Эта новость, пришедшая из Петербурга несколько дней назад, шокировала активистов антиядерного движения России - да, что говорить - международного тоже. Не стало Рашида Алимова - эколога, климатического и антиядерного активиста, руководителя проекта энергетической программы Greenpeace России, одного из самых заметных и последовательных противников атомной энергетики и лучших экспертов в России по этой теме. Он умер в ночь с семнадцатого на восемнадцатое декабря от последствий коронавируса. Рашиду было 40 лет.
Трудно с этим смириться, больно об этом говорить, и как, вообще, в это верить? Наше знакомство не было длительным, а общение никогда не было очным. Но у меня ощущение, что ушёл давний и очень близкий друг. Жестокая потеря.
Мы много и регулярно общались по "хвостам", ввоз которых после десятилетнего перерыва снова возобновился в Россию, обменивались любой, добываемой информацией, связанной с ними. Это естественно. Во-первых, его дом находился в Питере, воротах страны, в начальной точке перемещения по российской земле партий отходов германской Urenco (отвалов гексафторида урана), мой дом - в конечной точке, в моём родном закрытом Новоуральске с его комбинатом Росатома. Сюда этот отвальный урановый мусор ("ценное сырьё" - по версии атомных пропагандистов) прибывал и под слова одобрения официальной общественности, произносимые со всех возможных трибун, болеющей за мощь и процветание не знающего аналогов в мире свалочного бизнеса, доставлялся и бережно "сваливался". Во-вторых, мы оба, и я и Рашид, непримиримые и последовательные противники этого импорта, как и всей ядерной энергетики. По обоюдному неприятию нового продолжения старого занятия атомщиков и произошло наше знакомство. Но не только. В августе 2019 года я добыл информацию и сделал сообщение о протечках радионуклидов Уральского электрохимического комбината в горизонты грунтовых вод, откуда заражённые воды, возможно, втекают в Нейво-Рудянский пруд и далее в реку Нейву. По этим протечкам мною был сделан официальный запрос. Новость разошлась по миру. В октябре, с началом транспортировки немецких "хвостов", Greenpeace сделал публикацию, в ней была дана ссылка на это сообщение. Спустя несколько дней состоялось наше знакомство. Рашид написал мне в личку: "Виктор, здравствуйте!" Да-да, я-то вот - здравствую, а его, молодого - ну, что за возраст, в 40 лет - бескомпромиссного, умного, интеллигентного, напористого, ещё вчера скользящего по траектории набора высоты, уже нет! И подробно проинформировал о начале транспортировки урановых "хвостов" из Гронау, что готовится обращение в генеральную прокуратуру. Но наперво спрашивал, не появилось ли новой информации по утечкам. Было это в вечер 28 октября 2019 года. С этого момента началось наше активное и достаточно плотное сотрудничество. Естественно, почти исключительно по "хвостам". Не договариваясь, договорились постоянно, по появлении любых новостей, связанных с отправкой, перемещением, транспортировкой, прибытием и т. д. партий уранового скарба из Гронау, а также с проводимыми и планируемыми на сей счёт акциями протеста, держать друг друга в курсе.
Потом были призывы выступить с протестом против ввоза "хвостов". Народ откликнулся. Выступления прошли по всей линии фронта - от германских Гронау и Мюнстера до российских Санкт-Петербурга и закрытого Новоуральска. А что значит выйти с протестом против деяний Росатома в колонии Росатома, вдобавок закрытой? Мы ведь вышли и выходили ещё не раз. Это значит, бросить вызов, не много не мало, всему общественно-политическому строю заколюченной атомной колонии, то есть официально записаться в списки предателей интересов населения ЗАТО. Рашид, может, даже лучше нашего это понимал, переживал за нашу безопасность и постоянно меня просил: "Виктор, пишите! Есть ли какое-то развитие с полицией? Волнуемся." И я отвечал: "Да, обязательно! Спасибо, Рашид!" А ровно за год до своего ухода, когда уже наши протестные выступления в Новоуральске становились регулярными (Гражданская солидарность - Снова шьют административку, Против новой партии "хвостов"), Рашид вместе с активистами из Greenpeace провёл в Питере свою знаменитую акцию на площади у Гостиного двора, после проведения которой против него возбудили административное дело (впоследствии закрыли). На следующий день в Фейсбуке Рашид сделал запись: "Всем спасибо за поддержку! Люди в закрытом городе Новоуральске не боятся выступать против ввоза урановых хвостов, и мы тоже не будем бояться. Рано или поздно разум восторжествует."
И разум, возможно, начинает, во многом благодаря его усилиям, действительно, торжествовать - Германия заявила о временной приостановке импорта в Россию "хвостов" (последний привоз состоялся в октябре текущего года). Об этом мне тоже написал Рашид.
Прибытие первого поезда - после того, как стало известно, что такие поезда в Россию идут, - переместившего в Новоуральск "хвосты" из Гронау, при всех наших с Рашидом напряжениях, я прошляпил. Когда и как урановые "хвосты" выехали из Гронау, отплыли из Амстердама, приплыли в Санкт-Петербург было известно всему миру, всё это добросовестно отслеживалось и освещалось. А вот то, что состав с "хвостами" прибыл в Новоуральск 4 декабря 2019 года, стало известно случайно - благодаря неизвестному прохожему, который сделал фотографию на станции прибытия и выложил её в городской сети. Что это фото не фейк, впоследствии подтвердилось.
К попытке обеспечить встречу в Новоуральске следующей партии, отправленной из Гронау 9 декабря, Рашид подошёл, очевидно, по всему максимуму своих возможностей. 26 декабря его коллеги из Greenpeace засекли состав с "хвостами" на Вологодско-Кировском направлении, стоящим на станции Шарья Костромской области. По номеру на грузовых платформах с бочками с надписями uranium hexafluorid был определён конечный пункт назначения: станция Верх-Нейвинск (ЗАТО Новоуральск), УЭХК. Дата прибытия в пункт назначения называлась 29 декабря. Последняя стоянка состава - станция Лянгасово города Кирова. Однако - доверяй, но проверяй! С 26 декабря я на станции практически уже днюю и ночую. И это - правильно! 28 декабря взаимоупорству нашему по ловле "хвостов" проулыбалась фортуна. У нас получилось!
Видео и фото свидетельства въезда в страну и прибытия в пункт назначения Новоуральск отвалов Urenco были в этот раз добыты.
22.12.2019. Морской порт Санкт-Петербурга. Погрузка бочек с "хвостами" из Германии на железнодорожные платформы.
28.12.2019. Станция Верх-Нейвинск (ЗАТО Новоуральск). Бочки с урановыми "хвостами" из Германии в пункте назначения.
Я отправил Рашиду сообщение:
28.12.2019, 09:30. Состав прибыл на ж-д вокзал Новоуральска сегодня ночью. Не знаю точно во сколько, но когда я приехал примерно в 4:20 на вокзал, поезд уже стоял. При подъезде на привокзальную парковку, обратил внимание на то, что на стоянке находятся несколько чужих машин - полицейских и, возможно, спецслужб. Понял, что сегодня здесь будет жара...
Не буду рассказывать тонкостей - было, естественно, задержание работниками УФСБ по Новоуральску, которое произошло через пять минут моего шествования вдоль ж-д состава с бочками ОГФУ, передача транспортной полиции, составление протокола, конечно, удаление отснятого материала - но сделать то, для чего я это прибытие несколько дней караулил, я сделал. Не такого качества, как хотелось бы, но сделал. Когда меня отпустили, около 6 часов, состав уже покинул станцию. Заснял по ходу видео (на другой носитель, который удалось незаметно спрятать в снегу во время "погони"), из него надёргал снимков. Снимки вот, видео выложу попозже...
А Рашид опять шлёт мне в личку: "Пишите, всё ли у вас в порядке, нет ли для вас последствий." Ну, вот такой он, руководитель проекта энергетической программы Greenpeace России , человек здесь первичен. Без вариантов. Иные в антиядерщики не идут. И посему, убеждён, победа будет за нами. Жаль, уже без Рашида.
Такое же сообщение я разослал ещё нескольким надёжным адресатам, чтобы это появилось в СМИ раньше, чем меня могли бы задержать, когда я дам сообщение у себя в блоге. Не задержали. Уже днём того же дня в СМИ пошли публикации. Заметку в своём блоге я разместил только вечером. Разве угнаться за профессионалами!
Если нашей стороной был сделан шаг к торжеству разума, то на той стороне торжествовало безумие. Наши новоуральские максимырумянцевы выложились по всей программе. Чего хотели эти люди? Получить от меня, от Рашида, активистов протестной кампании комментарии?..
Совсем скоро хозяева ЗАТО очертили приилегающую к комбинату территорию и околопутевые площади станции Верх-Нейвинск, навтыкав повсюду таблички по понятиям, не знать чтобы больше никаких пикетчиков и фотографов.
В начале июля 2020 года Рашид обратился ко мне с предложением поучаствовать в подготовке критики основных положений нового доклада по ОГФУ руководителя ЭПЦ "Беллонна", члена ОС Росатома Александра Никитина.
Надо браться за эту работу. Тем более, что сказать много есть чего по существу тому и тем, чья версия по проблеме ОГФУ совпадает с версией, предложенной Росатомом, кто счёл возможным писать в поддержку Росатома, оправдывая импорт урановых "хвостов". Ответа на своё предложение Рашид от меня так ведь и не получил. А теперь его нет. Он с неба на нашу движуху с улыбкой сквозь саван глядит. Светлая память.