четверг, 31 октября 2019 г.

Greenpeace России начал сбор подписей


     Сегодня Greenpeace России начал сбор подписей против ввоза немецких отходов обогащения урана в Россию.
     Имею вот что сказать. В дополнение к уже многажды сказанному моими коллегами по антиядерному движению. По экспорту бочек с отвальным гексафторидом урана (ОГФУ) с газоцентрифужного завода Urenco Deutschland на УЭХК в Новоуральск, Заинтересованные стороны говорят, что на дообогащение до энергетической кондиции, хотя документ о сделке немецких и российских атомщиков, никто из них, я думаю, в глаза не видел.
     Ну, предположим, пусть на дообогащение. Конечный результат выглядит тогда так: одна на выходе (с каскада центрифуг) мера дообогащённого до энергетической кондиции ГФУ для заказчика из ОГФУ заказчика даёт 7 мер вторичных ОГФУ (ОГФУ, образованных от ОГФУ). То есть, заказчик увозит домой 1 бочку (10 тонн) энергетически годного, обогащённого до 3 - 5% по 5-му, топливного сырья, а в Новоуральске оставляет, в качестве дополнительной оплаты услуги, 7 бочек (70 тонн) негодного - вторичных отвалов - разобогащённого до 0,005 - 0,01% по 5-му. В Европе и в США (кроме Франции) вещи называют своими именами - отходы не возвеличивают до положения ценного сырья. Вот и сбагривают ловкачи из Urenco Deutschland в прикиде ценного сырья свои отходы. Воспользовавшись тяжёлой ситуацией с наличием ГФУ природной концентрации в России. А вот не подвернись загнавший себя в нужду российский атомщик, пришлось бы атомщикам Германии на своих разделительных мощностях нарабатывать кондиционный материал, оставляя горы в десятки и сотни тысяч тонн несносно токсичных отходов под своим открытым небом. Для чего вот только нарабатывать, непонятно - к 2022 году Германия в рамках программы отказа от ядерной энергетики останавливает свой последний энергоблок. Так что, возможно, и бочки с обогащённым для Германии топливным ГФУ останутся в Новоуральске.
     Почему загнавший себя в нужду. А потому.
     В 2014 году в Ангарске, в результате проведённой реструктуризации и произведению мер по созданию "Нового облика", закрыли сублиматный завод - один из двух, обеспечивающих разделительные газоцентрифужные мощности России гексафторидом урана природной концентрации (0,7% по 5-му). Второй - и теперь единственный, производящий для нас сырьё - находится в Северске. Северчане одни не в состоянии обеспечить загрузку наших центрифуг. Центрифуги должны крутиться, останавливать их нельзя. Остановка чревата гибелью по наработке топливного сырья для работы энергоблоков АЭС производства. Ну, а дальше что - по-моему, объяснять никому не надо.
     То есть ситуация сегодня сложилась в атомной отрасли в точности такая, какая она была в начале 1990-х, после того, когда Минатом (нынешний Росатом) в 1988 году полностью прекратил обогащать уран до оружейной концентрации. Тогда спасла российских атомщиков, с оказавшимся на грани гибели газоцентрифужным производством, Америка.  Была принята и с 1994 года стала материализовываться российско-американская программа "Мегатонны - в мегаВатты", где для осуществления перевода ГФУ оружейной концентрации (от 90% по 5-му) в топливную (до 5% по 5-му) требовался специальный разбавитель - ОГФУ, обогащённый до 1,5% по 5-му. Спасительными "хвостами" и стали загружать центрифуги. Кроме того, подоспели на выручку, воспользовавшись моментом, атомщики Великобритании, Германии и Нидерландов (Urenco)  - те самые составы поездов с ОГФУ 1995-2009 гг. Хорошо тогда пополнили наши склады "ценным сырьём", освобождая от отходов свои. Но, слава Богу, остановили тогда эти составы зелёные. Честь им и слава.
     Удастся ли остановить совершенно омерзительный и аморальный бизнес-повтор атомщиков сегодня? Думаю, да. Ну, а желающим поучаствовать в этом достойном деле предлагаю подписать ПЕТИЦИЮ.


     Хранилища контейнеров с ОГФУ.
     Германия, Гронау.















     Россия, Новоуральск.



















пятница, 25 октября 2019 г.

Письма трудящихся




















    Всё идёт по известному сценарию. Уж вот и письма возмущённых трудящихся пошли.

     Общегородской сайт закрытого атомного города Новоуральска опубликовал текст без подписи, автор или авторы которого осуждают попытки немецких и российских активистов из правозащитных экологических организаций и особенно примкнувших к ним отдельных жителей атомграда (которые "на полном серьёзе повторяют это", что, естественно, у других жителей ЗАТО "вызывает недоумение"), воспрепятствовать возобновлению поставок в Новоуральск отвалов урана из немецкого Гронау в рамках делового взаимовыгодного сотрудничества двух мировых атомных гигантов - европейского  Urenco и российского Росатома.

     "На протяжении 2 дней интернет буквально кипит: в Новоуральск везут радиоактивные отходы из Германии, в Германии отходы хранить не хотят, и всё везут в Новоуральск – тайно, незаконно и вообще мы все погибнем, так как все это будет закопано на могильнике.
     То, что нечто подобное выдается «экологами» без физико-математического и даже экологического образования, иногда проживающими в других странах — абсолютно нормально. То, что жители атомграда, где находится предприятие, занимающееся обогащением урана, на полном серьезе повторяют это, — уже вызывает недоумение.
     Во-первых, отходами называется нечто, что собираются закопать и не извлекать никогда. Везут к нам не отходы, а обедненный уран, и везут не с целью «захоронить», а на переработку. Мало того, после переработки и дообогащения здесь, в России, уран вывозится обратно, заграницу.
     Во-вторых, это обычный производственный процесс. При обогащении урана из природного (0,711%) до низкообогащенного, который и используется в энергетических реакторах, остаются так называемые отвалы. Они никогда не были в реакторе, и не являются отходом. Для разных предприятий разный отвал может быть более экономически выгодным, чем другой. Используют все виды сырья, просто для разных нужд. Это делается всегда и не является секретом: для нас обедненный уран – полезное сырье, которое используется на обогатительных предприятиях для производства обогащенного урана экономически эффективным способом...
     Почему жителей не вводит в панику постоянный ввоз сырья в виде природного урана с большей радиоактивностью, но пугает низкоактивное сырье — абсолютно не понятно. То, что оно из Германии, а немцы хотят нас всех убить?" 

Ознакомиться полностью можно ЗДЕСЬ.

     Очень хороший комментарий в этой связи два дня назад оставила  под моим предыдущим постом в Фейсбуке известная эколог-правозащитница Надежда Кутепова. Надежда - бывшая жительница ЗАТО Озёрск, ныне проживающая во Франции, вынужденная несколько лет назад покинуть Родину из-за начавшихся преследований со стороны крышевателей Росатома, органов ФСБ, разгромивших руководимую ей правозащитную организацию "Планета надежд" в Озёрске.

     - Я глубоко убеждена, что в ближайшие 20 лет Россия постарается заполучить МИРОВОЙ рынок радиоактивных отходов. Это произойдёт по 3-м причинам.
     1. В России, там, где будут хранилища, самое послушное население в мире. Это жители закрытых городов, мои земляки. Они проголосуют ЗА любой самый мрачный проект. И именно они юридически, к сожалению, решают на публичных слушаниях быть или не быть очередному ядерному объекту, потому что это полномочия муниципальных органов власти. За все последние проекты новых хранилищ в последние лет 10 в г. Озёрске участники слушаний проголосовали ЕДИНОГЛАСНО.
     2. В мире старых игроков клуба любителей атомной энергии, типа Германии, Франции и Бельгии скоро не останется свободных площадей, а население как раз протестует со страшной силой, что связываться с ним никто не хочет. Но отходы-то никуда не денутся, и их количество увеличивается год от года. И тут на помощь приходит... Россия с её территориями и закрытыми городами.
     3. Новые потенциальные игроки, типа Турции и Бангладеш, свои отходы будут возвращать туда, где его сделали, а делать топливо будут им в России.
     Можно ли доверять России с её непредсказуемым историческим развитием в одиночку управление фактически будущим МИРОВЫМ хранилищем радиоактивных отходов, учитывая, что местом этого хранения и переработки будет всё тот же ядерный комбинат Маяк в закрытом Озёрске Челябинской области, который уже объявил о готовности перерабатывать все типы радиоактивных отходов существующих в мире?

     Так всё и есть. Вглядываясь в Новоуральск, это очень хорошо тоже видно. К великому сожалению.  

среда, 23 октября 2019 г.

Гронау - Новоуральск


      По информации Гринпис, подтверждённой в правительстве немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия, и растиражированной многими интернет-изданиями (например, здесь), из Гронау, где находится газоцентрифужный уранообогатительный завод европейской компании "Urenco", на площадку контейнерного хранения отвального гексафторида урана (складировано не менее 400 тыс. тонн ОГФУ) АО "Уральский электрохимический комбинат" в ЗАТО Новоуральск (7-я промплощадка УЭХК) с мая по октябрь 2019 года было отправлено шесть железнодорожных составов по 600 тонн (50 контейнеров), то есть 3 600 тонн урановых отвалов зарубежного производства.


















     Согласно сделке, заключённой между госкорпорацией "Росатом" и компанией "Urenco", отмечают экологи, до 2022 года ЗАТО Новоуральск примет ещё 12 тысяч тонн высокотоксичных отходов немецкого уранообогащения (более одной тысячи контейнеров с ОГФУ или 20 железнодорожных составов).
     
     Знаю, сие авторское интернет-издание, где я пишу эти строки, регулярно мониторят пресс-службы АО "УЭХК", администрации НГО, круглосуточно УФСБ по Свердловской области по Новоуральску, только за последний месяц от наших доблестных спецслужб мной получено 85 просмотров, а за год около тысячи.
     А посему мой вопрос не в никуда, спрашивается: а что, в Новоуральске были проведены публичные слушания по размещению на территории НГО отвального гексафторида урана "Urenco". Где и когда? - месяц, число, год. Каким числом присутствующих? Кто организатор? А также прошу ознакомить с протоколом общественного обсуждения указанной межгосударственной сделки.

     Новоуральская площадка хранения контейнеров с ОГФУ.



































среда, 16 октября 2019 г.

Экспромт

 
      Фото-экспромт на память. О нашей сегодняшней -совершенно случайной! - не рамочной встрече. На Дзержинского 7. У дверей приёмной общественного совета Росатома.

















     На фото, если кто не в курсе, глава пресс-службы НО РАО Никита Медянцев, ну, и я, автор публикаций этого блога - в некотором роде, несгибаемый, так сказать, критик НО РАО. 
     Фото - венец моей сегодняшней партизанщины... 
     Вдруг пополудни мне приходит сообщение - работа сети моих агентов! - что к приёмной Росатома с территории ППЗРО выдвигается микроавтобус фирмы "Мерседес" с рабочей делегацией в составе представителей НО РАО, прессы и гостей из Димитровграда (которых, как будущих обладателей ППЗРО, привезли за опытом), прибытие которого к месту назначения следует ожидать не позднее 12.50. Срываюсь... и ловлю фортуну.
     Шучу, конечно. На самом деле история вкратце такова.
     Карты так удачно легли, что именно сегодня случилось мне проезжать мимо ППЗРО. Грязюки растащили на колёсах со стройки новой очереди по дороге - мама не горюй! Дай, думаю, загляну на обратном пути во чрево - что там, месяц уж не был. Заглянул. Не доезжая нескольких десятков метров, на ответвлении дороги, стоит микроавтобус, вокруг люди в белых фирменных касках и чуть поодаль демонстрационные планшеты с картинками будущего сооружения. История знакомая: кого-то привезли, делиться опытом. Остановился. Так хотелось подойти, спросить что за дела, но выйти из машины не решился - утонул бы в грязи. И - зацепило. В томлении дознаться сделал первое фото.


















      Жду. Через несколько минут автобус, упаковавшись пассажирами, двинулся вон. Ага, должно быть, сейчас делегация проедет по уже сложившейся схеме до приёмной. Сел на хвост.


















 Так почти в точности и произошло, по пути лишь взяли чуть в сторону - доставили до главных ворот ППЗРО его начальника, и ровно в 12.50 автобус припарковался у входа на Дзержинского 7. Я встал почти рядом напротив (на стороне казарм Росгвардии). Подошёл. Народ уже почти весь из автобуса вышел. Руководитель пресс-службы Национального оператора был замыкающим. Поздоровались. По-моему, Никита Владимирович не очень-то и удивился такой "несогласованной" встрече. Коротко обменялись, что, кто, зачем. По моему предложению и обоюдному, как мне показалось, искреннему хотению сделали фото. Как свободные люди! Вот и всё.
     16 октября 2019.