Продолжение.
Начало:
3. О СРОКАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ 1 ОЧЕРЕДИ, ГОДОВОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, О ВЫРАБОТКЕ ОТХОДОВ НА УЭХК
"Проектная производительность 1 000 куб. м в год... Мы планируем загружать в течение 10 лет... До 2025 года объём образования на ОАО "УЭХК" составляет порядка 40 000 куб. м..." (Протокол общественных слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 1 очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), г. Новоуральск, 23 июля 2014 г.).
- Все названные цифры уже тогда, когда их только назвали, представлялись совершенной туфтой, таким рукотворным недоразумением, напоминающим собой набор цифирь, условий и умозаключений от фонаря, коим обыкновенно снабжают пояснительную записку курсовой или дипломной работы учащиеся вечернего отделения технического вуза или колледжа.
С трибуны слушаний со всей определённостью было заявлено: размещение отходов других предприятий на площадке первой очереди ППЗРО в планы Национального оператора не входит, "для захоронения будут приниматься отходы только Новоуральского УЭХК". Естественно, приниматься будет только та их часть, которую комбинат наработал после 11 июля 2011 года. Потому что всё то, что вырабатывал и накапливал УЭХК до 2011 года, захоронению подлежать не может - без специального разрешения правительства РФ. Такого разрешения не выдадут за всё время эксплуатации первой очереди - и не факт, что выдадут, когда заработает вторая. Но в 2014 году новоуральскую общественность заверили: принятие правительством решения по накопленным до 2011 года отходам "ожидается к концу следующего года". Что, конечно же, не означало, что решение правительства могло быть только положительным, больше наоборот, поскольку в связи с принятием в "конце следующего года" (2015-го) правительством РФ новой Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) в качестве приоритетной будет поставлена задача захоронения вновь образуемых РАО, т. е. тех, что образовываются в текущий момент (после 2011 года), поскольку сначала нужно добиться превышения объёмов захоронения над объёмами образования. И, что ещё интересней, как выяснится после опубликования МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО (2017 г.) и МОЛ на эксплуатацию ППЗРО (2020 г.), о постановке этой задачи заказчик слушаний вполне был осведомлён задолго до начала действия как самой программы, так и до даты проведения слушаний. В августе 2015 года в связи с будущим принятием ФЦП ЯРБ-2 (постановление правительства Российской Федерации от 19.11.2015 № 1248) Росатомом будет принято решение за № 61 от 04.08.2015 о корректировке проектной документации объекта ПЗРО в Новоуральске. Основанием же для принятия данного решения станут постановление правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1185 «Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами» и приказ Росатома от 09.04.2014 № 1/357-П «О реализации инвестиционной и производственной программ национального оператора».
Правда, аудитории слушаний обо всех нюансах захоронения "наших отходов" - вновь образуемых и образовавшихся встарь - сообщили не очень внятно.
Постараюсь устранить допущенное упущение.
Как делящийся ядерный материал, обогащённый 235 изотопом урановый продукт, был требуем для изготовления первых советских атомных бомб. Коммунистическому руководству СССР начала послевоенного периода 2МВ для того, чтобы успешно добивать загнивающий Запад и отжимать в разных частях планеты Земля территории, устраивая на них новые коммунистические режимы и режимчики со своими вождями и гулагами, срочно понадобилось создавать не знающий себе равных арсенал устрашения - оружие массового поражения. Одним из звеньев в цепочке производства советского ЯО стал Уральский электрохимический комбинат (Завод Д1 - комбинат 813 - Средне-Уральский Машзавод), выдавший свою первую продукцию смерти - гексафторид урана, обогащённый 235 изотопом оружейной концентрации - в ноябре 1949 года.
Наряду с "полезной" радиоактивной продукцией, которой для победы мировой социалистической революции требовалось чем больше, тем лучше, комбинат со дня запуска своих разделительных мощностей нарабатывал и бесполезную - радиоактивные отходы (науке производства ядерных материалов, увы, неведомы безотходные технологии), которые складывал рядышком с цехами разделения изотопов гексафторида урана в определённые места - в специально выкопанные для этих целей котлованы-могильники, в постоветской терминологии - пункты временного хранения РАО. Так возникли расположенные на территории 4-й промплощадки УЭХК "Могильник №1" и "Шламовое поле". Комбинат заполнял их своими отходами в период с 1951 по 1964 гг. и с 1963 по 1968 гг. соответственно. Так, посредством последовательного рытья карт-котлованов и складывания в них отходов, образовался ПХТРО УЭХК, состоящий из девяти карт. Десятую, новую карту ПХТРО УЭХК к концу 2014 года переведут в статус карты первой очереди ППЗРО НО РАО. Загрузку карт ПХТРО отходами комбинат осуществлял с 1964 года. Загрузку последней, 9-й карты, атомщики Новоуральска прекратят в 2015 году, уже после даты 11.07. 2011.
За период своей производственной деятельности УЭХК образовал и скопил в своих "времянках" значительный объём твёрдых радиоактивных отходов, по официальным оценкам - 65 500 куб. м по состоянию на 2011 год. Образованные в те годы объёмы условно называют атомным наследием СССР, к ним относят все РАО (жидкие и твёрдые), которые были накоплены до 11 июля 2011 года. По стране это примерно полмиллиарда кубических метров.
Почему выбрана именно эта дата, когда известно, что эра атомного наследия СССР - наработки урана в основном оружейного обогащения (90 % и выше по U235) - завершилась в перестроечном 1989 году и началась другая - эра "мирного" обогащения - производства уранового продукта в основном для предприятий Росэнергоатома (до 5 % по U235)? Объяснение тому: в 2011 году был принят закон законов атомной отрасли России - Федеральный закон «Об обращении с РАО и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 №190-ФЗ.
Дата 11.07.2011 - это установленный российским законодателем хронораздел, разбивающий радиоактивные отходы предприятия на две имущественные категории: отходы, находящиеся в федеральной собственности, и отходы, собственником которых определено само предприятие. Весь тот объём радиоактивных отходов, вне зависимости от классов радиационной опасности и агрегатного состояния, что накоплен предприятиями (учреждениями, организациями) ЯОК и ЯТЦ России (СССР) до этой даты относят к РАО, находящимся в собственности государства, федерального центра; соответственно тот объём отходов, который нарабатывался после этой даты - к собственности предприятий (учреждений, организаций), данный объём отходов образовавших. Такое соотнесение РАО регулируется Статьёй 9.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 11 июля 2011 г.: "Радиоактивные отходы..., образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.".
В соответствие с ФЗ, находящиеся в федеральной собственности ТРО, наработанные (накопленные) комбинатом до 2011 года, могут быть отнесены к удаляемым, то есть извлечённым и перезахороненным, либо к особым радиоактивным отходам, то есть захороненным в месте их нахождения. Принятие решения об отнесении комбинатовских отходов ядерного наследия к удаляемым или особым - прерогатива правительства РФ. Какое было принято решение и рассматривался ли правительством вопрос о накопленном наследии вообще, широкой общественности Новоуральска неведомо, официальная информация об этом отсутствует. Но то, что решение об отнесении наследных отходов комбината к удаляемым правительством не принималось, теперь известно точно - за весь срок эксплуатации первой очереди ППЗРО (2016 - 2021) Национальный оператор не поимел ни одного случая приёмки на захоронение отходов УЭХК, находящихся в федеральной собственноти - комбинат легально мог передавать на захоронение, а НО РАО легально принимать только те отходы, которые мог нарабатывать комбинат после 2011 года. Всё!
Зная про эту премудрость, для того, чтобы определить правдивыми либо лживыми были даны в 2014 году обещания в форме "Технических характеристик пункта окончательной изоляции РАО в Новоуральске", составленных, по словам Национального оператора, на основании цифр, предоставленных УЭХК, нужно просто взять и не полениться взглянуть на эти цифры УЭХК.
Сделать это несложно. Сведения о цифрах комбинат регулярно помещает в ежегодных отчётах по экологической безопасности, публикуемых на официальном сайте УЭХК. Таких отчётов комбинат выпустил уже десять, начиная с 2011 года. Любой из них легко можно найти на сайте Уральского электрохимического комбината, зайдя в подраздел Экологический отчёт раздела "Экологическая политика" сайта. Информация о количестве нарабатываемых комбинатом за год (по годам) ТРО приводится на диаграмме, размещаемой в разделе 6.8 "Обращение с радиоактивными отходами" отчётов.
Например, из диаграммы, представленной в "Отчёте по экологической безопасности АО "УЭХК" за 2014 год", замечательно очень видно, что для обеспечения загрузки объекта НО РАО одной тысячью кубических метров "наших" отходов надобен точно уж не один год производственной деятельности комбината, что с заявленной в "Технических характеристиках" производительностью явно не стыкуется. А посчитанный даже по наибольшей цифре объёма вновь образованных отходов за один год, показанной в отчёте (477 куб. м), объём образования комбинатовских отходов за 15 лет (с опорного 2011 до расчётного 2025) получится минимум в пять с половиной раз меньшим, чем его посчитали в НО РАО: 7 155 куб. м против 40 000 куб. м.
Если же брать во внимание, что зашедший в Новоуральск новый владелец первой очереди намерен был начать её эксплуатировать в 2015-м, и об этом официально было заявлено на слушаниях, то нельзя не учитывать тот документально подтверждаемый профильными специалистами УЭХК факт, что все нарабатываемые с 2011 до 2015 года комбинатом отходы помещены были вместе с федеральными отходами в карту №9 ПХТРО. По причине этого карта №10 ППЗРО могла начать загружаться максимум только тем, что наработал комбинат в 2015 году и далее - объёмами ТРО по годам. В "Отчёте по экологической безопасности АО "УЭХК" за 2019 год" такая раскладка по годам представлена. Как видно из диаграммы, реальное образование количества кубических метров ТРО за год не стало соответствовать прогнозной тысяче и в среднем даже немного уменьшилось.
Уж тут хоть умри, но с такими темпами наработки отходов рубеж в одну тысячу кубических метров захороненных ТРО при самом благоприятном раскладе может быть взят не раньше, чем на четвёртом году эксплуатации объекта - если, конечно, не подсобить ввозом отходов других предприятий России. Поэтому заявленная цифра годовой производительности первой очереди ППЗРО, смело можно утверждать, туфтейшая из туфтейших, представленных в протоколе слушаний.
Откуда, из каких пластов знаний извлёк соискатель лицензии на эксплуатацию первой очереди это цифровое построение: 1 000 куб. м в год - 10 лет, 2025 год - 40 000 куб. м?.. Национальный оператор ссылается на данные, предоставленные комбинатом: "... мы руководствуемся теми прогнозными объёмами, сведения о которых каждое предприятие подаёт в Госкорпорацию "Росатом"... Ну, значит, подавая сведения об объёмах, предприятие "УЭХК" обмануло госкорпорацию "Росатом". А сам НО РАО и посвящённая в дела его экспертная общественность из Новоуральска не догадались по досадной, очевидно, оплошности полистать годовые отчёты градообразующего предприятия, готовясь к мероприятию. Ведь так получается. И не только, кстати, годовые отчёты. Подобные диаграммы образования ТРО комбинат размещает и в периодически публикуемых Материалах обоснования лицензии на эксплуатацию ядерной установки АО "УЭХК". Можно полистать и их, например, самые последние комбинатовские МОЛ, в редакции 2019 года. На стр. 33 документа такая диаграмма представлена.
Как видно, цифры объёмов образования ТРО тютелька в тютельку совпадают с представленными в годовых отчётах.
И можно было бы с причинно-следственной связью появления-принятия загадочных цифр, попавших в протокол публичных слушаний, согласиться, если бы не две почти никем незамеченные, но существенные детали - два, по сути, "недоразумения" в общем контексте слушаний.
Первое. Демонстрация новоуральской аудитории в процессе обсуждений МОЛ очень странной диаграммы с вынесенным в шапку названием "Прогнозный график заполнения хранилища", размещённой в буклете участника слушаний. По указанным на диаграмме тайм-отсечкам заполнения карты первой очереди видно: срок полной загрузки ТРО ограничен не десятью, как в протоколе, а пятью годами.
Позже буклетная версия сроков загрузки отходов займёт своё место в МОЛ на эксплуатацию 1 очереди (в редакции 2017 года) в разделе "Общая характеристика ПЗРО. Общие сведения", будучи вписанной отдельным абзацем: "Общий срок эксплуатации 10 карты ПЗРО в режиме размещения РАО составляет ~5 лет."
Второе. Раскрытие официальным представителем комбината в процессе слушаний отчётной цифры годового объёма образования ТРО УЭХК, подлежащих захоронению, о чём в протоколе имеется запись: "В 2013 году образовалось 302 куб. м отходов. Есть план по сокращению объёмов, очень существенная динамика за счёт внедрения новых технологий". Названная цифра объёма, как можно заметить, ниже даже той, что представлена по 2013 году в годовых экологических отчётах УЭХК. Не исключено, конечно, что докладчик мог ошибиться.
Из показанного сделать можно один вывод: никто не обманулся, никто никого не обманывал; обеим командам - команде Национального оператора и команде комбината - обо всём, что касается изменённых позже сроков эксплуатации объекта, отсутствия какой-либо технической возможности производства комбинатом 1 000 куб. м ТРО в год, а также образования УЭХК до 2025 года 40 000 куб. м ТРО, было известно загодя, задолго до выхода игроков команд на сцену Дома культуры УЭХК в Новоуральске, где слушались эти цифры.
Известно командам всё это, безусловно, было, да. Но на начальном этапе завязывания диалога с общественностью, данные отчётов и МОЛ для определения годового производства отходов никак, очевидно, идеологически подойти не могли, а подходящ, получалось, здесь был другой - простой и конкретный способ нахождения искомых цифр. Его и применят для расчёта производительности. С ним познакомит вышедшая уже после слушаний большая пропагандистская статья. Статью разместят в газете "Нейва" за 22 августа 2014 года. Посвящённая проблематике насущной необходимости захоронения радиоактивных отходов в Новоуральске, газетная публикация, которая выйдет под заголовком "За пятью замками", с этой лажи, собственно, и начнётся:
"Уральский элетрохимический комбинат (УЭХК) - крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана с отпразднованным этим летом 65-летним стажем. Всё это время комбинат накапливал в среднем ровно по тысяче кубометров радиоактивных отходов в год работы - 65 тыс. кубов."
Убедительно, не правда ли?