Конституция РФ вменяет в обязанность каждому жить по закону. Новоуральский властный и околовластный истеблишмент - впрочем, как и российский - обязывает жить по неписаным законам. Когда отказываешься жить по понятиям и открыто поступаешь так, как обязывает писаный закон, познаешь антиистину - неотвратимость наказания за законопослушание.
Жара! На День победы своя отдельная патриотическая песня, в другие дни года - своя. Мемориал в честь павшим в ВОВ на берегу озера Таватуй. Посёлок Калиново. Суббота, 27 июля.
Ах, какое моральное уродство! - вопят в истерике патриоты. Да нет, уважаемые, мораль вполне адекватна - какую написали им историю, такое и отношение к ней.
Мой список поставщиков радиоактивных отходов, принимаемых пунктом приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов города Новоуральска, единственного действующего в РФ, пополнился ещё одним фигурантом. Им в порядке за Смоленской и Курской стала Балаковская АЭС (Саратовская область). Кстати, колонна грузовых авто с РАО, нарабатываемыми этой станцией, была одной из самых первых, которая проложила дорогу к Новоуральскому федеральному могильнику, сегодня это выяснилось. Правда, возят отходы с Балаковской АЭС в Новооуральск по-хитрому, не напрямую. Сначала их доставляют другой колонной в других контейнерах в Екатеринбург: на предприятие, являющееся структурным подразделением РосРАО (бывший комбинат "Радон", район Эльмаша). Филиал "Уральский территориальный округ" ФГУП "РосРАО", Свердловское отделение - полное название предприятия. Здесь, с целью приведения РАО (3 класс радиационной опасности) к критериям приемлемости для дальнейшей передачи на захоронение, их кондиционируют: подвергают цементированию и упаковывают в сертифицированные невозвратные контейнеры. Затем грузят в автомашины и колонной отправляют в Новоуральск на захоронение. Как правило, колонна с балаковскими РАО из Екатеринбурга состоит из двух-трёх единиц автотехники. Её нередко можно встретить на дороге в пункт назначения. Сегодня, во вторник, 16 июля, её, например, в комплекте из двух тентованных фур "IVECO" и "MAN" и одного "Урала" можно было видеть, стоящей у обочины возле кафе "У Ромы" при въезде в посёлок Верх-Нейвинский. Вся подготовленная для захоронения продукция с Балаковской атомной упакована в бетонные контейнеры "НЗК-150-1,5П". Всего в кузовах машин 7 таких контейнеров: один в кузове "Урала" и по три в кузовах большегрузных фур.
КОНТЕЙНЕР НЗК-150-1.5П Контейнер железобетонный защитный невозвратный для твёрдых и отверждённых радиоактивных отходов. Применяется для хранения РАО в инженерных сооружениях и захоронениях в приповерхностных или подземных сооружениях могильника.
Балаковская АЭС очень крупный и перспективный производитель как ОЯТ, так и РАО. Станция является одним из крупнейших предприятий атомной энергетики России. Энергоблоки станции оборудованы реакторами ВВЭР-1000. Энергоблоков - четыре, все действующие и все четыре переведены, начиная с 2008 года, на работу при повышенном уровне тепловой мощности - 104% от установленной номинальной по паспорту. В 2015 году станция добилась получения лицензии на продление срока эксплуатации энергоблока №1 ещё на 30 лет (дата пуска 28.12.1985), а в 2017 году - энергоблока №2 на 26 лет (дата пуска 08.10.1987). Как видно почти невооружённым глазом, производство радиоактивных отходов предприятие в настоящее время довольно востребованное - устроилось всё так, что зарабатывать на одном и том же взялись и РосРАО и НО РАО, оба ФГУПа входят в состав ГК "Росатом", расценки оказываемых услуг по обращению с РАО у тех и у других по-серьёзному высоки. Хватало бы только возводимых в России мощностей приповерхностного (для отходов 3 и 4 класса) и глубинного (для отходов 1 и 2 класса) захоронений.
Когда гении создают шедевры. Штормило сегодня у нас неистово. Вдохновило и навеяло.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Александру Галичу Штормит весь вечер, и пока Заплаты пенные латают Разорванные швы песка, Я наблюдаю свысока, Как волны головы ломают. И я сочувствую слегка Погибшим им - издалека.
Я слышу хрип, и смертный стон, И ярость, что не уцелели, - Ещё бы: взять такой разгон, Набраться сил, пробить заслон - И голову сломать у цели!.. И я сочувствую слегка Погибшим им - издалека. Ах, гривы белые судьбы! Пред смертью словно хорошея, По зову боевой трубы Взлетают волны на дыбы, Ломают выгнутые шеи. И мы сочувствуем слегка Погибшим им - издалека. А ветер снова в гребни бьёт И гривы пенные ерошит. Волна барьера не возьмёт - Ей кто-то ноги подсечёт, И рухнет взмыленная лошадь. Мы посочувствуем слегка Погибшей ей - издалека. Придёт и мой черёд вослед - Мне колют в спину, гонят к краю. В душе - предчувствие как бред, Что надломлю себе хребет И тоже голову сломаю. Мне посочувствуют слегка, Погибшему, - издалека. Так многие сидят в веках На берегах - и наблюдают Внимательно и зорко, как Другие рядом на камнях Хребты и головы ломают. Они сочувствуют слегка Погибшим, но - издалека. Но в сумерках морского дна, В глубинах тайных, кашалотьих, Родится и взойдёт одна Неимоверная волна, На берег ринется она И наблюдающих поглотит. Я посочувствую слегка Погибшим им - издалека. 1973.
Екатеринбург, 9 июля. Люки уличных колодцев задраены, автобусные остановки убраны, окна приказано позакрывать и занавесить, по крышам домов снайперы. Сегодня в столицу Урала прибывает или прибыло нечто, занимающее место президента России - если кто не в курсе. Пообщаться типа с горожанами. Охранкой приняты самые решительные меры, чтобы всамделишным екатеринбуржцам не вздумалось попасться оно на глаза. Но эти пикетчики. Ух! Достойно! Молодцы!
В субботу, 29 июня, мне довелось быть среди участников встречи с российским экологом, физиком-антиядерщиком, Андреем Ожаровским. Встреча проходила в офисе Штаба Алексея Навального в Екатеринбурге и была анонсирована как "лекция на тему "Мифы и легенды мирного атома". Собравшимся была предоставлена возможность в живом общении услышать в увлекательной популярной форме изложения содержательный, с убедительной доказательной базой, сопровождающийся показом множества слайдов, обстоятельныйи познавательный рассказ - если в двух словах - о том, почему действующие атомные станции надо выводить из эксплуатации - все, навсегда - и не строить никогда новые. Разумеется, не только в России, но и во всех других странах мира.
Накануне, 28 июня, Андрей Ожаровский принимал участие в слушаниях, проходивших в Заречном (росатомовские слушания всегда ж проводятся по пятницам) - там, на площадке Белоярской АЭС, атомщики собираются строить перерабатывающий производственный комплекс по переводу жидких радиоактивных отходов в твёрдую форму. ЖРО накоплены за период эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков Белоярской АЭС, которая началась в середине прошлого века и завершилась в 1980-х годах, когда энергоблоки были окончательно остановлены. С загрязнениями от этих ЖРО в Заречном сложилась аховая ситуация. Поэтому отправной точкой его выступления в Екатеринбурге была тема отходов конкретно Белоярки. Ну, а что такое твёрдая форма радиоактивных отходов? Конечно, это те отходы, которые согласно российскому законодательству должны быть переданы Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами, то есть размещены в ППЗРО. Кроме того, сами почвы, куда сливались ЖРО, согласно представленным организаторами слушаний материалам воздействия Комплекса переработки ЖРО на окружающую среду и материалам обоснования лицензии на сооружение и эксплуатацию объекта, отнесены к категории твёрдых радиоактивных отходов, которые также должны быть упакованы и подвергнуты изоляции. А это уже - как жителя города Новоуральска, в котором происходит эксплуатация того самого пункта ПЗРО и строятся новые мощности захоронений - мой самый волнительный интерес, моя тема.
Два видеофрагмента выступления Андрея Ожаровского (Штаб Алексея Навального в Екатеринбурге). Фрагмент 1. "Вот вы произведёте из жидких отходов твёрдые, куда вы их денете? И здесь все вспомнили про ... На слушаниях было заявлено, что отходы в соответствии с действующим законодательством будут переданы Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами для захоронения... Единственное действующее хранилище находится в Новоуральске. И мне-таки на слушаниях вчера сказали, что ты, Ожаровский, сказал, что хранилищ нет. Как нет? Вот, есть: в Новоуральске. Они напрямую не сказали, что мы туда повезём, но было сказано, что с территории города Заречного отходы будут вывезены обязательно..."
Фрагмент 2. "В верховьях и на берегу реки Ольховка почва относится к категории радиоактивных отходов... По российскому законодательству радиоактивные отходы должны размещаться в сертифицированных контейнерах и отправляться в Новоуральск - просто других пунктов нет для низко- и средне-активных отходов... В случае извлечения в этом месте грунта его слой толщиной до 25 см подлежит изоляции в пункте приповерхностного захоронения, как радиоактивных отходов 4 класса..."
В общем, два часа честного субботнего разговора в Штабе Навального и обмена мнениями перед и после подстегнули меня по приезде домой на раздобычу информации по поводу обстоятельств текущих дел на Новоуральском пункте приповерхностного захоронения РАО - радиоактивными отходами откуда заполняются недра моей родной уральской земли? Примерное время въезда в понедельник в город первой в неделю пары сергиев-посадских фур, в кузовах которых могут находиться белоярские отходы, если таковые к нам всё-таки возят, мне хорошо известно. К этому времени я и поехал на главный КПП ЗАТО. И чуть не проворонил - первая фура уже проезжала КПП. Встал в хвост второй. Удалось даже подсмотреть какие контейнеры сегодня к нам: бетонные - "НЗК-Радон".
Маршрут проводов в последний путь РАО за почти два года интенсивного, в три дня в неделю (по две фуры в день) еженедельного извоза отлажен, и проходит - после светофора перекрёстка улицы Заречной - через промышленную зону. По тому, как "валят" водители фур, можно судить, что маршрут с уймой крутых и закрытых поворотов - "затычков", ими давно и досконально изучен.
Последний "затычок". Через 50 метров ворота федерального могильника.
Обе фуры прибыли из Десногорска, привезли отходы со Смоленской АЭС. В кузовах - по три бетонных контейнера "НЗК-Радон", вместимостью 1,9 куб. м РАО каждый. Итого 11,4 куб. м. Владелец фур - ФГУП "Радон" из Сергиев-Посада. Всего в колонне, осуществляющей доставку в Новоуральск радиоактивных отходов, в настоящее время шесть фур. В каждый рейс отправляют по две фуры: сегодня две, завтра две, послезавтра две. Сейчас все машины заняты доставкой к нам отходов со Смоленской и Курской атомных станций. А до этого, нынешней зимой, эта колонна возила в Новоуральск отходы из Мурманска, а ещё до этого - из Сергиев-Посада, а ещё ранее - из Ангарска. А что во вторник, на следующий день? Во вторник в то же примерно время - следующая пара фур. Причём так: одна с Десногорска (Смоленская АЭС) с тремя же бетонными "НЗК-Радон" и одна с Курчатова (Курская АЭС) - в кузове её шестнадцать стальных контейнеров "КРАД-1,36" вместимостью 1.36 куб. м РАО. Итого 27,46 куб. м РАО (5,7 плюс 21,76). Фура со Смоленской станции.
Фура с Курской АЭС.
Ни о каком извозе отходов с Белоярки в колонне понятия не имеют. То что Новоуральский ППЗРО не принимал на захоронение отходов из Заречного подтвердил мне вчера в телефонном разговоре и Вячеслав Александров, руководитель федерального объекта. В заключение не могу не сказать следующее. Эксперты из Общественной палаты Новоуральска, из городского "Экспертного совета граждан страны Росатом" каждый раз при разговоре о деятельности расположенного в ЗАТО пока единственного функционирующего в стране федерального пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов, когда речь начинает касаться темы, откуда в Новоуральск везут - или повезут завтра - отходы, всегда почему-то во всеуслышание, со всех известных в ЗАТО трибун, без всякого стеснения начинают лгать, заявляя, что данный объект ПЗРО предназначен для захоронения своих отходов - отходов с УЭХК, что если и привезут к нам отходы других поставщиков. то этим единственным чужаком может стать только расположенная по соседству Белоярская атомная станция. Откуда черпают эксперты эти небылицы - для меня загадка. По той информации, которой располагаю я и в достоверности которой у меня сомнений нет, доля принятых на захоронение от УЭХК отходов составляет на сегодняшний день от силы, ну, максимум 8-10 процентов - при том, что объём действующей вмещающей мощности 10 карты 1 очереди захоронений (15 тысяч куб. м) заполнен уже наполовину, а в числе почти десятка известных мне сторонних поставщиков в Новоуральск РАО Белоярской атомной, что совершенно очевидно, не числится. До сих пор. Официальная справочная информация: На Белоярской АЭС хранятся жидкие радиоактивные отходы, накопленные за годы работы 1-го и 2-го энергоблоков с реакторами АМБ-100 и АМБ-200, окончательно остановленных ещё в прошлом 20 веке и готовящихся к выводу из эксплуатации. Чтобы вывести эти отходы и передать Национальному оператору для их окончательной изоляции, нужно сначала преобразовать эти отходы из жидкого состояния в твёрдое. Для этого на промплощадке 1-го и 2-го энергоблоков Белоярской АЭС будет построен Комплекс переработки жидких радиоактивных отходов (КП ЖРО).