафторида урана.