Конституция РФ вменяет в обязанность каждому жить по закону. Новоуральский властный и околовластный истеблишмент - впрочем, как и российский - обязывает жить по неписаным законам. Когда отказываешься жить по понятиям и открыто поступаешь так, как обязывает писаный закон, познаешь антиистину - неотвратимость наказания за законопослушание.
С 29 по 30 ноября впервые в истории России проходит День гражданской солидарности. Участие в нём может принять любой желающий в любой точке страны - в форме пикетов, митингов, собраний на волнующую граждан тему. Смысл Дня гражданской солидарности - показать, что активисты не одни, что неравнодушные люди есть в каждом уголке нашей необъятной страны и поддерживают друг друга. Граждан закрытого города Новоуральска в эти дни, безусловно, очень тревожит продолжающийся в результате заключённой тайной сделки между концерном Urenco и госкорпорацией Росатом ход контейнеровоза с 600 тонн урановых отходов из Германии по маршруту Гронау - Новоуральск. Несмотря на изготовленный сотрудниками полиции в отношении нас безупречный фальсификат, выполненный по заказу администрации ЗАТО с целью запугать нас, о совершении административного правонарушения с абсурдными обвинениями - что "имея единый умысел на проведение несогласованного публичного мероприятия на территории города Новоуральска, приняли участие в несогласованном публичном мероприятии... с использованием наглядной агитации, целью... противоправных действий... является привлечение внимания к протесту против ввоза урановых отходов из Федеративной Республики Германии в Российскую Федерацию..." - основанными исключительно на просмотре "активным независимым пользователем телекоммуникационной сети Интернет" моего авторского блога, неким гражданином Маркиным Виталием Викторовичем 1973 г. р., мы присоединились к общероссийскому гражданскому действию и продолжаем наш протест. Текст нашего сегодняшнего плаката обращён и к тем, даже в большей степени к тем, кто открывает такие заказы и кто исполняет их. Урановый яд, он ведь не разбирает ни сословного ценза ни имущественного, ни приспособленца, ни человека принципиального, ни подлеца, ни порядочного, зомбированного пропагандой Росатома или находящегося в ясном уме - травит всех одинаково. Снимки мы сделали у ворот проходной 7-й площадки УЭХК города Новоуральска. Именно на её территории находится место планируемого затаривания немецкими урановыми "хвостами" - плюс к уже находящимся здесь, размещёнными на площади размером в 33 футбольных поля.
Гронау, Мюнстер, Хамм, Челябинск, Казань, Курган - города, в которых прошли протесты против ввоза немецких ядерных отходов в Россию к концу прошлой недели. С начала этой к ним начали присоединяться другие: Санкт-Петербург, Калининград. Уже очевидно, что пока ядерный караван движется до места своего назначения в России, протестная активность в двух странах - с очень разными политическими системами - и не только в двух, будет не только продолжаться, но и усиливаться. Что даёт очень веские основания полагать, что наша борьба увенчается успехом. Как житель Новоуральска, конечного пункта прибытия урановой отравы, говорю всем участникам протеста: низкий вам поклон, дорогие, и безмерное моё уважение! Благодаря всем вам, о небольшом немецком городе Гронау с его плутоватым давальцем даров адских - Urenco Deutschland и о российском закрытом административно-территориальном образовании за колючей проволокой, носящем название Новоуральск, с его благодарным получателем даров сих - росатомовским Уральским электрохимическим комбинатом, теперь узнал весь просвещённый мир. И вот сегодня я вижу, что к примкнувшим к рядам благодарных за ниспосланные моему городу "хвосты" можно отнести всех - или почти всех - активных пользователей социальных сетей из Новоуральска, это страшно - которые наперебой шлют проклятия в адрес нас троих, воспользовавшихся своим конституционным правом постоять за честь родного города с антиурановыми плакатиками. Так вот, спешу порадовать жадную до дармовых отходов новоуральскую публику - завтра, 28 ноября 2019 года, всем троим, но в разное время, правоподавительными органами "территории присутствия Росатома граждан страны Росатома" предписано явиться в "Муниципальное управление МВД России по Новоуральскому городскому округу для составления в отношении каждого по отдельности из нас протокола об административном правонарушении по ст.20.2 КоАП РФ. Росатом в истерике!
И ведь это здорово, друзья! Организацией и эскалацией протеста против ввоза в Россию уранового мусора мы сразу попали на ту иглу, в которой таится жизнь кощея. Потому считаю необходимым сказать: давайте, этот дьявольский железнодорожный состав встретим на Урале достойно!
Новоуральск отходный. Справка. 1. УЭХК - мировой лидер по объёмам хранящихся отходов уранообогащения (отвального гексафторида урана), как своих, так и собираемых по миру - 510 000 тонн ОГФУ; ЭХЗ (Зеленогорск) - 306 000 тонн ОГФУ; АЭХК (Ангарск) - 201 600 тонн ОГФУ; СХК (Северск) - 182 400 тонн ОГФУ. Итого: Россия - 1 200 000 тонн. (Вторая страна по объёмам хранящегося ОГФУ - Соединённые штаты Америки, суммарный объём - около 800 000 тонн ОГФУ, из них около половины хранятся в Падьюке. В США на законодательном уровне ОГФУ признан радиоактивными отходами: экспорт и импорт ОГФУ запрещён.) 2. Федеральный полигон твёрдых радиоактивных отходов средней и низкой активности (ППЗРО). Первый и единственный эксплуатируемый в России. Две очереди: 1-я (объём 15 000 куб.м) - в экплуатации; 2-я (объём 39 000 куб.м) - строящаяся (окончание строительства - середина 2020 года). 3. ПХТРО, включающее в себя 9 траншей-карт, могильник №1, Шламовое поле - суммарный объём ТРО (средней и низкой активности) 65 500 куб. м. P. S. Вот очень хотелось бы спросить теперь у того безымянного дяди из СБ УЭХК, который бросился закрывать развёрнутый мною в понедельник плакат: так кто здесь не в своём уме?
Совсем уже скоро, в ночь с 26 на 27 ноября адский караван, войдя в порт Санкт-Петербурга, достигнет рубежей России и, став на рельсы, двинет в конечный свой пункт - в мой город, чтобы вывалить здесь плюс 600 тонн уранового мусора, в дополнение к 510 000 тонн (по уточнённой в Росатоме информации) уже накопленного и хранящегося здесь. Сегодня к городам-демонстрантам протеста против ввоза урановых отходов из Германии в Россию, осуществляемого в эти дни и часы по маршруту уранообогатительный завод Urenco в немецком Гронау - уранообогатительный комбинат Росатома в российском Новоуральске, присоединился и Новоуральск. В меру тех возможностей, которые протестующим в зоне за колючей проволокой оказались по силам. Да, мы вышли. Супротив и плюя с самой высокой колокольни на абсолютно категоричное мнение команды управленцев УЭХК, которое я с друзьями сегодня ещё раз поимел честь послушать, что противиться намерениям Росатома могут здесь только ненормальные люди. В трёх разных точках города устроили, развернув плакатики, быстрые посты - пикеты-пятиминутки: у входа в Красный Дом - здание, где обретаются все структуры городской власти; у входа в здание заводоуправления Уральского электрохимического комбината; ну, и, конечно, возле главного входа в УЭХК. С него и начали акцию, в знак солидарности с немецкими, голландскими и российскими друзьями Земли, которые вышли встречать начало движения каравана на другом конце маршрута - к воротам Urenco Deutschland в Гронао - 17 ноября. Постояли, запечатлелись. Единственные две из проходивших мимо дамы, работницы УЭХК, с явной интонацией страждущих, чтобы нас повязали, сказали нам походя: "А что ж вы так скоро, попикетировали бы ещё, ну, хотя бы полчасика." Возле здания главной проходной УЭХК.
Следующая точка, заводоуправление УЭХК, стала сюрпризом. Не будь этой точки, рассказ о нашей акции был бы, наверное, скучен. Аккурат время обеда обитателей этого здания. Не успели ещё развернуть плакаты, из дверей вышли некие чинные дяди, и - грудью на плакаты, чтобы не дать нам заснять нас с ними на фото. Один начал нам объяснять, что мы преступаем российские законы, что заводоуправа объект режимный, начал куда-то звонить, предъявлять нам свои корочки: сначала красные - с эмблемой в виде молекул атома, затем достал серые - с надписью "служба безопасности", но ни открывать их ни произносить голосом имя своё, чтобы представиться, не смел. При всём том прятал лицо, чтобы не попасть в объектив. Служащие, меж тем, спешили мимо на обед, не очень понимая, что здесь, у дверей городской цитадели Росатома-ТВЭЛ, вообще происходит. Но плакаты, которые мы не сворачивали до конца, успели прочесть многие. Конечно, дяди нас просветили: мол, напостились в интернете всякой чушью и, не ведая ничего о том, что и для чего на комбинат везут, вышли тут. И сообщили нам, когда мы, развесёлые, покидая это "жирное" место, садились по машинам, пристально вглядываясь в номера: "Дожили до пенсии, а ума своего совсем не нажили." Возле здания заводоуправления УЭХК.
Место третьей нашей дислокации ничем сверхординарным отмечено не было. Было 13:30, время середины обеденного перерыва в Красном Доме. Возле здания администрации ЗАТО Новоуральск.
Возле здания главной проходной завода Urenco Deutschland в Гронау.
Как можно было видеть, пока население Новоуральска - того как раз конечного пункта на карте России, в который зарубежный ядерный монстр в сговоре с российским ядерным монстром сбагривает свои отходы, именно того города, который хочет отбить у двух сговорившихся по сути преступных образований объединившееся международное протестное движение - своими сегодняшними выходками подтверждает мнение о том, что жители закрытого города скорее выступят с лозунгом "Отходам Urenco - зелёную улицу", чем присоединятся к зелёному протесту. Хотя - лиха беда начало. 25 ноября 2019 года. ЗАТО Новоуральск.
Дал интервью немецкому изданию "TAZ. Материал вышел под названием "За колючей проволокой спокойнее" ("Ruhinger hinter Stacheldraht"). Мой разговор с его автором, репортёром газеты Бернхардом Клазеном, шёл, само собой, касаемо темы ввоза немецких урановых отходов в Новоуральск. Говорил о безразличии основной массы населения города к такому приобретению, о спокойствии комбинатовско-городских властей относительно возможных в ЗАТО протестов, о прямой зависимости кошельков горожан от Росатома, о нежелании новоуральцев жить не за колючей проволокой; о том, почему горожане враждебны не только к протестам немецких зелёных, а вообще ко всему мировому антиядерному движению - что скорее выступят с лозунгом "Отходам Urenco - зелёную улицу", чем поддержат протест; об антизелёной пропаганде, которой прессуют новоуральцев с младых ногтей. Рассказал, как эти отходы в Новоуральске хранятся,о специфике закрытого города, о закрытости для граждан экологической информации, об отсутствии, в большинстве случаев, возможностей её получать, кроме как партизанскими технологиями.
После выхода материала, связался с его автором и попросил ответить, как гражданина Германии, на вопрос, которым сегодня сильно озадачены в Новоуральске: Здешние жители недоумевают: ну, ладно, можно понять россиян, которые не хотят мириться с ввозом чужих отходов на их территорию, и потому они выходят протестовать, но - немцы-то какого дьявола против?! Казалось бы, компания Urenco делает для них чрезвычайно благое дело - освобождает их землю от опасного мусора, а они в благодарность - "Никакого вывоза ядерного отхода в Россию"! и ложатся на рельсы. Что это такое, почему немцы так поступают? Вот что ответил Бернхард новоуральцам: - Другие люди не должны отвечать за мой мусор.
Россия - единственная страна в мире, которая импортирует урановые "хвосты".
Итак, в понедельник, 18 ноября, ещё один адский транспорт с партией отхожего продукта Urenco Deutschland из немецкого Гронау отправился в российский Новоуральск. Трудно, с двумя, восьми- и девятичасовыми, блокадами железнодорожных путей, устроенными на немецкой земле протестующими людьми, требующими немедленного разрыва сделки, скарб с урановым "добром" всё же двинулся в путь и в 11:20 по московскому времени следующего дня пересёк границу с Голландией.
В нарастающих протестах немецких, российских гражданских активистов, парламентариев Бундестага, экологических движений и объединений, в организации сборов подписей с требованием положить конец перемещению в Россию ядерного мусора в Росатоме увидели - и правильно увидели! - реальную угрозу того, что сделка со своими европейскими партнёрами будет угроблена. В Росатоме началась истерика. В срочном порядке, спустя, однако, три недели после предания факта тайного сговора широкой общественной огласке, руководство госкорпорации инициирует созыв внеочередного заседания Общественного совета Росатома с участием представителей антиядерного движения. Игнорируя требования прекратить ввоз немецких ядерных отходов, в Росатоме предлагают пообсуждать свою программу обращения с ними. Самого предмета, предлагаемого к обсуждению, как водится, у стороны Росатома с собой нет, но вот вехи - что-то наподобие дорожных карт, которые очень любят рисовать в государственной корпорации для поддержания в коллективе своих духа единства команды - что делать с залежами обеднённого гексафторида урана, своего и, очевидно, собираемого по Европе, на заседании в виде слайдов продекларировали.
На заседании, в словах стороны Росатома, как, собственно, и на предлагаемых к обсуждению картинках, замечено не было и намёка о прекращении ввоза чужих отходов в Россию. "Для нас, - сообщил залу глава госкорпорации Алексей Лихачёв, - это совсем-совсем не отходы! Это гарантия обеспечения сырьём!.." Вот!!! По сему ещё раз, выражая свою точку зрения, повторяя уже не единожды в последние пару дней сказанное, хочу обратить внимание, теперь читателей моего блога из города-приёмника отходов, на следующее. Нет у государственной корпорации "Росатом" никакого контракта с ORANO на поставки в Красноярск-45 (ЗАТО Зеленогорск) и в Свердловск-44 (ЗАТО Новоуральск) деконверсантов "W" - это блеф, наспех сварганенный фейк, в попытке угомонить общественное мнение, тем инструментарием, которым в Росатоме привыкли работать со своим ручным контингентом "одобрямс", имитирующим общественность, на другое в спешке и панике просто ума не хватило, да и умения. Уверен, "программой" собирателям европейского ядерного мусора моих коллег из антиатомного движения не удастся заболтать. Вопрос для чего Россия тащит себе чужие отходы, он ведь лежит на поверхности. Поставки сторонних партий ОГФУ нужны российским атомщикам - позарез, возможно, нужны - потому что из-за нехватки сырьевого (с природным составом изотопов) ГФУ топливная компания ТВЭЛ столкнулась с очень серьёзной проблемой - есть риск потерять часть своих разделительных мощностей. Потеря их, и это понятно, не только утрата "мирового лидерства в обогащении урана". Сырьевой ГФУ сегодня производят только в Томске-7 (ЗАТО Северск). В Ангарске его производство в рамках проведённой реструктуризации закрыли в 2014-м. Северск в одиночку нарабатывать в достаточном объёме ГФУ для загрузки и бесперебойной работы газовых центрифуг разделительного производства не может. Остановленные центрифуги каскадов разделения означают практически гибель производства обогащения. Поэтому и пошли на сделку с Urenco - загружать хоть чем (под предлогом дообогащения), лишь бы машинки крутились. И как можно дольше - опустошая давальческий ОГФУ по самому минимуму. И не важно какой концентрации поставляемые "хвосты" - хоть 0,3 хоть 0,05 процентов (по 235 изотопу). Главное, чтобы центрифуги не прекращали крутиться. Затратно? Баснословно дорого? А кто, когда в государственной корпорации деньги считал, не свои же - из средств налогоплательщика. Так что есть шанс - перекрыв поставки из Германии, придушить ядерного монстра. И кто ещё будет говорить, что будущее нашей планеты не в руках её обитателей, наделённых Создателем разумом? И, слава Богу, есть немало людей среди нас, которые это прекрасно понимают. Не жалеем двадцати минут, смотрим видеосюжет Двенадцать тысяч тонн отравы. P. S. По данным активистов из Greenpeace, поезд с урановыми "хвостами" прибыл с предприятия в Гронау в Амстердам около часа ночи по московскому времени 20 ноября. Там контейнеры погрузили на судно, зарегистрированное в Панаме, погрузка шла до 19:00. Судно должно прибыть в Санкт-Петербург 26 ноября.