среда, 11 февраля 2015 г.

Поступок и проступок





     В детстве, когда кто-нибудь из нас, троих, малых деток-погодок нашего дружного семейства, напяливал башмаки не на ту ногу или рубаху шиворот-навыворот, или вообще что-то делал не так, скажем, брал ложку или карандаш не в ту руку, моя бабушка, которая с нами нянчилась, непременно выговаривала отличившемуся словами украинской песни (бабушка по матери была украинкой): Тепер я турокне козак, здається, добре одягнувся! І як воно зробилось так, що в турка я перевернувся? Как только услышишь "що перевернувся" - всё, знаешь: что-то в тебе позорно, ищешь - что. Эти слова проговаривала или пропевала потом, уже моим детям  их бабушка, моя мать, и вообще, это со временем стало семейной фишкой, палочкой-выручалочкой, заставляющей тебя оценивать твои не очень хорошие намерения, не вплюхаться в грязь или тем более, не дай бог, в какое-нибудь большое свинство, - выручалочкой, работающей не только по малолеткам, но и по взрослым членам семьи. Сегодня я часто эти слова вспоминаю. Время сейчас такое.

     Пока я корпел над предыдущим постом о замечательной жизни нашего самопрославленного уральского журналиста, Вадима Аверьянова, - всеми давно уже позабытого, но обрушившегося вдруг снова в связи с его непреодолимым хотением быть замеченным на читающий местную прессу Новоуральск - еженедельная "Наша городская газета" порадовала своих читателей еще одной, уже третьей за месяц его статьей (далеко не местной тематики). На этот раз, правда, не такой уж объемной, но все равно, такой же, во весь газетный разворот текста - но не за счет размеров букв: объем был выдержан тем, что редакция привела поучаствовать в своей духовной проповеди о вредоносности западной культуры еще троих его единомышленников. Хотя в преамбуле к публикации почему-то сказала, что "В этом номере "НГГ" предлагает вашему вниманию несколько мнений по этой широко обсуждаемой сегодня теме". "Дискуссия", выдержанная в категорично-задиристом менторском тоне - что заведомо обусловливает недопущение в ней какого-либо инакомыслия - посвящена была разбору реакции бездуховного Запада на "справедливость возмездия в отношении карикатуристов французского издания "Charlie Hebdo" ("НГГ" от 28 января). 
     - Для меня, журналиста с двадцатипятилетним стажем, который в качестве главного редактора руководил десятками СМИ, - напоминает о своем высочайшем рейтинге в журналистских кругах еще раз своему забывчивому читателю Аверьянов, - все предельно ясно: во Франции - стране, где так называемая "свобода слова" доведена до неограниченной возможности смело оскорблять чувства миллионов людей, бессовестные подонки от журналистики, опьяненные отсутствием или бездействием законодательства о СМИ, наконец-то, наказаны. - и т.д. и т.п. ликования по поводу "долгожданного торжества справедливости".
     В том же злорадствующем ключе без капли даже сострадания "дискутируют" и остальные. Сначала преподаватель Воскресной школы РПЦ для взрослых новоуральского прихода, Василий Молчанов, изобличает Запад: 
     - Европа, и Франция в особенности, уже давно отошли от христианского мировоззрения, а точнее, так его модернизировали и приспособили под себя, что ... гуманизм стал новой религией, где человек - мера всего.
     Потом - депутат Думы НГО, председатель Конгресса татар Урала, Марат Салихов (тот самый кроткий глас народный, который "хорошенько подумает перед тем, как что-то скажет", и который в марте месяце прошлого года с группой товарищей отправил послание президенту Путину, в котором требовал от президента Путина присвоения президенту Путину Героя России за взятие Крыма): 
     - Я не поддерживаю свободу слова в ее западноевропейском понимании. ... Когда ты общаешься в своем кругу - это одно. А когда твои слова слышат миллионы нужно хорошенько подумать перед тем, как что-то сказать. В этом случае должны быть рамки ... Прежде всего - это вопрос собственной культуры.
     В настоящее время идет искусственное нагнетание конфронтации между религиями. И делается это целенаправленно, под девизом "разделяй и властвуй". США очень удобно держать под контролем государства, которые интересны им как поставщики сырья либо как рынки сбыта.
     Чтобы избежать подобной участи, граждане России должны ощущать себя единым народом, а не выяснять национальные отношения, как, например, это делают киевские власти.
     Потом - председатель Совета еврейской общины Новоуральска, Натан Кандалов:
     - Представляю, что бы было, если бы в России начали публиковать карикатуры на Иисуса Христа. Это просто уму непостижимо!.. С моей точки зрения, все западные цивилизации - это то, к чему, не приведи Господь, может приехать Россия. 
     Убивать людей за то, что они невеликого ума, неправильно. Это фашизм. Причем он получается обоюдным. Этот фашизм поддерживает государство ..., выделяя средства на дополнительный выпуск журнала.
     Тяжело судить о событиях, зная, что по телевидению показывают далеко не все. Но из того, что мы видим, очевидно, что происходит это при поддержке государства. 
     Я считаю, что это первый звонок для российских защитников западноевропейских ценностей.
     Эти умы питаются исключительно телевидением! После еще одного звонка страна во имя святого единомыслия, очевидно, должна быть от незапутинской нечисти зачищена.

     Казалось, и этой бы череды статей было бы уже достаточно, чтобы понять, что игра в демократию на поле "Нашей городской" одним из учредителей, а точнее, главным, определяющим политику издания учредителем, Владимиром Никитиным, региональным функционером партии войны ("Единой России"), председателем комитета Заксобрания Свердловской области по вопросам законодательства и безопасности, отныне закончена. Но газета - для пущей, что ли, наглядности, что игра и вправду закончена и что оппонентам путинизма рассчитывать здесь абсолютно больше не на что и не на кого - ставит совсем жирную точку: в довесок к этим журналистским работам дает еще две внушительные за подписью второго учредителя газеты, главного редактора "НГГ" Валерия Ленденева. И он тоже присоединился к чтецам антизападных проповедей! Вот это - шокировало. 
     Потому что, в отличие от Никитина, с которым давно и так всё понятно, с Ленденевым произошла совершенно непонятная мне метаморфоза. Он - из "наших", из либералов, мой коллега еще c 1993 года по партии "Демократический выбор России" (ДВР) Егора Гайдара, предшественницы "Союза правых сил" Бориса Немцова; был он, и по-моему, не однажды, делегатом партийных съездов в Москве от новоуральской организации ДВР. И вот теперь его статьи. (В номерах "НГГ" от 24 декабря - "Омбудсмен, промониторьте тинейджера спикеру!.." и от 4 февраля - "Быть приличным человеком...".)
     И я, думаю, вправе задать их автору вопросы (и я их задавал, связавшись с ним по телефону). Валерий Сергеевич, что же с тобой случилось? Твой наезд на Людмилу Улицкую и наоборот, солидарность с Никитой Михалковым, твое заявление, что ты патриот, не предатель - это что значит - что тебе уже чужда гражданская позиция Макаревича, Акунина, Немцова, Фатеевой, Ахеджаковой, Жванецкого, Шендеровича и далее по списку нацпредателей, наших участников сопротивления москалям?









     Вот твои слова о Правом секторе - имя, которое ты даже с маленькой буквы написал, - ты что, действительно считаешь, что Правый сектор это плохо, что Евромайдан это ужасно; что жизнь в изоляции от остального мира, в том числе сохранение нашего Новоуральска в статусе детища сталинизма это хорошо; что царь Петр I эталон того, каким должен быть патриот и правитель России, а удел духовности русского жить и вести себя так, чтобы тебя все боялись?
Фрагменты заметки В. Ленденева

     В общем, высказал я ему. 
     Ничего подобного - заверил он, - что он как был так и остался либералом, что полностью солидарен с требованиями и идеалами перечисленных выше внесистемных оппозиционеров, но категорически не считает их предателями; а это значит, он согласен со мной в том, что сегодняшний российский режим нелегитимен и преступен, что Крым это аннексия, а Россия сегодня это международный терроризм; что благодаря сотням Правого сектора украинская революция достоинства завершилась год назад успехом, а сегодня украинскому народу удается выстаивать перед лицом российской агрессии; что закрытость страны как и города противоречит фундаментальным ценностям современного миропорядка и собственной Конституции, унизительна, неправомерна и не способствует экономическому и духовному развитию территорий проживания людей; что с язевской шоблою (мэром Машковым-Никитиным-Салиховым-Аверьяновым) у него нет ничего общего. Но! - он вынужден, чтобы выживать, этим людям потакать; Валерий Сергеевич в конце разговора мне честно сказал: да пойми ты, я вынужден лавировать - чтобы газету не прихлопнули (что, де, разве можно свою настоящую позицию сегодня публично озвучивать!). Вот это еще больше меня шокировало: я, конечно, за мир - но поагитирую до лучших времен за войну.

     Велик все-таки гений поэта:

                                    Некий чудак и поныне за правду воюет, -
                                    Правда, в речах его правды - на ломаный грош,
                                    Мол, "Чистая Правда со временем восторжествует, -
                                    Если проделает то же, что явная Ложь!"
                                    Часто разлив по сту семьдесят граммов на брата,
                                    Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
                                    Могут раздеть, - это чистая правда, ребята...
                                    Глядь - а конем твоим правит коварная Ложь. 


     А не лавируй -  и вправду, скорей всего, газету власть укравшие прихлопнут. А с ней и вот эту, уже начавшую свою работу, новоуральскую пропагандистскую точку кремлевского общака - и, возможно, как раз из-за того, что ее прихлопнут, чьи-то близкие новоуральцы не получат "Груз-200". Это ж стоит того!  
     Неизвестно, как бы я поступил в подобной ситуации. Наверное, постарался бы избежать вообще ее возникновения - установив грань возможного компромисса на более раннем уровне.

     Не все одинаково ведут себя в ситуации, когда осатаневший диктаторский режим проходит точку невозврата, а именно это происходит в моей стране после сочинской олимпиады. Разные есть примеры.
     Не могу не рассказать здесь об истории, которая приключилась с моей единомышленницей, журналистом, с которой мы познакомились в интернете летом прошлого года после ее публикации в екатеринбургской "Областной газете" и моей в этом блоге о событии публичных слушаний по проблеме захоронений в Новоуральске радиоактивных отходов. В ходе дальнейшего нашего общения в интернете я узнал, что вскоре она уволилась из "ОГ", так как не готова была поступиться своей позицией по Украине, чего требовал от нее главред. Зовут журналиста Зинаида Паньшина. Я попросил ее рассказать об этой истории подробнее.
     - История моего увольнения из редакции "ОГ", в которой я работала до этого 5 лет, такова. Весной один наш обозреватель съездил в Крым и по возвращении написал вполне крымнашевский репортаж. Это было отвратительно. Но Полянин (Дмитрий Полянин, главный редактор "Областной газеты" - прим. автора) похвалил и его и себя: вот, мол, как я запросто отпустил журналиста в дальнюю командировку, и вы, коллеги, смелее проявляйте инициативу, у нас ничего невозможного нет. Ну, я и проявила. Летом, в разгар пропагандистской клеветы на Украину и украинцев, я попросилась на День Конституции Украины в Одессу и Львов. Ну, чтобы реально посмотреть, как там люди живут, чем дышат и есть ли там действительно "фашисты". Полянин, не моргнув, подписал заявление. Вообще, он меня всегда ценил как журналиста и не знал, что в период травли Ройзмана перед выборами главы Екатеринбурга у меня на лоджии во всю ее длину красовалась алая растяжка "Ройзман - наш мэр". На работе в нашем отделе про это знали, а руководству я не докладывала. До сих пор удивляюсь, что никто не доложил.
     Ну так вот, съездила я в Украину. Несколько дней провела у друзей в Одессе, день - в потрясающем Львове, отпраздновала с одесситами на Приморском бульваре День украинской Конституции. А по возвращении в Екатеринбург написала честно все, что видела, слышала и чувствовала. Разумеется, материал не вышел. А с главредом прямо на планерке при всех мы поспорили на тему "фашисты ли украинцы". По его мнению - да. Остальной народ, как водится, безмолвствовал. Я собрала вещи, освободила свой рабочий стол и выложила свой украинский текст на редакционный сервер - для всех сотрудников. Ну, а обретя свободу от "ОГ", подарила его знакомой - редактору русскоязычного интернет-журнала в Загребе "Летопись".
     Вот тот текст екатеринбургского журналиста, Зинаиды Паньшиной, любезно размещенный главным редактором загребского журнала в своей редакторской колонке http://www.ruskaljetopis.hr/info.phtml?c=15&id=172.
     Здесь еще одна великолепная, в разворот фрагмента предыдущей, работа Зинаиды - миниатюра, очень напомнившая мне солженицынские крохотки  http://ida-vlahovich.livejournal.com/2014/08/10/.  
     Какой разительный контраст между угодливым, вымученным, противоестественным и злобным, сосанным из пальца и тянутым за уши, собранным из номенклатурно-советских штампов слогом - это ведь очень видно - новоуральской "журналистики" и ЖУРНАЛИСТИКОЙ. Журналист, потакающий несвободе слова, все-таки не журналист.

     Ничего, прорвемся!