Страницы

пятница, 20 ноября 2020 г.

Сколько отходов захоронил Национальный оператор?

















    В пятницу, 13-го, Новоуральский федеральный пункт приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов принимал колонну фур автопредприятия Саратовской области "Алекс и авто"(г. Вольск). 
     Национальному оператору этот грузоперевозчик хорошо известен. В декабре прошлого года колонна поставляла на захоронение партию упакованных в бетонные контейнеры радиоактивных отходов с Нововоронежской станции и, безусловно, запомнилась тем, что каждым, почти ежедневным появлением здесь своих грузовиков создавала массу хлопот хозяевам. Впрочем как и все другие колонны большегрузов, выполняющие рейсы на федеральный объект с наступлением зимы. Но эта колонна была самой большой по численности машин. Хозяевам надо было каждый раз что-то придумывать  такое, чтобы сделалось так, чтобы водители ежедневных четырёх или пяти сорокатонных фур смогли хотя б и с десятого раза изощриться преодолеть в ограниченное восемью часами время работы пункта приёма обледенелые и заснеженные зигзаги подъёмов на въезде к месту приёмки контейнеров и успели там разгрузиться. Сделывалось не всегда так. Бывало, водителям приходилось оставаться на ночь, а на следующий день подъезжали ещё столько же новых, образовывалась на несколько десятков часов пробка.
     Колонна вольчан, в этот раз состоявшая всего из четырёх фур, прибыла в Новоуральск в этом году впервые, доставив на объект НО РАО 12 бетонных контейнеров из Сергиев-Посада с предприятия Росатома по упаковке радиоактивных отходов в контейнеры "Радон". Как водится, накануне прошли снегопады - снегу нападало изрядно. Но преодолевая серпантины подъёмов, втаскивая свои фуры в ворота ППЗРО,  водители могли даже и не заметить, что за бортом их грузовиков злополучная новоуральская зима с её кознями - путь к месту разгрузки был к их приезду очищен от снега и льда немилосердно и настолько качественно, что ведущие колеса машин не в состоянии были сделать ни одного даже градуса оборота пробуксовки. Грузовики споро сдались и, не мешкая, отправились за новой партией в сергиев-посадский "Радон".

     Саратовская автоколонна с грузом радиоактивных отходов из Сергиев-Посада возле объекта НО РАО в Новоуральске. Вид с середины финальной "горки". 13 ноября 2020.
 На выезде из ворот ППЗРО после сдачи контейнеров с РАО. 13 ноября 2020.














   Контейнер с РАО с колёс опускают в карту первой очереди Новоуральского ППЗРО на захоронение. 13 ноября 2020.











  
В обратный путь. Через неделю снова здесь - тем же составом с новой партией.























     Тринадцатого в пятницу, в год, когда согласно техническому регламенту наполнение карты первого и единственного пока в России федерального приповерхностного могильника отходами должно уже заканчиваться, произошло событие, которого за все зимы эксплуатации объекта никогда не происходило. Вот тот, кто устроил такое, тот и показал всем: не небеса создают проблемы и козни, их создают безответственность ответственных. Неизвестно, правда, кому - всем; информацию о деятельности объекта  в Росатоме стараются нА людях не распространять.
     Год заканчивается. Новоуральский пункт приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов с разной степенью активности, с длительным простоем в первой половине года и со вспышкой активности в августе-октябре, в отдельные дни - в ноябре, эпизодично продолжает заполняться. Срок полной загрузки карты первой очереди вместимостью 15 000 кубических метров РАО, установленный регламентом, 5 лет. Объект действует с 2016 года. Уже на выданье, возводимая вплотную к первой, вторая очередь федерального могильника. Её вместимость 39 000 кубических метров. Готовность новых мощностей загрузки, согласно паспорту, 25 ноября 2020. Всё это вместе со сказанным выше, а также невозможностью получить информацию на круглом столе в рамках так называемых слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 2 очереди в августе-месяце, послужило мне поводом обратиться в пресс-службу Национального оператора и спросить об общем количестве принятых на сегодняшний день на захоронение отходов, а заодно о доле в них отходов 3 класса радиационной опасности и 4 класса соответственно. 3 класс - это отходы средней активности, поставляемые в бетонных упаковках; 4 класс  - низкоактивные отходы, они приходят запакованными в металл. В пресс-службе сообщили мне, что без резолюции генерального директора Росатома дать мне эту информацию не могут никак. И пояснили: да-да, писать надо запрос на имя генерального, даст он добро, мы вам без промедления ответим. А не даст, тоже об этом ответим. 
      Поискал я основания, на которых глава Росатома обзавёлся правом не открывать представляющую опасность для экологии информацию. Разумеется, в Конституции страны таких оснований нет, а вот в должностной инструкции главы страны Росатом, что-то я нашёл, если это то, других не устных оснований я найти не смог: генеральный директор ГК "Росатом" -  "наделяется полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в соответствии с законодательством Российской Федерации".  
     Во вторник, 17 ноября, я направил высшему должностному лицу государственной корпорации по атомной энергии прошение:

      Генеральному директору государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Лихачёву А. Е.

     Уважаемый Алексей Евгеньевич! 
     На территории ЗАТО Новоуральск Свердловской области с декабря 2016 года  Федеральным государственным предприятием "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (ФГУП "НО РАО", входит в состав ГК "Росатом") эксплуатируется первая очередь пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (ППЗРО) отделения "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО". Вместимость ёмкости (карты №10) первой очереди федерального объекта, в которую осуществляется загрузка принимаемых от поставщиков контейнеров с РАО 3 и 4 классов радиационной опасности (средней и низкой активности), составляет 15 000 кубических метров. По информации, полученной от представителей НО РАО во время проводимых технических туров на ППЗРО с участием общественности, известно, что, начиная с последней четверти 2018 года, объект вышел на проектную производительность - захоронения не менее 4 500 кубических метров РАО в год. Известно также, что на 1 января 2019 года общий объём принятых на захоронение РАО составлял 3 500 куб. м. В течение 2019 и 2020 годов объект продолжил приёмку радиоактивных отходов (с приостановкой приёмки в первой половине 2020 года, связанной с техническими причинами). О том, сколько за этот период времени принято отходов, жители ЗАТО Новоуральск не информированы. В настоящее время Новоуральский пункт ПЗРО продолжает активно вести загрузку эксплуатируемой карты принимаемыми от своих поставщиков отходами.
     Прошу проинформировать: 
     - какое общее количество кубических метров РАО - или процентов объёма - загружено в карту первой очереди ППЗРО отделения "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО" по состоянию на 15 ноября 2020 года;
     - какое количество кубических метров РАО из них - или процентов принятого на захоронение объёма - составляют отходы 3 класса, а какое 4 класса радиационной опасности.
     С уважением, житель ЗАТО Новоуральск Казаков Виктор Владимирович.

     А вот сегодня уже пятница 20-го. С раннего утра в Новоуральск прибыло сразу аж три колонны с РАО: три фуры успевшей обернуться саратовской колонны "Алекс и авто" с грузом "Радона" из Сергиев-Посада (четвёртая, фура-стахановка, разгрузилась вчера); две фуры с грузом предприятия "Экомет-С" с Ленинградской области (г. Сосновый Бор); три фуры сергиев-посадской колонны, по неподтверждённой информации везут отходы со Смоленской АЭС. 
     Подъём к воротам ППЗРО сегодня был краше прежнего и был взят водителями колонн также без всяких проблем. Последние фуры из всех прибывших в этот день покинули пределы ЗАТО уже в 14:30.











































 
  Создание нормальных условий для подъезда прибывающих к месту разгрузки  становится на объекте Национального оператора, похоже системой. Это хорошо. А вот кланяться живущему на деньги налогоплательщика государственному чиновнику за разрешением получать то, что гарантирует свободно получать Конституция  - это из рук вон плохо.