среда, 16 июля 2014 г.

Он ее пережил



                                                          "Без  умолку  безумная  девица
                                                           Кричала:  "Ясно  вижу  Трою,  павшей  в  прах!"
                                                           Но  ясновидцев  -  впрочем,  как  и очевидцев  -
                                                           Во  все  века  сжигали  люди  на  кострах.

                                                           И  в  эту  ночь,  и  в  эту  кровь, и  в  эту  смуту,
                                                           Когда  сбылись  все  предсказания  на  славу,
                                                           Толпа  нашла  бы  подходящую  минуту,
                                                           Чтоб  учинить  свою  привычную  расправу".
   
                                                              Владимир Высоцкий "Песня о вещей Кассандре"
                                                           


     
Жизнь  конечна.  
      Это  правило,  аксиома,  данность,  которую  изменить  решительно  никаких  возможностей  никому  не  предоставлено.  
      Это  знание,  которое  назубок  усвоено  всяким  живущим.  
      Это  -  мудрость  жизни.  
      Увы.  Тем  не  менее  -  увы!  Каждый  раз  пронзительное,  отчаянное,  безмерное  увы!  -  когда  ВДРУГ  уходят  страшно  близкие  тебе  люди,  когда  уходят  единомышленники.  Это  всегда   происходит  -  ВДРУГ.  И  невыносим  груз  этого  бесспорного  -  правила-аксиомы-данности-мудрости,  -   с  бесспорным  категорически  не  хочется  мириться.  И  в  этом  тоже  мудрость:  во  ВДРУГ  обрушившейся  на  тебя  одинокости  от  насовсем  утраты  ВДРУГ  узнаешь  -  что  ты  не  одинок!
   
      Сегодня  Россия  одиночек  попрощалась  с  Новодворской.  Ее  смерть  -  трагедия  для  просвещенной  и  непатерналистской  части  населения  моей  страны.  Ушел  невероятно  большой,  энциклопедических  знаний  эрудит,  блестящий  своевременный  публицист,  мастер  умного,  чистого,  доброго  увлекательного  слога,  владеющий  в  совершенстве  пятью  языками,  которого,  начав  слушать  или  читать,  обречен  читать  или  слушать  уже  до  конца,  и  потом  долго-долго  еще  передумывать  прочитанное.
     Ушел  уникальный  в  условиях  России,  без  даже  каких-либо  следов  или  налета  популизма  яркий,  последовательный,  и  искренний  политик-гуманист,  вечный  диссидент,  пропагандирующий  ценности  западного  выбора,  превосходящий  по  этим  качествам  даже  очень  многих  западных  и  не  уступающий  ведущим  представителям  либерального  авангарда  Европы  и  Северной  Америки.  
      Ушел  Человек  чести,  совести  и  достоинства,  который  категорически  не  умел  и не  хотел  жить  по  лжи  -  в  стране,  в  которой  принято  жить  по  лжи.  Е.  Понасенков  очень  правильно   назвал  Валерию  Ильиничну  "самым  свободным  гражданином  самой  несвободной  из  стран  европейской  цивилизации"  (http://www.mk.ru/blogs/posts/samyy-svobodnyy-grazhdanin-samoy-nesvobodnoy-evropeyskoy-strany.html).  
      Новодворская,  безусловно,  была  прима-либералом  в  сегодняшней  остервенелой,  взбесившейся,  со Сталиным-Гитлером  в  башке,  опасной  для  законопослушного  гражданина  России,  свалившейся  под  водительством  чванного  чекистского  маньяка  в  кромешный  совок  с  мерзавцами  на  всех  ветвях  и  веточках  власти  (с  микроскопическими  включениями  порядочных  -  типа  "нацпредателя"  Е. Ройзмана),  готовой  поубивать  всех  вокруг.  Иди-ка,  вон,  попробуй  вычесать  гнид  из  головы,  встань  поперек  отзомбированной наглухо  Эрнстом  и  ко.  озверелой,  при  чинах  и  без,  ничего  не  соображающей  многомиллионной  толпы,  понукаемой  маньяком.  Для  этого  надо  иметь  не  только  убеждения.   Рейтинг  ненависти  к  антинацистке  Новодворской  прямо  был  равен  рейтингу  народной  любви  к  нацисту  Путину,  который  с  началом  войны  России  в  Украине  стал  вообще  совершенно  фантастическим.  
      Ушел  очень  проницательный  политик.  Считаю,  сегодня  совершенно  уместным  и  необходимым  предложить  прочитать  ее  одну  совершенно  замечательную,  относительно  давнюю  публикацию  ("New  Times"  от  21  декабря  2009 года).  На  Путине  уже  висела  Чечня,  Приштина,  Грузия,  не  висела  еще  Украина.  Называется  она  "Замужем  за  Путиным".  Удивительно  проницательная  вещь.  Звучит  -  как  реквием.

"Встаю я утром, и вдруг до меня доходит: ведь я уже без малого 10 лет замужем за Путиным, и то, что между нами происходит, и есть классическая российская семейная жизнь. Он мне зарплату не приносит, а я ему обед не готовлю и белье не стираю. Живем, как Стива Облонский с Долли, не здороваемся, не разговариваем. А дом общий: 1/8 часть света. Или тьмы. Когда я его увидела впервые на экране в 1999 году, он как-то нехорошо, загадочно на меня посмотрел, и я поняла, что он положил на меня глаз. 
Я замуж за него вовсе даже и не собиралась. Я принца ждала заморского или хотя бы Борю Немцова. Но вы же знаете, как это у нас принято на Руси: сначала «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» Ну матушка зубы и заговаривает: мол, кони разыгрались. А потом: «Матушка, матушка, образа снимают, матушка, матушка, меня благословляют». И как водится: «Дитятко милое, Господь с тобою…» Я, конечно, не сказала «да», я совсем к алтарю не ходила, то есть на выборы, к избирательной урне. Но меня и не спрашивали. Нас венчали не в церкви… Нас сосватало и обвенчало агрессивно-послушное большинство. А шаферами стали члены «Единой России». И вместо марша Мендельсона во Дворце бракосочетаний нам сыграли советский гимн… Получилось хуже, чем в анекдоте: Путин меня не ужинал, но он меня танцует. чеченская война стала нашей первой брачной ночью. Вот так с тех пор и живем: я его терпеть не могу, а он — меня. Я могу перебить всю посуду в знак того, что хочу развода, а он и внимания не обратит. 
Я, как каждая русская баба, нахожу облегчение в том, чтобы пожаловаться на плохого мужа. Хожу по радиостанциям, по митингам, по редакциям и жалуюсь. Мол, мужа в отставку или сразу в Нюрнберг, а я пойду за Касьянова или Немцова. Я уж и Бушу жаловалась, и Обаме, и Евросоюзу. «Не хочу, — говорю я им всем, — с Путиным жить. Разведите вы нас». А они с Путиным соглашения подписывают. Что им до моих женских слез? И не я одна такая, у моего мужа еще 300 жен и 700 наложниц, и все демократы. И мы вместе плачем и рыдаем, но как ни голосим — Путин остается при нас. А другие не могут понять, чем мне Путин не по душе. Не пьет водку, не курит. Без вредных, то есть, привычек. Спортом занимается. И такой могущественный! Налево посмотрит — заложники «Норд-Оста», отравленные, падают, направо посмотрит — детишки в бесланской школе сгорают. Недавно чуть целую сверхдержаву не завоевал, Грузия называется, да американские супостаты помешали. И никого не боится, особенно Бога. Своих врагов, юкосовцев зловредных, прямо на Лобном месте судит. Говорят, что мне должно быть лестно. Я им всем отвечаю: «Пусть лучше водяру хлещет, чем кровь чеченских младенцев, ритуально принесенных в жертву на имперский алтарь. Мне бы что-нибудь тихое, приличное, европейское». И живем дальше. 
Мне бы с любовником сбежать: в Штаты, во Францию, в Англию, куда все добрые люди бегают. Но тогда и дитятко наше, и весь дом — все ему достанется. А развод не пре­дусмотрен. Только через Центризбирком… Браки заключаются на бюллетенях. 
И потом, этот муж без вредных привычек — не добытчик. Последнее из дома тащит своим дружкам. То Лукашенко, то Чавесу, то киргизским пациентам. А какой опять-таки бабе нужен муж, который не может заработать и с дружками соображает на троих — пусть не водку, а остатки колониализма? 
Я знаю, что он меня переживет. Он молодой, спортивный, а я старая, больная. И страшно делается: дитятко наше убогое, которое нянька еще в роддоме на голову уронила, с детским церебральным параличом и задержкой умственного развития, по имени Россия, ему достанется, и некому будет сиротку даже пожалеть…"


      В  России  есть  кем  гордиться.  
      Горжусь,  что  Валерия  Ильинична  была  моим  давним,  самым  постоянным  и  неразлучным  другом.  Знакомство  с  ней  у  меня  состоялось  где-то  году  в  87-ом  минувшего  столетия  с  ее  публикаций  в  газете  "Свободное  слово",  в  бытность,  когда  она  возглавляла  только  что  созданную  ей  партию  "Демократический  союз".  Газету  можно  было  приобрести  на  многочисленных  в  то  время  демократических  тусовках  в  Екатеринбурге.  Хотя  лично  с  нею  я  не  был  знаком.  И,  конечно,  всегда  буду гордиться  тем,  что  состоял  вместе  с ней  -  с  Валерией  Ильиничной  Новодворской!  -  в  одной  партии,   -  в  ее  партии  "Западный  выбор"  -  пусть  и  недолго,  смерть  прервала  ее  членство.  За  этот  выбор  не  стыдно.  
      По  отношению  к  Новодворской  теперь  очень  просто  узнать  кто  есть  кто.  Хотя  я  этим  и  раньше  количество  Человека  и  Гражданина  в  окружающих  измерял.  Но  -  есть  проблема  -  рискуешь,  живя  в  ностальгирующей  по  советской  империи стране  с  практикующим чекистом  во  главе,  не  нажить  за  жизнь  ни  одного  друга,  которого  смог  бы  уверенно  назвать  настоящим.  Надеюсь,  наступят  все-таки  времена,  когда  эта  проблема  канет  в  Лету.  Как  наступили  в  Эстонии,  Литве,  Латвии,  в  Грузии,  в  Украине.

      Грустно  и  одиноко.  Жизнь  конечна.  Увы.

      Очерчен  круг  возможностей  природы.
      За  музой  в  гонке,  время  обогнав,
      Ты  апогей  свой,  мой  певец Свободы,
      Под  звезды  вынес,  Космос  распахав.

      Земля  тебе  пухом,  Валерия  Ильинична!

      Вечная  память!