Страницы

воскресенье, 24 октября 2021 г.

ППЗРО 3. От могильника при атомном предприятии до общероссийского центра захоронения РАО

     Продолжение.

     Начало:







  3. О СРОКАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ 1 ОЧЕРЕДИ, ГОДОВОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, О ВЫРАБОТКЕ ОТХОДОВ НА УЭХК

     "Проектная производительность 1 000 куб. м в год... Мы планируем загружать в течение 10 лет... До 2025 года объём образования на ОАО "УЭХК" составляет порядка 40 000 куб. м...(Протокол общественных слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 1 очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), г. Новоуральск, 23 июля 2014 г.).
     - Все названные цифры уже тогда, когда их только назвали, представлялись совершенной туфтой, таким рукотворным недоразумением, напоминающим собой набор цифирь, условий и умозаключений от фонаря, коим обыкновенно снабжают пояснительную записку курсовой или дипломной работы учащиеся вечернего отделения технического вуза или колледжа.
     С трибуны слушаний со всей определённостью было заявлено:  размещение отходов других предприятий на площадке первой очереди ППЗРО в планы Национального оператора не входит, "для захоронения будут приниматься отходы только Новоуральского УЭХК". Естественно, приниматься будет только та их часть, которую комбинат наработал после 11 июля 2011 года. Потому что всё то, что вырабатывал и накапливал УЭХК до 2011 года, захоронению подлежать не может - без специального разрешения правительства РФ. Такого разрешения не выдадут за всё время эксплуатации первой очереди - и не факт, что выдадут, когда заработает вторая. Но в 2014 году новоуральскую общественность заверили: принятие правительством решения по накопленным до 2011 года отходам "ожидается к концу следующего года". Что, конечно же, не означало, что решение правительства могло быть только положительным, больше наоборот, поскольку в связи с принятием в "конце следующего года" (2015-го) правительством РФ новой Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) в качестве приоритетной будет поставлена задача захоронения вновь образуемых РАО, т. е. тех, что образовываются в текущий момент (после 2011 года), поскольку сначала нужно добиться превышения объёмов захоронения над объёмами образования. И, что ещё интересней, как выяснится после опубликования МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО (2017 г.) и МОЛ на эксплуатацию ППЗРО (2020 г.), о постановке этой задачи заказчик слушаний вполне был осведомлён задолго до начала действия как самой программы, так и до даты проведения слушаний. В августе 2015 года в связи с будущим принятием ФЦП ЯРБ-2 (постановление правительства Российской Федерации от 19.11.2015 № 1248) Росатомом будет принято решение за № 61 от 04.08.2015 о корректировке проектной документации объекта ПЗРО в Новоуральске. Основанием же для принятия данного решения станут постановление правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1185 «Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами» и  приказ Росатома от 09.04.2014 № 1/357-П «О реализации инвестиционной и производственной программ национального оператора».






     Правда, аудитории слушаний обо всех нюансах захоронения "наших отходов" - вновь образуемых и образовавшихся встарь - сообщили не очень внятно. 
     Постараюсь устранить допущенное упущение.
         
     Как делящийся ядерный материал, обогащённый 235 изотопом урановый продукт, был требуем для изготовления первых советских атомных бомб. Коммунистическому руководству СССР начала послевоенного периода 2МВ для того, чтобы успешно добивать загнивающий Запад и отжимать в разных частях планеты Земля территории, устраивая на них новые коммунистические режимы и режимчики со своими вождями и гулагами, срочно понадобилось создавать не знающий себе равных арсенал устрашения - оружие массового поражения. Одним из звеньев в цепочке производства советского ЯО стал Уральский электрохимический комбинат (Завод Д1 - комбинат 813 - Средне-Уральский Машзавод), выдавший свою первую продукцию смерти - гексафторид урана, обогащённый 235 изотопом оружейной концентрации - в ноябре 1949 года.
     Наряду с "полезной" радиоактивной продукцией, которой для победы мировой социалистической революции требовалось чем больше, тем лучше, комбинат со дня запуска своих разделительных мощностей нарабатывал и бесполезную - радиоактивные отходы (науке производства ядерных материалов, увы, неведомы безотходные технологии), которые складывал рядышком с цехами разделения изотопов гексафторида урана в определённые места - в специально выкопанные для этих целей котлованы-могильники, в постоветской терминологии - пункты временного хранения РАО. Так возникли расположенные на территории 4-й промплощадки УЭХК "Могильник №1" и "Шламовое поле". Комбинат заполнял их своими отходами в период с 1951 по 1964 гг. и с 1963 по 1968 гг. соответственно. Так, посредством последовательного рытья карт-котлованов и складывания в них отходов, образовался ПХТРО УЭХК, состоящий из девяти карт. Десятую, новую карту ПХТРО УЭХК к концу 2014 года переведут в статус карты первой очереди ППЗРО НО РАО. Загрузку карт ПХТРО отходами комбинат осуществлял с 1964 года. Загрузку последней, 9-й карты, атомщики Новоуральска прекратят в 2015 году, уже после даты 11.07. 2011. 
     За период своей производственной деятельности УЭХК образовал и скопил в своих "времянках" значительный объём твёрдых радиоактивных отходов, по официальным оценкам - 65 500 куб. м по состоянию на 2011 год. Образованные в те годы объёмы условно называют атомным наследием СССР, к ним относят все РАО (жидкие и твёрдые), которые были накоплены до 11 июля 2011 года. По стране это примерно полмиллиарда кубических метров. 
     Почему выбрана именно эта дата,  когда известно, что эра атомного наследия СССР - наработки урана в основном оружейного обогащения (90 % и выше по U235) - завершилась в перестроечном 1989 году и началась другая - эра "мирного" обогащения - производства уранового продукта в основном для предприятий Росэнергоатома (до 5 % по U235)? Объяснение тому: в 2011 году был принят закон законов атомной отрасли России - Федеральный закон «Об обращении с РАО и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 №190-ФЗ.
     Дата 11.07.2011 - это установленный российским законодателем хронораздел, разбивающий радиоактивные отходы предприятия на две имущественные категории: отходы, находящиеся в федеральной собственности, и отходы, собственником которых определено само предприятие. Весь тот объём радиоактивных отходов, вне зависимости от классов радиационной опасности и агрегатного состояния, что накоплен предприятиями (учреждениями, организациями) ЯОК и ЯТЦ России (СССР) до этой даты относят к РАО, находящимся в собственности государства, федерального центра; соответственно тот объём отходов, который нарабатывался после этой даты - к собственности предприятий (учреждений, организаций), данный объём отходов образовавших. Такое соотнесение РАО регулируется Статьёй 9.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 11 июля 2011 г.: "Радиоактивные отходы..., образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.". 
     В соответствие с ФЗ, находящиеся в федеральной собственности ТРО, наработанные (накопленные) комбинатом до 2011 года, могут быть отнесены к удаляемым, то есть извлечённым и перезахороненным, либо к особым радиоактивным отходам, то есть захороненным в месте их нахождения. Принятие решения об отнесении комбинатовских отходов ядерного наследия к удаляемым или особым - прерогатива правительства РФ. Какое было принято решение и рассматривался ли правительством вопрос о накопленном наследии вообще, широкой общественности Новоуральска неведомо, официальная информация об этом отсутствует. Но то, что решение об отнесении наследных отходов комбината к удаляемым правительством не принималось, теперь известно точно - за весь срок эксплуатации первой очереди ППЗРО (2016 - 2021) Национальный оператор не поимел ни одного случая приёмки на захоронение отходов УЭХК, находящихся в федеральной собственноти - комбинат легально мог передавать на захоронение, а НО РАО легально принимать только те отходы, которые мог нарабатывать комбинат после 2011 года. Всё!
      Зная про эту премудрость, для того, чтобы определить правдивыми либо лживыми были даны в 2014 году обещания в форме "Технических характеристик пункта окончательной изоляции РАО в Новоуральске", составленных, по словам Национального оператора, на основании цифр, предоставленных УЭХК, нужно просто взять и не полениться взглянуть на эти цифры УЭХК.
     
  Сделать это несложно. Сведения о цифрах комбинат регулярно помещает в ежегодных отчётах по экологической безопасности, публикуемых на официальном сайте УЭХК. Таких отчётов комбинат выпустил уже десять, начиная с 2011 года. Любой из них легко можно найти на сайте Уральского электрохимического комбината, зайдя в  подраздел Экологический отчёт раздела "Экологическая политика" сайта. Информация о количестве нарабатываемых комбинатом за год  (по годам) ТРО приводится на диаграмме, размещаемой в разделе 6.8 "Обращение с радиоактивными отходами" отчётов. 
     Например, из диаграммы, представленной в "Отчёте по экологической безопасности АО "УЭХК" за 2014 год", замечательно очень видно, что для обеспечения загрузки объекта НО РАО одной тысячью кубических метров "наших" отходов надобен точно уж не один год производственной деятельности комбината, что с заявленной в "Технических характеристиках" производительностью явно не стыкуется. А посчитанный даже по наибольшей цифре объёма вновь образованных отходов за один год, показанной в отчёте (477 куб. м), объём образования комбинатовских отходов за 15 лет (с опорного 2011 до расчётного 2025) получится минимум в пять с половиной раз меньшим, чем его посчитали в НО РАО: 7 155 куб. м против 40 000 куб. м.









 Если же брать во внимание, что зашедший в Новоуральск новый владелец первой очереди намерен был начать её эксплуатировать в 2015-м, и об этом официально было заявлено на слушаниях, то нельзя не учитывать тот документально подтверждаемый профильными специалистами УЭХК факт, что все нарабатываемые с 2011 до 2015 года  комбинатом отходы помещены были вместе с федеральными отходами в карту №9 ПХТРО. По причине этого карта №10 ППЗРО могла начать загружаться максимум только тем, что наработал комбинат в 2015 году и далее - объёмами ТРО по годам. В  "Отчёте по экологической безопасности АО "УЭХК" за 2019 год" такая раскладка по годам представлена. Как видно из диаграммы, реальное образование количества кубических метров ТРО за год не стало соответствовать прогнозной тысяче и в среднем даже немного уменьшилось.   


 Уж тут хоть умри, но с такими темпами наработки отходов рубеж в одну тысячу кубических метров захороненных ТРО при самом благоприятном раскладе может быть взят не раньше, чем на четвёртом году эксплуатации объекта - если, конечно, не подсобить ввозом отходов других предприятий России. Поэтому заявленная цифра годовой производительности первой очереди ППЗРО, смело можно утверждать, туфтейшая из туфтейших, представленных в протоколе слушаний.  
   Откуда, из каких пластов знаний  извлёк соискатель лицензии на эксплуатацию первой очереди это цифровое построение: 1 000 куб. м в год - 10 лет, 2025 год - 40 000 куб. м?.Национальный оператор ссылается на данные, предоставленные комбинатом: "... мы руководствуемся теми прогнозными объёмами, сведения о которых каждое предприятие подаёт в Госкорпорацию "Росатом"...  Ну, значит, подавая сведения об объёмах, предприятие "УЭХК" обмануло госкорпорацию "Росатом".  А сам НО РАО и посвящённая в дела его экспертная общественность из Новоуральска не догадались  по досадной, очевидно, оплошности полистать годовые отчёты градообразующего предприятия, готовясь к мероприятию. Ведь так получается. И не только, кстати, годовые отчёты. Подобные диаграммы образования ТРО комбинат размещает и в периодически публикуемых Материалах обоснования лицензии на эксплуатацию ядерной установки АО "УЭХК". Можно полистать и их, например, самые последние комбинатовские МОЛ, в редакции 2019 года. На стр. 33 документа такая диаграмма представлена. 



     Как видно, цифры объёмов образования ТРО тютелька в тютельку совпадают с представленными в годовых отчётах. 
     И можно было бы с причинно-следственной связью появления-принятия загадочных цифр, попавших в протокол публичных слушаний, согласиться, если бы не две почти никем незамеченные, но существенные детали - два, по сути, "недоразумения" в общем контексте слушаний.
     Первое. Демонстрация новоуральской аудитории в процессе обсуждений МОЛ очень странной диаграммы с вынесенным в шапку названием "Прогнозный график заполнения хранилища", размещённой в буклете участника слушаний. По указанным на диаграмме тайм-отсечкам заполнения карты первой очереди видно: срок полной загрузки ТРО ограничен не десятью, как в протоколе, а пятью годами. 










     Позже буклетная версия сроков загрузки отходов займёт своё место в МОЛ на эксплуатацию 1 очереди (в редакции 2017 года) в разделе "Общая характеристика ПЗРО. Общие сведения", будучи вписанной отдельным абзацем: "Общий срок эксплуатации 10 карты ПЗРО в режиме размещения РАО составляет ~5 лет." 
     Второе. Раскрытие официальным представителем комбината в процессе слушаний отчётной цифры годового объёма образования ТРО УЭХК, подлежащих захоронению, о чём в протоколе имеется запись: "В 2013 году образовалось 302 куб. м отходов. Есть план по сокращению объёмов, очень существенная динамика за счёт внедрения новых технологий". Названная цифра объёма, как можно заметить, ниже даже той, что представлена по 2013 году в годовых экологических отчётах УЭХК. Не исключено, конечно, что докладчик мог ошибиться.
     Из показанного сделать можно один вывод: никто не обманулся, никто никого не обманывал; обеим командам - команде Национального оператора и команде комбината - обо всём, что касается изменённых позже сроков эксплуатации объекта, отсутствия какой-либо технической возможности производства комбинатом 1 000 куб. м ТРО в год, а также образования УЭХК до 2025 года 40 000 куб. м ТРО, было известно загодя, задолго до выхода игроков команд на сцену Дома культуры УЭХК в Новоуральске, где слушались эти цифры. 
     Известно командам всё это, безусловно, было, да. Но на начальном этапе завязывания диалога с общественностью, данные отчётов и МОЛ для определения годового производства отходов никак, очевидно,  идеологически подойти не могли, а подходящ, получалось, здесь был другой - простой и конкретный способ нахождения искомых цифр. Его и применят для расчёта производительности. С ним познакомит вышедшая уже после слушаний большая пропагандистская статья. Статью разместят в газете "Нейва" за 22 августа 2014 года. Посвящённая проблематике насущной необходимости захоронения радиоактивных отходов в Новоуральске, газетная публикация, которая выйдет под заголовком "За пятью замками", с этой лажи, собственно, и начнётся:
     "Уральский элетрохимический комбинат (УЭХК) - крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана с отпразднованным этим летом 65-летним стажем. Всё это время комбинат накапливал в среднем ровно по тысяче кубометров радиоактивных отходов в год работы - 65 тыс. кубов."
     Убедительно, не правда ли? 



















воскресенье, 17 октября 2021 г.

ППЗРО 2. От могильника при атомном предприятии до общероссийского центра захоронения РАО

     Продолжение.

     Начало: 
    
    
 2. О ВМЕСТИМОСТЯХ 1 ОЧЕРЕДИ

     "Ёмкость первой очереди - 10 000 куб. м отходов... Первая очередь из себя представляет железобетонное сооружение длиной 140 метров, шириной 24 метра, глубиной 7 метров." (Протокол общественных слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 1 очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), г. Новоуральск, 23 июля 2014 г.).
     - Заявленное количество кубических метров через не очень большой промежуток времени будет перезаявлено на другое количество кубических метров. Конструктивно ёмкость измениться никак не могла - в новых МОЛ на эксплуатацию об этом прямо будет сказано: " Корректировки не вызвали изменения конструктива ПЗРО" - но числовое значение её кубатуры сделается другим. 
     Одна и та же, уже сооружённая ёмкость, в одних и тех же размерах сторон прямоугольного параллелепипеда - не резинового, должен заметить, - принятая в 2013 году у стройгенподрядчика приёмочной комиссией, о чём имеется запись в акте приёмки законченного строительного объекта, по получении НО РАО изменённой лицензии на эксплуатацию вмещать в себя станет 15 000 куб. м отходов против 10 000, которые могли в неё поместиться летом 2014 года.















 Первое официальное упоминание дивным образом изменившегося количества вмещаемых отходов произойдёт на брифинге, который пройдёт при проведении пресс-тура на объект в один из дней загрузки пусковой партии ТРО - 1 декабря 2016 года. "Хранилище представляет... железобетонная конструкция длиной 140 метров, шириной 24 метра и глубиной семь метров... Хранилище спроектировано на 15 тысяч кубических метров (Брутто)  радиоактивных отходов..." - будет указано в распространённом НО РАО официальном сообщении от 6 декабря 2016 года. 
     Эта же цифра (при неизменных геометрических параметрах карты) позже обнаружит себя внесённой в МОЛ, публичные слушания которых состоятся в Новоуральске 21 февраля 2017 года. И далее, утвердившись внесением изменения №1 в лицензию в положении победительницы, войдёт в последние МОЛ, слушания которых проведены будут в августе 2020 года. 
     "Карта №10 имеет габариты 140×24×7 м. Карта ПЗРО представляет собой монолитное железобетонное сооружение прямоугольной формы."











     Возможно, рассказывая о 10 000 кубических метрах вместимости десятой карты, представители стороны НО РАО, придя со слушаниями в Новоуральск, подразумевали  объём, непосредственно занимаемый РАО, без учёта габаритов упаковок и свободного пространства в лежащих навалом отходов внутри них. Но как такой объём посчитали? По суммарному объёму размещаемых  бочек с отходами?.. 
     Из протокола слушаний и выданного каждому участнику слушаний иллюстрированного "путеводителя":  
     "Сначала отходы будут размещаться в стальных 200-литровых бочках, далее - 4 бочки помещаются в невозвратный защитный контейнер с толщиной стенки 110 мм. Далее контейнеры размещаются непосредственно в хранилище."













     Но этим вопрос вместимости ёмкости первой очереди объекта НО РАО исчерпан не будет. И не будет исключена вероятность того, что цифру объёма карты №10  будут переписывать ещё раз и победительнице придётся покинуть пьедестал и уступить место новой. 
     Зависеть это будет от того, захотят ли в Росатоме приводить номинальный объём карты в соответствие с количеством отходов, которое в эту карту будет загружено. О количестве ТРО, загруженных к концу срока эксплуатации, отрапортуют в "Итогах практических работ первого этапа ФЦП ЯРБ-2 (2016-2020 гг.)"  на сайте ФЦП ЯРБ-2. Материал появится в марте 2021 года. И будет там сказано и показано, что за 2016-2020 годы Национальный оператор принял на захоронение 23 500 кубических метров ТРО. 
     Ведь влезло же.      

  О чём это?  О том, что публикуемые  в официальных документах и СМИ на протяжении последних пяти лет сведения о вместимости 1 очереди Новоуральского ППЗРО в 15 000 куб. м радиоактивных отходов показано на основании других официальных документов считать недостоверными. 
     Подождём и посмотрим, как разрулят ситуацию атомщики.     

воскресенье, 10 октября 2021 г.

ППЗРО. От могильника при атомном предприятии до общероссийского центра захоронения РАО. ВСТУПЛЕНИЕ. ЧАСТЬ 1


     Идея написать этот рассказ - об истории многопутаного  рождения (а точнее, перерождения из того, что было) первого в России объекта НО РАО и уж совсем вусмерть запутанной  истории сюжетов, предпосылок, нюансов и перспектив его текущей и будущей эксплуатации завладела мной в середине лета: тогда, когда строителями уже готовой к эксплуатации второй очереди новоуральского ППЗРО, вполне себе нормальными темпами производились работы благоустроительные и над ошибками, в основном в пределах территории реконструированного объекта; тогда, когда загрузка его старой очереди радиоактивными отходами совсем уже выдохлась и делаться стала черепашьими темпами - раз или два в неделю принимались комбинатовские КРАДы, да пару раз в месяц подвозили КМЗ из Питера. Поупражнявшись немало над текстом, понял, что чтобы что-то путнее сложить, из кожи вон лезть - ну, его к чёрту, в привычные сроки результата всё равно от себя не добьёшься, в привычном объёме - тем более. Но рассказать надо. О том, что не расскажет никто. Дело стоит того... 
     Будут части. Не менее пяти. Четыре части усидел уже полностью. Публиковать планирую пока по одной - с интервалом примерно в неделю.

    ВСТУПЛЕНИЕ

      Семь лет тому назад в городе российских атомщиков при Уральском электрохимическом комбинате, крупнейшем в мире производителе обогащённого урана - и радиоактивных отходов от разделения изотопов урана, соответственно (без учёта урановых "хвостов") - вершилось историческое событие, вследствие которого  закрытый город в Свердловской области обречён был сыскать славу обладателя первого и единственного в России действующего полигона захоронения радиоактивных отходов федерального масштаба - предприятия, способного принимать твёрдые радиоактивные отходы средней и низкой активности из любой точки на карте страны, где эти отходы могут образовываться. Производительность захоронения первенца НО РАО сегодня соответствует запроектной  - большей в четыре с половиной раза называемой тогда
    В лето 2014 года в закрытом городе Свердловской области Новоуральске проходили общественные обсуждения амбициозных намерений Москвы: для большой общественности города и СМИ выставлялись круглые столы, делалась экскурсия на обсуждаемый объект, собирались замечания и предложения по вопросам будущей эксплуатации не имеющего в России аналогов полигона радиоактивных отходов, в городских СМИ публиковались агитационные материалы, в них завтрашние московские хозяева новоуральского объекта выступали с разъяснениями о необходимости в целях "невозложения чрезмерного экологического бремени на будущие поколения" создания в России нескольких таких центров, где могли бы окончательно изолироваться накопленные при предприятиях атомной индустрии страны радиоактивные отходы - порядка 70 - 90 миллионов куб. м ТРО на всех.  Но решающая информационная обработка - "обалтывание" новоуральцев на предмет сделать их город тем, что он есть сейчас, центром захоронения ТРО - происходила на публичных слушаниях, организованных администрацией ЗАТО по заказу Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО).
      Общественные слушания  материалов обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов средней и низкой активности, проведённые в июле 2014 года по инициативе и под патронажем Росатома в Новоуральске, это и есть то эпохальное историческое событие в жизни города и страны. А первая очередь - как раз то эксплуатируемое сегодня  захоронительное сооружение, наполнение мощностей которого контейнерами с опасным радиоактивным мусором, образующемся от деятельности предприятий и объектов атомного хозяйства России, поставлено на поток. 
     Сегодняшняя первая очередь совсем не та первая очередь, которую в июле 2014 года посулила Новоуральску Москва. Радикально не та. С трибуны слушаний предлагалось одно - материализовалось в итоге другое. Не из-за совокупности каких-то непредвиденных случайностей, обстоятельств, как говорится, непреодолимой силы, но - очевидного умысла. 
     Эксплуатация не той первой очереди Новоуральского пункта ПЗРО практически завершается, загруженность объёма её карты-вместилища радиоактивными отходами по состоянию на конец сентября 2021 года, по моим сведениям, без самой малости, которой можно, наверное, пренебречь, стопроцентная, готовится к пуску вторая очередь. Это, как и в случае с первой, тоже совершенно не та вторая очередь, которую посулили Новоуральску, сейчас она находится в стадии прохождения процедуры получения лицензии на эксплуатацию. Самое время и повод посмотреть вопреки чему - и благодаря чему - на одном земельном участке в одних границах с девятью картами-могильниками ограниченного срока хранения при предприятии ядерного топливного цикла, куда с 1964 по 2015 годы предприятие последовательно складывало нарабатываемые им радиоактивные отходы, облучённые изотопами урана-234, -235 и -238,  после сооружения здесь в 2013 году тем же предприятием очередной, десятой карты (для РАО того же изотопного состава того же предприятия) образовался общероссийский пункт захоронения - с "расширенной номенклатурой РАО".

     Карта № 10 первой очереди федерального пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (ППЗРО). Июль 2021.










      Карта № 10 пункта хранения твёрдых радиоактивных отходов (ПХТРО) УЭХК. Июль 2014. 







     В моём архиве сохранился один замечательный документ, прямо указывающий на эту подмену - копия протокола слушаний. Это официальный документ, изготовленный администрацией НГО, объёмом в 24 страницы текста, под протоколом стоят подписи председателя комиссии по проведению общественных слушаний, заместителя главы администрации НГО Дмитрия Черепанова, секретаря комиссии по организации проведения общественных слушаний, главного специалиста по охране окружающей среды администрации НГО Нины Гусевой и заместителя директора ФГУП "НО РАО" по развитию ЕГС РАО и корпоративным функциям Дениса Егорова. Вылежавшись несколько лет, официальная протокольная запись вместе с информацией по продвигаемому объекту, содержащейся в целевых буклетах, розданных пакетом каждому участнику слушаний, возымели сегодня свою особую историческую ценность.

     Президиум заседания общественных слушаний МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО. Новоуральск. 18 июля 2014.


 Об участниках слушаний. Аудиторию участников слушаний, кроме официальных представителей организатора (администрация НГО) и заказчика (НО РАО), согласно записи в протоколе составили: члены Общественной палаты при администрации НГО, депутаты думы НГО, депутат Заксобрания Свердловской области, специалисты Специального управления ФПС №5 МЧС России, ЦМСЧ №31 ФМБА России, МКУ "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций", корреспонденты Новоуральской вещательной компании, газет "Нейва", "Областная газета", представители Уральского электрохимического комбината (в качестве соорганизатора и созаказчика), предтавители других организаций. Всего участников слушаний - 134. В их числе, хотел бы отметить, оказались несколько последовательных противников вхождения на территорию Свердловской области Национального оператора, никто из них, вопреки мнению организаторов и заказчика слушаний, обнародованному по завершении мероприятия в городских СМИ, не перешёл на сторону соискателя лицензии, ни тогда ни к настоящему времени, остаюсь его оппонентом и я.                
     Разбираю по приведённым в протоколе формулировкам выступивших с докладами представителей стороны НО РАО и их ответов на вопросы.

     1. ОБ ОЧЕРЕДЯХ ЗАХОРОНЕНИЙ 

     "Объект представляет 3 очереди. Общая ёмкость объекта - 20 000 куб. м.(Протокол общественных слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 1 очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), г. Новоуральск, 23 июля 2014 г.).
     - Объект ПЗРО пропредставлял из себя 3 очереди в 20 тысяч кубических метров в течение не более года после слушаний. 
     Уже в начале августа 2015 года Росатом даёт официальное поручение об исправлении того, что наобещали (решение госкорпорации "Росатом" № 61 от 04.08.2015, опубликовано в т. 2 ч. 1 МОЛ на эксплуатацию в редакции 2017 г.) . Генеральный проектировщик объекта (Уральский филиал АО "Федеральный  центр науки и высоких технологий "Специальное научно-производственное объединение "Элерон" - «"УПИИ ВНИПИЭТ", г. Озёрск, Челябинская обл.), разработавший проект по заданию УЭХК в 2009 году, который предусматривал сооружение трёх очередей ППЗРО, по договору с НО РАО в середине 2016 года откорректировал свою работу. В результате корректировок с сооружением обещанных карт №11 второй очереди и №12 третьей емкостью по 5 000 куб. м каждая не получилось. Вместо этого, согласно переделанной проектной документации, вышедшей под названием "Корректировка проекта "Расширение приповерхностного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов на базе существующего хранилища низкоактивных и среднеактивных твёрдых радиоактивных отходов УЭХК", новоуральский объект ПЗРО стал состоять не из трёх, а из двух очередей, общей ёмкостью  не 20 000, а 54 000 куб. м ТРО. Вторую очередь образовали карты №№ 11, 12 и 13, которые втиснули в пространство, предназначавшееся для постройки двух карт объёмом по 5 000 куб. м. Суммарная вместимость карт второй очереди составила 39 000 куб. м. А первая очередь осталась первой - с сооружённой в её рамках в 2013 году картой № 10 и с полученной Национальным оператором в ноябре 2015 года лицензией  на её эксплуатацию.

     План размещения емкостей (карт) для захоронения ТРО 1-й, 2-й и 3-й очередей ППЗРО. МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО, 2014 г.












  План размещения емкостей (карт) для захоронения ТРО 1-й и 2-й очередей ППЗРО. МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО, 2017 г.







    
 Об этих новшествах впервые публично было сообщено сначала фрагментарно, в устной форме - на декабрьском 2016 года круглом столе, организованном уже через неделю после запуска в эксплуатацию 1 очереди в ходе подготовки к новым слушаниям и перед выходом в свет переписанных МОЛ; затем развёрнуто, в письменной - в опубликованных в январе 2017 года в преддверие февральских слушаний новых МОЛ на сооружение второй очереди и МОЛ на эксплуатацию первой очереди. Слушания обоих документов проведены были за один присест - в феврале 2017 года. 
     Таким образом, заявление Национального оператора о том, что "в инвестиционной программе Национального оператора есть план на сооружение второй и третьей очереди", сделанное им на слушаниях в Новоуральске в 2014 году, к 2017 году было им же самим дезавуировано. Скажу больше: в свете появившейся за семь лет информации (от официальных источников) есть все основания полагать, что такого плана, вразрез словам, произносимым на слушаниях, в реале у НО РАО не существовало вообще. По ходу прочтения следующих частей станет понятным почему.

    План площадки размещения (в одних границах) трёх очередей ППЗРО ФГУП "НО РАО" (10, 11, и 12 карт) и девяти карт ПХТРО АО "УЭХК". МОЛ, слушания, 2014 год.