Подозреваю, что 2020 год для персонала полигона ФГУП "НО РАО" в Новоуральске станет самым неуспешным в списке других годов эксплуатации объекта. И совершенно провальным - в сравнении с периодом времени, начиная с середины 2018 года, когда предприятие по захоронению РАО уверенно вышло на проектную мощность (производительность) - захоранивать 4500 куб. м РАО в год, и продолжало вплоть до конца 2019 года её наращивать. Однако официально такую трактовку оценки работы объекта признавать в НО РАО не хотят.
Об основном виде производственной деятельности первой очереди мощностей первого и единственного на сегодняшний день действующего в России федерального полигона захоронений твёрдых радиоактивных отходов говорит не только его название. Об этом совершенно чётко и доступно пониманию даже неспециалиста зафиксировано в документе, на основании которого предприятию НО РАО в Новоуральске выдана лицензия на эксплуатацию:
"Основным производственным процессом, реализуемым на ППЗРО, эксплуатируемом отделением "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО", является захоронение твёрдых РАО..."
Документ для интересующихся темой обращения с РАО хорошо известный, называется "Материалы обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди стационарного объекта, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов - приповерхностного пункта захоронений твёрдых радиоактивных отходов, отделения "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО" (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду)".
Завершался основной производственный процесс рабочего 2019 года на Новоуральском ППЗРО 25 декабря работой с 12 бетонными контейнерами с ТРО, доставленными в этот день в Новоуральск четырьмя фурами с Нововоронежской атомной станции и перемещёнными, подхваченными поочерёдно захватом-траверсой козлового крана грузоподъёмностью 12,5 тонн, на место захоронения в карту №10 первой очереди.
Ожидалось, что в новом, 2020 году, по окончании длинных январских выходных, поставки отходов с Нововоронежской станции той же колонной из 20 фур будут продолжены. Но что-то где-то там не срослось, и основной производственный процесс был прерван на длительный срок.
Прошли январские каникулы, потекли рабочие дни и месяца нового 2020 года. Минул сонный месяц раскачки январь (Росатом - контора государственная), прошли февраль, март, пошёл второй квартал года... Ни одного факта прибытия колонны иногородних фур, ни одного - бортового грузовичка с отходами с нашего УЭХК на подъезде к воротам ППЗРО за целую треть года засвидетельствовано мною не было. Признаков проведения такелажных работ, хотя бы одного "отрыва" с точки стояночного положения козлового крана, не говоря уж о его эксплуатации, мною обнаружено также за это время не было. В течение первых двух месяцев года подъездная дорога к воротам ППЗРО была перекопана; понятно, что просто физически подвоз РАО на объект был в таких условиях невозможен. Но март-апрель и далее май - почему стоял объект в этот период? Резонно было предположить, что приниматься РАО первой очередью ППЗРО не будут уже совсем, что почти пятимесячный простой объекта мог быть обусловлен выполнением полной загрузки всех 15 000 кубов карты № 10 первой очереди отходами - класть уже некуда.
В середине мая, чтобы понять что вообще происходит, я связался с начальником объекта Вячеславом Александровым и получил от него подтверждение, что в настоящее время приёмка отходов предприятием не ведётся. Для выяснения же причин прекращения загрузки РАО глава ППЗРО предложил обратиться в пресс-службу Национального оператора.
Направил вопрос в пресс-службу.
"Внезапное прекращение Новоуральским ППЗРО в период с начала 2020 года по настоящее время приёмки РАО от поставщиков на захоронение обусловлено тем, что карта № 10 объекта на 1 января 2020 года заполнена была полностью или это обусловлено какими-то иными причинами?" - таков был мой вопрос.
В конце мая получил официальный ответ:
"Приповерхностный пункт финальной изоляции радиоактивных отходов 3 и 4 классов вблизи города Новоуральска работает в штатном режиме. Предприятие с 2016 года ведёт приём радиоактивных отходов, передаваемых от поставщиков. Периодичность приёма обусловлена поставками РАО от поставщиков. Приём идёт в соответствии с производственными мощностями пункта.
На данный период карта № 10 пункта финальной изоляции радиоактивных отходов не заполнена. В настоящий момент идёт приём радиоактивных отходов, передаваемых на финальную изоляцию АО "Уральский электрохимический комбинат".
И действительно, полученная информация о том, что "идёт приём" РАО УЭХК вскоре подтвердилась - два бортовых КАМАЗа с отходами комбината, двигающихся в направлении федерального полигона, в июне были замечены в промышленной зоне Новоуральска. Комбинатовские поставки редки, далеко не ежедневны, не нарабатывает УЭХК столько, доля его отходов в захораниваемом объёме эксплуатируемой карты совсем незначительна. А тот задел, что УЭХК наработал ранее, сдан Национальному оператору в предыдущие годы. Так что, увидел если борт с комбината, считай, повезло. Мне повезло.
Грузовики с контейнерами с твёрдыми радиоактивными отходами Уральского электрохимического комбината.Транспортировка по маршруту: химико-металлургический цех УЭХК (цех70) - Новоуральский ППЗРО.
В июне же, примерно с середины второй декады месяца, колонною большегрузов начало осуществлять свои ежедневные по рабочим дням (5 раз в неделю) поставки ФГУП "Федеральный экологический оператор" из Екатеринбурга (предприятие госкорпорации "Росатом", до апреля 2020 года носило название ФГУП "РосРАО").
Грузовики колонны ФГУП "ФЭО" (бывшее ФГУП "РосРАО") на КПП зоны ЗАТО Новоуральск. Июнь-июль 2020.
Этой же колонной грузовиков с того же предприятия Федерального экологического оператора в Екатеринбурге, тогдашнего РосРАО, и с той же периодичностью 5 раз в неделю, обслуживались поставки прошлого года. Возили в Новоуральск упакованные в Екатеринбурге в бетон отходы Балаковской АЭС (не менее 600 бетонных контейнеров РАО в год).
Грузовики колонны ФГУП "РосРАО" ("ФЭО") на въезде-выезде на ППЗРО. Новоуральск, лето 2019.
В общем, объект после почти пятимесячного бездействия - причина бездействия так и остаётся загадкой - наконец, ожил. Июнь, июль - поставщики везут отходы, график ежедневной загрузки РАО снова стал нормой.
Но ненадолго. Ровно на один месяц. Если посчитать, что первую после оживания объекта загрузку екатеринбургских отходов со станции в Балаково действительно выполнили в середине второй декады июня.
О причине новой остановки основного производственного процесса первенца НО РАО, которая случилась одномоментно, враз, не надо никого спрашивать. Причина очевидна и так. Надо только побывать на месте и убедиться в этом, всё увидев своими глазами. В июле произошла поломка козлового крана, Поломка очень серьёзная, с "закручиванием" (угловым смещением относительно номинального положения) моста (балки) крана в козлах, с невозможностью дальнейших перемещений грузоподъёмных механизмов, тележки с кабиной машиниста крана и самого крана по рельсовым путям, смонтированным по продольным железобетонным стенам карты. Настолько серьёзна, что при аварии машинист крана не мешкая покинул рабочее место зависшей под углом кабины - непонятно только каким образом - не успев закрыть даже фрамугу кабины. "Убился" кран, застряв на путях, примерно посередине длины карты (длина карты 140 метров), по всей вероятности, во время обратного хода по рельсам с траверсой на крюке после опускания контейнера в заполняемую часть карты.
Инцидент произошёл в неделю сорокаградусной жары, предположительно во вторник, 14 июля. Судить о дате могу лишь по косвенным признакам, так как сам аварийный кран обнаружил, наведавшись на объект, только в субботу, 18 июля. Обыкновенно со времени въезда в город в 10 утра гружённых РАО грузовиков до времени выезда из ЗАТО порожних проходило около двух часов, выезжали фуры из зоны ЗАТО в 12 часов. 14 июля колонна екатеринбургских грузовиков покидала пределы Новоуральска с заметным нарушением привычного графика - в районе 15 часов. Рейсы, тем не менее. продолжали выполняться и в последующие рабочие дни недели, Последний - был в пятницу, 17 июля, Пределы ЗАТО в этот день колонна покинула около 12 часов. Вопрос: куда же в таком случае девали прибывающие на захоронение после аварии крана контейнеры? Без участия козлового крана перемещение принятых от поставщика контейнеров на место захоронения в карту невозможно. Вероятно, поставляемые после аварии с краном контейнеры перемещали с помощью автопогрузчика на площадку временного хранения под навес, предусмотренную на случай неблагоприятных погодных условий, когда работа крана запрещена по условиям техники безопасности. Наверное, в обстоятельствах форс-мажора такое допустимо.
Но это - моя версия, из-за неполноты данных, возможно, ошибочная. Авария могла произойти как раз в пятницу, 17-го, когда кран возвращался на место стоянки, закончив с размещением в карте ППЗРО последнего контейнера доставленной в этот день партии. Как было на самом деле, знают только в НО РАО. Но знаниями могут поделиться, а могут нет. Из МОЛов в МОЛы кочует запись (предпоследним пунктом раздела 1.2): "ФГУП "НО РАО" на основании устава, утверждённого приказом Госкорпорации "Росатом" от 14.11.2019 №1/1248-П (Приложение 5), осуществляет следующие виды деятельности: ... - обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений ограниченного доступа в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и локальными актами Госкорпорации "Росатом". Дичь залетейская, конечно. Но такова российская реальность. И в какой теперь век с этим - "обеспечением защиты сведений"? Очевидно, в тот же, в котором подают чаёк с ядом.
В понедельник 24 августа, с началом новой рабочей недели, пойдёт 41-й день простоя объекта по причине отключки крана. Кран как стоял, так и стоит недвижим, не меняя положения координат - посерёдке подкрановых путей карты, с траверсой на крюке, будто о нём уже и вовсе забыли. Но при пристальном рассмотрении можно убедиться в том, что к крану подходят, что попытки привести грузоподъёмную машину в работоспособное состояние кем-то делаются. В начале августа перекошенность мостовой балки крана, по всей видимости, пробовали исправить - поставить вертикальную её плоскость параллельно оси ординат. но, по-моему, сделать этого до конца не удалось, мост как стоял перекошенным, так и стоит, с той лишь разницей, что теперь перекошен в другую сторону, хотя уже не так вызывающе.
22 июля Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами опубликовал материалы обоснования лицензии (МОЛ) на эксплуатацию второй очереди Новоуральского пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов. Строительство карт второй очереди, начатое весной 2018 года, находится в настоящее время в стадии завершения. Плановые сроки окончания строительства - ноябрь 2020 года. Не исключено, говорят на стройке, что объект сдадут раньше - к концу сентября. Дата опубликования МОЛов считается датой начала общественных обсуждений, которые продлятся в течение месяца. То есть они уже закончены. За это время, в рамках общественных обсуждений, были проведены два заседания круглого стола. Первый прошёл 23 июля, второй проходил 18 августа. Заседания столов из-за тяжёлой ситуации по ковиду в Новоуральске проходили в режиме он-лайн. Участников заседания круглого стола собрали в студии Новоуральской вещательной компании.
Заседание круглого стола в рамках общественных обсуждений Материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 2 очереди Новоуральского пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов 3 и 4 классов радиационной опасности. Студия Новоуральской вещательной компании. ЗАТО Новоуральск. 18 августа 2020 года.
Среди 4-х участников заседания круглого стола, которое прошло 18 августа, находился и я, пришёл по приглашению Национального оператора. Конечно, участие в данном мероприятии было для меня большим сюрпризом - появилась возможность задать все свои вопросы напрямую, самыми важными из которых я посчитал - по отслеживаемой мной ситуации с простоями эксплуатируемой первой очереди объекта. Эти вопросы я и зачитал.
"По эксплуатируемой 10 карте первой очереди:
- Какое количество объёма ТРО загружено за всё время эксплуатации карты (с конца 2016 года по настоящее время)? Какова в нём доля отходов, принятых от УЭХК?
- От каких конкретно поставщиков принимались отходы в текущем году (Балаково, Сосновый Бор, УЭХК и так далее)?
- Какое количество ТРО захоронено в карте №10 в период:
с января по май 2020 года;
с мая по июль 2020 года;
за последний месяц - с 18 июля по 18 августа 2020 года?"
И получил ответ.
Несмотря на почти полное отсутствие в ответе конкретики, ответ меня удовлетворил. Я не услышал ни о количестве объёма ТРО, загруженного за всё время эксплуатации, ни какова в нём доля отходов УЭХК, ни какое количество захоронено в указанные мною отдельные периоды текущего года. Но я получил цифру объёма захоронений за весь прошедший до даты проведения круглого стола период 2020 года. Отвечал на мои вопросы начальник ППЗРО Вячеслав Александров:
"Что касается приёма радиоактивных отходов по конкретным датам, с ходу тоже цифру не скажу, но в целом мы в этом году приняли уже более 1 000 кубометров радиоактивных отходов".
В принципе то, что необходимо для подтверждения выкладок, фактов и предположений, показанных выше. Что такое 1 000 кубических метров радиоактивных отходов, захороненных за 7,5 месяцев года? Это работа объекта с фактической производительностью 1 600 кубических метров твёрдых радиоактивных отходов в год, при задании захоронения в год не менее 4 500 кубических метров; или - с производительностью 8,19 куб. м в день (с учетом неработы в дни каникул по ковиду в апреле-мае) при не менее 18 куб.м в день, установленных заданием. Иными словами, звание провального года во время проведения заседания круглого стола в рамках обсуждения Материалов обоснования лицензии на эксплуатацию карт второй очереди Новоуральского ППЗРО в НО РАО официально подтвердили, на текущий момент, разумеется.
Новоуральский ППЗРО. Аварийный козловой кран. 18 июля 2020 года.
Новоуральский ППЗРО. Аварийный козловой кран. 8-18 августа 2020 года.
Новоуральский ППЗРО. Аварийный козловой кран. 21 августа 2020 года.
24 августа 2020 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий