вторник, 31 октября 2017 г.

Памяти Владимира Дробова



     Ровно год назад, 31 октября 2016 года, ушёл из жизни наш замечательный Владимир Дробов. Он был моим близким единомышленником, моим ровесником и другом в ФБ, как личность, совершенно неподдельным, состоявшимся либералом. Либералом по состоянию души. Но либералом-практиком, что вообще для России необычайная редкость. Умный, мудрый, проницательный собеседник, очень интересный публицист, размышляющий о Жизни, Свободе, Собственности, сам он себя называл фермером Свободы. Он им и был в течение почти четверти века. И пусть, наконец, заткнётся чекистская и прочая коммуно-фашистская шваль, набившаяся во власть, и обслуживающий её персонал, что русский человек - раб-неизбежность, холуй вороватый, неумеха, колдырь отроду, которому на фиг не нужна свобода. Нет! Наш уральский земляк доказал что всё это абсолютная ложь. Собственно, эти подонки его и убили. Вместе с миллионами других Граждан нашей Родины. 
     Больно. От того, что его нет. По прошествии года я эту боль ещё острее чувствую. Вот как-то всегда у нас получается так: "Смерть самых лучших намечает и дёргает по одному".
     Вечная и светлая тебе память, мой дорогой человек! Горжусь, что мы были друзьями!
     

     Пусть его доброе, зажигательное живое слово о Свободе, Законности, Собственности, об Ответственности и об их проводниках пребудет сегодня здесь. Кстати, ведь именно от него первого, фермера Свободы Владимира Дробова, я услышал об Ельцин-центре как об островке свободы на Урале. 

    Этот пост в хронике Фейсбука один из последних Владимира Дробова. Он разместил его за полтора месяца до своей кончины  (https://www.facebook.com/drobovvn/posts/1137487629662721).

Часть 1. Глава 10   
Остров свободы

Свобода, озаряющая мир – это полное название Статуи Свободы, расположенной на Острове Свободы и ставшей символом Нью-Йорка и США. Здесь я с удовольствием провел целый день.

1. О себе и истории

Детство, с раем естественного бытия и обидами до боли, когда оно нарушалось. Игры, река, лес. Школа, где учили тому, как должен видеть жизнь. Отец, говорящий о реальной жизни, о справедливости.

Книги Л. Толстого, были окном в большой мир, А.Солженицын и А.Сахаров - примером активной жизненной позиции, отчаянной смелости быть не как все. Всё это было вчера, в прошлом веке. Там же, впервые, я услышал о П.Столыпине. Но, лишь сейчас, увидел в нем человека, которому было по силам разобраться, казалось бы, в невозможном - найти эффективные решения проблем развития страны. И, добровольно, взвалить на себя ответственность за эту благородную, но неблагодарную, опасную работу. Натыкаюсь на его высказывания, как на собственные мысли. Это как в детстве: когда смотрел на срез векового дерева и вдруг ясно осознавал - это уже было со мной… То, что на американском континенте реализовывалось как мечта переселенцев о создании свободного образцового общества, П.Столыпин реализовывал как проект в России.

Удивительно много совпадений у П. Столыпина с автором декларации независимости США Т. Джефферсона. «Те, кто обрабатывает землю — самые ценные граждане. Самые энергичные, самые независимые, самые благодетельные, и они самыми прочными узами связаны со своей страной и ее интересами». А вот высказывание П. Столыпина через сто лет: «Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей, а земля, земля – это Россия». Оба бывшие землевладельцы, т.е. с землей связаны непосредственно. Оба имеют и схожее образование. Свобода граждан США начиналась с успехов свободных фермеров. Столыпин четко осознавал, что подъем России пойдет через решение проблем в сельском хозяйстве. И не столько по причине эффективности способа производства, сколько по причине эффективности человеческих отношений, которые генерировались этим образом жизни.

Есть все основания сказать, что свободные фермеры значат гораздо больше, чем они могут о себе думать. Переход от охоты к земледелию цивилизация отметила скачкообразным ростом населения. Но понадобилось еще тысячи лет, чтобы сложилась ситуация, в которой зародилось система кооперации людей на всех уровнях общества, которая названа фермерской системой. Сложившаяся на практике система оказалась настолько эффективна, что уже начиная с 1870-х у фермеров США основная проблема – перепроизводство. И это уже не ведет к дальнейшему безудержному росту населения. Перед человечеством, уже в масштабах целых слоев населения, и даже стран, проявляются истинные ценности.

История развития цивилизации, особенно наглядно в последние сто лет, подсказывает, что именно увеличение свободы человека, как основы для его реализации и есть путь развития общества. А прогресс, благополучие - указание того, что общество на правильном пути. Два, максимум, три десятилетия и Россия, модернизируясь по Столыпинской реформе, превратилась бы в одного из лидеров мирового демократического сообщества с соответствующем уровнем жизни. Современники Столыпина говорили об ошеломляющем успехе модернизации страны под его руководством.

Интересно мнение французского экономиста Тери, специально приехавшего и изучавшего это экономическое чудо. С 1902 по 1912гг население возросло более чем на 26%.Сельскохозяйственное производство выросло более чем в 1,5 раза. Столыпин уже продумывал меры направленные на предотвращение перепроизводства. Население на 1948 г. должно было составить 344,9 млн. чел. Общий вывод: если тенденции сохранятся, то к 1950, т.е. к середине настоящего столетия, Россия будет доминировать в Европе ,как в политическом, так и в экономическом и финансовых смыслах. О развитии сельскохозяйственного производства в России, Тери писал: "Ни один из европейских народов не достигал подобных результатов". Немецкий экономист Аугаген в своем отчете германскому правительству подчеркивал: "Если землеустроительная реформа будет продолжаться при ненарушении порядка в Империи еще 10 лет, то Россия превратится в сильнейшую страну в Европе».

В стране формировались условия для реализации реального, природного носителя прогресса – свободной личности. В основе реального, не показного успеха любой страны лежит человеческий капитал, состоящих из свободных граждан.

Но случилось то, что случилось - Россия без П. Столыпина, растеряв, истощив свой потенциал, за 100 лет лишь увеличила свое отставание. Следующая, уникальная возможность сократить различия между передовыми странами, была с нулевых, тучных годов для России. Но фигуры, равной Столыпину, не оказалось. Вместо прорыва хронического отставания, накопленного советским временем, вместо необходимости десятикратного увеличения производительности труда в основных сферах производства на основе структурной перестройки всей экономики - заговорили об особом пути, стабильности, о суверенной демократии, о вертикали власти, о поднятии с колен, о модернизации, о инновации. Заговорили дело те, кто не соответствовал времени и месту, использовал власть как самоцель, и собственность как награду за лояльность власти.

2. О потребностях и ценностях

Община, дедовщина, коррупция тоталитаризм, диктатура имеют одну причину - философию выживания, в основе которой животный страх, а не человеческая жизнь и творчество. Философия выживания навязывается большинству, как стаду, властолюбивыми людьми. Навязывается искусно, через популизм, через подмену понятий, через разжигание низменных страстей. Оказавшись без права выбора, люди, в массовом порядке, снимают с себя личную ответственность за происходящее.

Это опасность, о которой говорил Константин Эдуардович Циолковский в 1932 году: "Ну, представьте себе, что мы бы вдруг научились вещество полностью превращать в энергию, то есть воплотили бы преждевременно формулу Эйнштейна в действительность. Ну тогда - пиши пропало, не сносить людям головы. Земля превратилась бы в ад кромешный: уж люди показали бы свою голубиную умонастроенность. Человечество было бы уничтожено!.. А с другой стороны, если наложить запрет на эту область физики, то надо затормозить и ракету, ибо ей-то необходимо атомное горючее. А затормозить ракету - это значит прекратить изучение космоса... Одно цепляется за другое. По-видимому, прогресс невозможен без риска! Но тут человечество воистину рискует всем".

E = mc2. Одной из причин, почему я поступил в институт на физико-технический, была формула Эйнштейна, определяющая взаимосвязь энергии, массы и скорости. Мне казалось, здесь разгадка того, что понять очень трудно, но действует безусловно и повсеместно.

Хотелось быть полезным. Окончил физико-технический факультет института, который носит сейчас имя первого президента страны Б.Ельцина. Работал на оборонных предприятиях. Были десятки рацпредложений и заявки на изобретения. Постепенно пришло понимание, чем действительно живет наше общество – заботой о пропитании себя и семьи. В конце восьмидесятых и начале 90-х был страх перед голодом. Были пустые прилавки и было желание разобраться, что же такое произошло, Россия на рубеже 19-20 веков входила в пятерку самых развитых стран. Бурно преобразующаяся аграрная страна, богатейшая по всем видам ресурсов, страна, в которой буржуазная революция совпала с научно-технической, потенциальный лидер мирового сообщества, через восемьдесят лет оказалась в хроническом застое, на грани паники перед голодом. Ушел с работы начальника на промышленном производстве и стал фермером. Так я погрузился в процесс создания рабочего места для себя, но, прежде всего, как пример решения общей проблемы. Уже через два года имел производительность более чем в двадцать раз превышающую производительность в совхозно-колхозной, чиновничьей, государственной системе. В 2008 планировал выйти на выработку близкой к среднему американскому фермеру. Но реализовать продукцию без убытков не удавалось. Рынок уже занят импортом. Принцип, который я использовал для прорыва – петлю качества – перестал работать. Противостояние постсоветской системы отечественному свободному производителю было более чем реально и проявлялось в коррупции и некомпетентности чиновников. Попытка специализироваться на производстве зерна наткнулись на жесткое противодействие чиновников в формировании земельного надела. Последней каплей было отключение хозяйства от энергоснабжения в момент уборки. Были потеряны активы. Для возврата долгов, кредита, потребовалось продать квартиру. Так у меня украли мою «американскую мечту» Так я ощутил себя заложником отставшей, коррумпированной страны, в которой вести свой бизнес, опираясь на общечеловеческие ценности, экономически нецелесообразно. А жить, руководствуясь принципом выживания любой ценой, уже не получится. Истинный смысл этого «выживания» - это деградации личности и общества. Но об этом более подробно во второй части книги. Ежегодно писал одну-две статьи в районную и областную газету о проблемах фермерства и это позволит мне не «оторваться от земли» во второй части книги. Есть книга «Беседы с фермером» 1998 г, фильмы областного TV … Но главное, что заставляет меня рассказать о моем опыте – это его уникальность. А уникальность, прежде всего в том, что я буквально пропустил через себя весь процесс создания фермерского хозяйства. Сделал это по собственной инициативе и на собственные деньги, посвятив этому делу почти 25 лет жизни, со знанием самого передового в этой области человеческой деятельности в реальных условиях реальных стран - России и США.

Поиски формулы успеха… Жизнь, свобода, собственность. «Отцами-основателями» называют американцев, участвовавших в принятии декларации о независимости, в разработке и создании принципов новой политической системы, в подписании конституции США. Чем руководствовались отцы-основатели? Поверить в бесконечное благородство трудно. Это то и хорошо. Собрались зрелые мужья, были использованы все накопленные знания и никаких гипотез и теорий. Поиски истины. Но с верой в человека, как божественное, творческое начало.

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух и опыт - сын ошибок трудных и гений - парадоксов друг» А.С.Пушкин.

Уже сейчас наука дает доказательства, что потребность быть полезным заложена в человеке на генетическом уровне. Также экспериментально доказано, что подсознательное мудрее и быстродействующее, чем сознательное, т.е. эффективнее в достижении успеха. Но тогда это было на уровне веры, откровений, убеждений выдающихся умов человечества.

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».
из Декларации независимости США. Конгресс, 4 июля 1776 г.

В 1787 г. в конституции США был заложен механизм гарантирующих соблюдение новых принципов политического устройства общества – механизм разделения власти на три независимые ветви.
Очень полезный механизм, как для государственного устройства, так и для достижения успеха в жизни каждого; У вас есть потребности и вы:
1. действуете, реализуя свои права, - проявляете себя исполнительной властью; - работа
2. действуете на основе накопленного опыта – законов, проявляете себя законодательной властью; - обучение и закрепление навыков
3. затем анализируете свои действия - проявляете себя как судебная власть на предмет « игры по правилам». При необходимости, по мере накопления опыта, законы корректируются - развитие, анализ, философия
И весь этот процесс для объективности находится под всесторонним наблюдением - СМИ. Упрощенный, но принципиальный процесс развития и самопознания, как личности так и общества, в котором практика, наука, философия (религия) выделяются в три самостоятельные сферы деятельности…

Демократия не просто защита интересов большинства, а общественное устройство, представляющее интересы всего общества, как единого социального организма. Общества, консолидированного вокруг конкретных общечеловеческих ценностей, в центре которых индивидуум.
Каждый является носителем жизненной энергии. И каждый в ответе за то, как он ее использует. В ответе перед собой, как представитель творческого начала, о цели которого можно только догадываться или верить. Это по свободному выбору каждого… Пока накопленные знания не проявят эту цель как истину. Истина проявляется через достоинство и любовь. Через достоинство как осознание в себе Творца, и через любовь как осознание единства с Миром как своим продолжением.

«Истина относится к тем немногим действительно великим ценностям жизни, которые нельзя купить. Человек получает их в дар, так же как любовь или красоту. Люди не боги. История создается ошибками и героизмом любого самого незначительного момента. Когда бросают камень в реку, на воде образуются круги.… Но большинство людей живет без сознания сверхиндивидуальной ответственности, и в этом, мне кажется, источник всех бед» - Кафка.

Осознание сверхиндивидуальной ответственности П. Столыпиным ощущается в его письме Л.Толстому в 1907г.
«Лев Николаевич! Не думайте, что я не обратил внимания на Ваше первое письмо. Я не мог на него ответить, потому что оно меня слишком задело. Вы считаете злом то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что отсутствие «собственности» у крестьян создает все наше неустройство. Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как-то: чувство голода, половое чувство и т. п. и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному и, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств. Смешно говорить этим людям о свободе или о свободах. Сначала доведите уровень их благосостояния до той, по крайней мере, наименьшей грани, где минимальное довольство делает человека свободным… Вы мне всегда казались великим человеком, я про себя скромного мнения. Меня вынесла наверх волна событий – вероятно на миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили ее в старину. Как же я буду делать не то, что я думаю и сознаю добром? А Вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы и, главное, греха. Поверьте, что, ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над этими вопросами, и путь мой мне кажется прямым путем. Сознаю, что все это пишу Вам напрасно – это и было причиною того, что я Вам не отвечал… Простите, Ваш П. Столыпин».

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые». Никколо Макиавелли «Государь».

Эти рассуждения хорошо объясняют отношение к моему современнику Б.Ельцину как к мужественному, совестливому человеку. Человеку, способному уйти от стереотипов, уйти от роли заложника стаи, и не стать охотником. Он отнесся к гражданам страны как к равным, достойным Свободы, собственности - впервые после П.Столыпина. Фактически и Столыпин и Ельцин, вслед за «отцами-основателями» США, провозгласили « Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью…» И тот и другой встретили «враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые». Б.Ельцин - пример, дающий надежду и подтверждающий мысль, «что линия, разделяющая добро и зло проходит через сердце каждого человека». И никто, и никогда не снимет с вас ответственности за ваш выбор. Хочется выразить и восхищение за проявленную силу духа в отстаивании Человеческого достоинства, свободы, Ходорковскому и его другу Лебедеву.

Творчество, как результат свободы выбора, в сугубо индивидуальной мыслительной деятельности, подтверждает абсолютную ценность свободы, говорит о самодостаточности личности. Творчество проявляется в любом виде деятельности и закрепляется в виде конкретного успеха дающего материальную независимость, бОльшую возможность для этой деятельности. И реализуется это через право собственности. Не удивительно, что такие личности вступают в конфликт с обществом, а вернее структурой говорящей от имени общества, где не признаются права личности как основные ценности общества. Как ценности, защите которых и должна служить общественная структура, систематизирующая, консолидирующая, мотивирующая на активную деятельность своих граждан.

3. О Свободе, как осознанной необходимости

Свобода, права отдельного гражданина первое и необходимое условие для успешного развития современного общества. Можно предположить, что так было всегда. Просто сегодня это заметнее. Творческие люди, предприниматели есть в любой сфере деятельности. Именно через них реализуется назначение человека.
Их немного, желательно что бы их было больше. Они не могут не работать, они заряжены на работу и за собою они , как локомотив, увлекают остальное общество. Такие люди работают и учатся работать так, чтобы быть способными обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни. А через кооперацию с себе подобными, они стремятся накормить и обустроить весь мир. Они как соль земли. У них нет потребности стать кумирами, вождями – им достаточно быть свободными. Свободными для своего дела. Они не нуждаются во власти, но понимают, что это инструмент по созданию и поддержанию понятных и прозрачных правил игры для всех без исключения. Как прагматики, они готовы довести до совершенства этот механизм. Первейшая цель государственного устройства - создание условий для реализации таких людей. Не так важно чем мы занимаемся, кого или чего мы выращиваем, главное надо помнить, что через себя мы выращиваем человеческое достоинство; желая быть полезными, пытаемся творить, на основе накопленного опыта делая свой выбор - так мы вносим свой вклад в развитие цивилизации.

Практика показала – правильной дорогой пошли основатели США. Нуждается ли Америка в переменах? Нуждается, но меньше любой другой страны. Ей достаточно продолжать верить в выбранные ценности и отстаивать их. Понимание путей достижения материального благополучия большинством, постоянно вступают в противоречие с истинными ценностями человека. Мнение большинства, обычно замешанные на чувствах и эмоциях, не всегда представляет их же собственные истинные интересы, интересы всего общества. Главное не путать причину со следствием: благополучие, прогресс - это следствие правильно выбранных ценностей. Единственный проверенный способ следовать этому - это правовое, демократическое устройство механизма управления обществом, суть которого в разделении власти на три независимые ветви. И обязательная сменяемость власти в результате конкуренции, как минимум, двух партий.
Когда сороконожку спросили, как она умудряется передвигаться, не запутываясь в своих ногах, она задумалась и… споткнулась.

Девиз одного из штатов - «Живи свободным или умри» - для меня давно наполнился реальным смыслом, экономической целесообразностью. И этот мой опыт - самое ценное, что я приобрел за последние почти 25 лет.
Часы, которые я провел на Острове Свободы, запомнятся навсегда. Интересно было наблюдать, как люди, непрерывным потоком, пребывают и покидают остров. Это была прекрасная возможность вспомнить, осмыслить свой опыт.

Благополучие = Прагматизм х Свобода х Свобода
Так и хочется сказать – а формула то действует! Если под энергией понимать то, что определяет наше благополучие, нашу сущность (как реализация назначения, умиротворение, радость-) под массой - прагматизм, ( как житейская мудрость, здравый смысл) то свет – это свобода . Свобода как право выбора, в процессе применения которого проявляется наша сущность. И квадратичная зависимость от свободы становиться понятной - мало обладать свободой выбора – надо в нем находиться. Здесь свобода проявляется как ответственность человека за свои действия .А процесс применения этого права и создает свет, который наполняет человека.

Свобода не менее тонкое и сложное понятие, чем свет. Гений Эйнштейна ограничил себя предельной скоростью света 3*108 м/сек. В маштабах Галактики это тормоз, а не скорость.При таких скоростях сигнал из одной точки галактики в другую будет идти сотни тысяч лет Но если принять мысль за форму материи, то ее воображаемая скорость может быть любой. Более того, становится не обязательным материализовываться, чтобы развиваться, эволюционировать в привычной для нас форме. В формуле E = mc2 при неограниченной скорости масса может быть исчезающе мала - появляется возможность делать выбор и проигрывать возможные ситуации, не дожидаясь истечения миллиардов лет – делать мгновенно – нет массы нет инерции. Очень похоже, что в развитие мира действительно ожидается « второе пришествие», а идеалист Гегель с миром, как саморазвивающейся идеей, очень даже реалистичен. Наука сегодня говорит о возможных скоростях в 10150 м/сек., такова расчетная скорость действия сил гравитации. Получается, что сегодня уже и в науке аналогия скорости мысли есть, и эта скорость мгновенная даже в маштабах Галактики. Есть основание считать себя единым целым со вселенной! Человек, как генератор света-мысли, энергии одухотворенной материи. Это вопрос создания нового вида живой энергии – интеллекта. Сущность интеллекта в саморазвитии через познание.
Свобода, мысль, свет. Тот самый свет, лучами которого, рассыпавшись по вселенной миллиардами звезд, объединяемся в созвездия, галактики.

«Эволюция есть движение вперед. Человечество, как единый объект эволюции, тоже изменяется. Заявляет о себе новая космическая эра, к которой мы подходим, медленно подходим, но верно. Ясно уже теперь, что вопрос: зачем и почему? - будет решен разумом, то есть самой материей... Будет смена великих космических эр и великий рост разума! И так будет длиться до тех пор, пока этот разум не узнает всего... И вот, когда разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство. Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель. Не доросшие до такого понимания вещей люди, говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем...» К.Э. Циолковский.

Ракета была лишь инструментом для ДЕЛА, которому посвятил себя Циолковский. Люди дела - это родственные души, чем бы они ни занимались. Время, когда он говорил, было временем голодомора. Накануне у моего деда была описана ферма и сам он был выслан с малой родины, была разбита его семья. Время сталинской коллективизации. Время, когда воля и амбиции одного человека, ничем не ограниченные, оказавшегося на вершине власти, решительно вступало в противоречие со свободой каждого, отнимая у них дело, собственность, превращая их в слепой инструмент чужой воли.

На Острове Свободы впервые познакомился с историей создания и установки статуи. Она заканчивается картиной Эжен Делакруа. Художник долго сомневался, что символ свободы можно изобразить в виде реалистичной картины, с помощью конкретных человеческих порывов и, тем не менее, он написал этот образ как с натуры.
Картина «Свобода, ведущая народ на баррикады» завораживала. Свобода, возможность быть собой, соответствовать своему времени - это как свет жизни. И баррикады в головах и душах современных людей...

И стихи поэтессы, посвященные статуе Свободы, от которых действительно мурашки по телу. Знаменитые последние строки «Свободы» в русском переводе В. Лазаруса звучат так:

«Вам, земли древние, – кричит она, безмолвных
Губ не разжав, – жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»
Эмма Лазарус, 1883

"Keep, ancient lands, your storied pomp!" cries she
With silent lips. "Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tost to me,
I lift my lamp beside the golden door!"
Emma Lazarus, 1883