Что же они мне голову тогда кружили? Всему руководящему составу АО "УЭХК" было отлично известно, что на участках захоронительно-хранилищного хозяйства радиоактивных отходов крупнейшего в России и в мире предприятия по разделению изотопов урана в Новоуральске систематически отслеживается превышение в подземных водах ПДК по суммарной альфа-активности, обусловленной содержанием урана.
В августе прошлого года из сообщения, полученного неофициально, мне стало известно, что в результате, очевидно, совершенного разрушения защитного изоляционного слоя - или из-за отсутствия такового - на одном из могильников твёрдых радиоактивных отходов Уральского электрохимического комбината возникли проблемы с протечками - уран техногенного происхождения распространился в горизонты грунтовых вод на значительном удалении от источника. В попытке разобраться с ситуацией, мною в отдел по связям с общественностью УЭХК (ОСО УЭХК) было направлено письмо с вопросами на имя руководителя отдела охраны окружающей среды комбината Андрея Наливайко. В нём я в частности спрашивал: определены ли размеры площади ореола урана в подземных водах, выходящего за пределы могильников, каковы размеры площади? каково превышение ПДК по урану (альфа-излучению) в горизонтах грунтовых вод? какие меры предпринимаются или планируется предпринять по ликвидации возникших очагов загрязнения грунта, по нераспространению радиоактивного загрязнения? что (где, когда) в случае развёртывания ликвидационных работ, в том числе в рамках плановой программы, будет местом нового захоронения имеющихся в могильниках радиоактивных отходов, заражённых ими грунтов? Полностью с текстом письма ознакомиться можно здесь. В начале сентября 2019 года ОСО УЭХК уведомил меня, что ответ на моё письмо опубликован на официальном сайте УЭХК. Из него по сути я смог только узнать, что атомщики ЗАТО Новоуральск планируют до 2030 года ликвидировать два могильника, без указания конкретно каких, а также то, что "работы планируется осуществлять поэтапно в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами при соблюдении всех необходимых требований безопасности" и что "барьеры безопасности пунктов хранения РАО исправны, находятся в удовлетворительном состоянии", а также, что "радиационная обстановка на промплощадках комбината и в населённых пунктах стабильная". Полностью текст ответа ОСО УЭХК - здесь. Сверху получил ещё директорское письмо "Ответ Казакову В.В. О направлении информации по запросу. № 12-49/14770-ИС от 18.09.2019". Пришло оно спустя две недели и было, очевидно, следствием каких-то функциональных хитросплетений корпоративного характера в организации работы коллектива ОСО: после прочтения, мне предложили мои вопросы, направленные на имя начальника отдела охраны окружающей среды УЭХК, направить на имя гендиректора комбината - потому что без этой процедуры подобные корреспонденции уходят, как мне объяснили, в спам и следовательно ответов я увидеть не смогу. Полученное мною письмо транслировало почти тот же набор формулировок, что имелся в сообщении на сайте комбината.
В принципе, такой ответ мог бы даже удовлетворить. Никто ведь не осмелился взять на себя ответственность утверждать, что никаких протечек нет, и что та информация, которую распространяют мои источники, лжива. Ну, да, может, подтравливает захоронение - которое мы собираемся ликвидировать - вынося подхваченные подземными течениями радионуклиды по плоскости смыва в воды Нейво-Рудянского пруда и соответственно реки Нейвы, а может быть, нет. Понимайте, то есть, как хотите.
И понял бы, наверное, как хотел (хотели), если бы, во-первых, лично сам три года назад не присутствовал на презентации доклада "Оценка воздействия ядерных и радиационно опасных объектов АО "УЭХК" на геологическую среду с использованием данных объектного мониторинга состояния недр (ОМСН) и математического моделирования", презентация его состоялась 23 мая 2017 года в рамках X Регионального общественного Форума-диалога "Атомная энергия. Технологии будущего - снижение нагрузки на окружающую среду". Форум российских атомщиков с участием в его работе общественности Росатома, а также гражданских экологических активистов проходил 22-24 мая 2017 года в Екатеринбурге, представлял презентацию на форуме ведущий специалист ФГБУ "Гидроспецгеология" Александр Петраш. Выступление докладчика сопровождалось показом слайдов.
Делегация общественности ЗАТО Новоуральск. X Региональный общественный Форум-диалог "Атомная энергия. Технологии будущего - снижение нагрузки на окружающую среду". Екатеринбург. 23 мая 2017 года.
ФГБУ "Гидроспецгеология" ведёт объектный мониторинг состояния недр на предприятиях Росатома более десяти лет. Мониторинг, считают в учреждении, необходим для обоснования безопасной эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Специалистами "Гидроспецгеологии" был выполнен анализ природно-техногенных условий территории комбината, разработаны геофильтрационная и геомиграционная модели, на их основе сделана оценка воздействия хранилищ РАО комбината на геологическую среду. В качестве потенциальных источников воздействия на грунты, а также грунтовые и поверхностные воды рассматривались 4 объекта размещения РАО: Шламовое поле, Могильник №1, сооружение 185 и пункт хранения твёрдых радиоактивных отходов (ПХТРО), вмещающий 9 карт захоронений РАО. Моделирование показало, что геофильтрационный поток направлен в северо-восточном направлении: от области питания, расположенной в предгорье, к области разгрузки - реке Нейва и Нейво-Рудянскому пруду. На участках ПХТРО, Шламового поля и Могильника №1 обнаружено превышение в подземных водах ПДК по суммарной альфа-активности, обусловленной содержанием урана. На участке сооружения №185 зафиксировано превышение ПДК по нитратам. В докладе было отмечено, что на УЭХК разработана программа ликвидации данных объектов. О необходимости ликвидации указанной четвёрки ЯРОО УЭХК специалисты ФБГУ "Гидроспецгеология" ещё раз напомнили через год, весной 2018-го, когда был представлен разработанный ими для УЭХК информационный геоэкологический пакет (ИГЭП АО "УЭХК"): "Результаты мониторинга состояния недр в районе АО "УЭХК" и данные математического моделирования радиационного воздействия на окружающую среду ЯРОО, а также источников химического загрязнения свидетельствуют, что их вывод из эксплуатации и ликвидация являются необходимыми мероприятиями для улучшения радиационной и гидрохимической обстановок в горизонте грунтовых вод в районе предприятия." (см. https://www.atomic-energy.ru/news/2018/09/25/89084). Это во-первых. Во-вторых. Можно было бы, наверное, посчитать ответ по протечкам удовлетворительным, если бы на официальном сайте Уральского электрохимического комбината, кроме ответов мне, не находился бы другой документ - новые МОЛы на эксплуатацию ядерной установки УЭХК, документ, между прочим, был размещён здесь несколькими месяцами раньше выложенных ответов на мой запрос.
При сопоставлении того, что написано в ответах и того, что в МОЛах в части состояния объектного захоронительного хозяйства УЭХК и его перспектив, сразу выделяются серьёзные нестыковки - в МОЛах также даются другие ответы на мои вопросы, с другими оценками состояния опасных радионуклидных объектов, с другими сроками ликвидации первых двух из них (с указанием конкретно каких):
"Согласно имеющимся отчётным материалам и результатам ОМСН, в
подземных водах в районе ПХТРО, шламового поля, могильника № 1 и
сооружения 185 выявлены систематические превышения нормативов по
суммарной α-активности и Uобщ. Устойчивое химическое загрязнение
подземных вод нитратами отмечается только в районе сооружения 185.
Поэтому при моделировании были рассмотрены следующие источники
радиационного воздействия на подземные воды: ПХТРО, карты сооружения
185, могильник № 1, шламовое поле. В качестве источника
гидрохимического воздействия при моделировании было рассмотрено только
сооружение 185...
Могильник № 1 ТРО эксплуатировался в период 1951-1964 гг., был
законсервирован (засыпан грунтом). Ликвидация (полная выемка источника)
могильника планируется к 2025 году. Могильник не имеет
противофильтрационного экрана сверху, а также может подтапливаться
подземными водами. В результате контакта воды с ТРО может происходить
выщелачивание и поступление урана в подземные воды. Поэтому на модели
поступление урана из могильника принималось постоянным с начала
эксплуатации до его ликвидации (с 1951 по 2025 гг.).
Шламовое поле эксплуатировалось в период 1963 – 1968 гг. и было
законсервировано. Ликвидация (полная выемка источника) пункта хранения
планируется к 2025 году. Шламовое поле не имеет противофильтрационного
экрана сверху и снизу, а также периодически находится в подтопленном
состоянии. Поэтому на модели поступление урана из шламового поля
принималось постоянным с начала эксплуатации до ликвидации (с 1963 по
2025 гг.).
На ПХТРО в качестве источников поступления урана задавались карты
№ 1–9 в соответствии с началом их эксплуатации. Поскольку поступление
урана из карт возможно и после их консервации за счет вымывания
атмосферными осадками, то в консервативной постановке карты
рассматривались как постоянно действующие источники до конца
прогнозного периода..." (стр. 111, 112 МОЛов 2019, раздел 4.2.7.2).
Карты ПХТРО.
Наблюдательная скважина. На заднем плане - заграждение ПХТРО.
Интересно посмотреть для сравнения, как оценивали радиационную обстановку на этих же объектах к моменту написания предшествующих МОлов на эксплуатацию ядерной установки УЭХК в 2015 году. На тот момент "достоверная информация о воздействии пунктов хранения радиоактивных отходов на состояние недр и подземной гидросферы" была другой, очень близкой к тем ответам, которые УЭХК адресовал мне:
"... система объектного мониторинга состояния
недр – позволяет получать достоверную информацию о воздействии пунктов
хранения радиоактивных отходов на состояние недр и подземной
гидросферы. В наблюдательную сеть пунктов хранения радиоактивных
отходов ОАО «УЭХК», которые могут повлиять на состояние недр,
включены 40 контрольных скважин.
Для хранения и обработки данных ОМСН с 2010 года используется
автоматизированная геоинформационная система АИС ОМСН.
Влияние ядерно- и радиационно-опасных объектов ОАО «УЭХК» на
подземные воды и влияние подземных вод на ядерно- и радиационноопасные объекты ОАО «УЭХК» не приводит к радиационному и
токсическому воздействию на население и персонал, не приводит к
экологическому загрязнению радиоактивными и химическими веществами
объектов окружающей среды." (стр. 64 МОЛов 2015, раздел 4.9.4)
По прочтении томика МОЛов 2019 становится ещё более очевидным: проблема протечек законсервированных карт могильников РАО реально существует, мои источники не врут, её на уранообогатительной фабрике видят, над проблемой работают специалисты и если проблему не решают, то заявления о намерении её решить уже делаются.
Подъёмно ли будет по деньгам?