1
Из года в год 9 мая в любом, даже самом что ни на есть захолустном населенном пункте моей необъятной родины всегда с необыкновенной ярости и отчаяния энергией, какой только располагают все казенные данной местности институции вместе взятые, проводятся масштабные массовки, связанные с празднованием Дня Победы. Это заключительное и самое сильное по воздействию на сердца и души людей марш-шоу из ряда послезимних показательного хождения страны на головах, кульминация весеннего, так сказать, обострения. Режимный Новоуральск, разумеется, не исключение из этого ряда, и тоже, как мне представляется, достоин взгляда пытливого ума: у города своя, особая, есть в этом хождении изюминка.
Пером мне описать сие не смочь - помощником к письму кладу смотреть картинки.
Сразу за этим мостиком через речку Бунарку, в который упирается своим началом улица Чкалова, по правую руку от мощеной плиткой пешеходной дорожки стоит взрослый с преобладанием хвойных пород смешанный лес;
место в городе известное, но о котором категорически не принято говорить вслух. Этот лес, да, собственно, и сама пешеходная дорожка - часть территории кладбища, где "покоятся" тела заключенных-первостроителей Новоуральска. Сей чрезвычайно многочисленный в укромные сталинские времена построения коммунизма спец-контингент советских людей вместе со стройбатом и пленными немцами начинал в 40-х - первой половине 50-х прошлого века создавать ядерный щит СССР, строить мой город. Тут хоронили умерших.
(В конце 1946 года, времени начала строительства комбината по обогащению урана, на секретной площадке Управления строительства № 865, возглавляемого генерал-майором Иваном Бойковым, работали: заключенных - 7732 человека, военнослужащих - 5829 человек и вольнонаемных - 2320 человек. Продолжительность рабочей смены составляла 12-14 часов. Преобладал тяжелый ручной труд. Грузы на высоту поднимались кранами грузоподъемностью до пятисот килограммов или вручную. Раствор и бетон готовились на временных заводах и доставлялись на место самосвалами. Первые экскаваторы появились в 1947 году. Труд заключенных использовался до 1953 года.)
Пройдя мостик, сворачиваем направо на протоптанную непритязательными к душевному комфорту горожанами тропинку,
протоптанную отнюдь не из уважения к памяти об усопших, а исключительно из практичности - для сокращения пути и отправления естественных нужд (Новоуральск не располагает сетью общественных туалетов).
Идем по ней.
Местность сильно пересечена хаотичными расположением и формой буграми и впадинами, то ямами то рвами. Пройдя сотню метров кладбищенских неудобий, выходим к зданию оздоровительного заведения, бани для VIP-персон, которое поставили тут, на кладбище, где-то в самом начале 90-х или в конце 80-х прошлого столетия. Первоначально несколько лет в ней оздоравливалось лишь руководство УЭХК ("директорской" слыла она в народе), затем оздоровительные процедуры стала принимать здесь и спортивная элита города. Последние, правда, года два на ее дверях висит замок, а окна наглухо забиты.
Вот вид на VIP-строение не из лесу, а со стороны улицы Победы. Даже почтовый адресок есть: улица Победы, дом 3.
Например, здешние собаки, стая которых, ошарашенная небывалым скоплением народу по случаю праздника, выбежала сдуру на проезжую и прохожую части улицы Победы. Кладбище вплотную примыкает прямо к этой улице с ее нечетной стороны. Перепад уровней ландшафта кладбища и тротуара улицы Победы хорошо виден на этой композиции с собаками (лес справа - кладбищенский лес).
Территория кладбища, площадь которого составляет не менее 3 га, наполовину застроена. Строительство велось по оригинальной технологии - кладкой фундамента по трупу. Экономически оправданно, ведь не нужно никакого перезахоронения, и, очевидно, весьма даже идеологически целесообразно - никакая отметка на местности не может боле очернить светлых помыслов идущих за усопшими последующих поколений новоуральских серпомолотоносцев. Хотя никаких отметок здесь и так никогда не было и в помине: ни крестов, ни звезд, ни надгробий, ни самих гробов, ни даже холмиков; по рассказам очевидцев трупы умерших привозили лошадьми на телегах, сваливали вот сюда,
в низменные места, да присыпали землей.
В 60-е - 70-е годы по такой технологии были здесь построены здание грязелечебницы, улица Победы, 5,
и здание детской поликлиники, улица Победы, 1.
Шикарные в своей изобретательской дикости надгробия! Здание детской поликлиники удостоено дипломом Госстроя РСФСР.
Почему я об этом говорю? Потому что покою не дает то, что я это знаю. А знаю, потому как в среднем моем школьном возрасте глубоко врезалось в память и немилосердно жжет ее все последующие годы то обстоятельство, когда пацаны из числа наиболее отмороженной дворовой шпаны притаскивали со строительства во двор черепа и человеческие кости и пугали ими мелюзгу и девчонок. А дом наш находился не так уж и близко от кладбища, жили мы на Ленина, 90. Потом, став уже взрослыми, мои новоуральские сверстники и сверстницы, жившие в свои детские годы в самых разных частях города в один голос рассказывали мне о тех же их дворовых забавах с настоящими человеческими черепами. Так что изуверские игры с костями получили в момент закладки фундаментов доподлинно широчайшее распространение, став особым брендом новоуральской детворы шестидесятых.
Перед тем, как начать писать эти строки, я сходил в городской музей и получил там подтверждение о том, что, действительно, никакие перезахоронения ни перед началом строительства ни в последующее время никем не велись, строили так - тоже по-изуверски. А в целом-то все для режима советов естественно: у родителей-изуверов дети-изуверы - преемственность поколений. Что еще-то надо от системных винтиков?
Кстати, эти три, стоящие подряд, здания на кладбище (грязелечебницы, VIP-бани, детской поликлиники) - единственные на всем протяжении улицы Победы на нечетной стороне.
В пятидесяти метрах от здания детской поликлиники устроена стела с вечным огнем городского мемориала павшим героям ВОВ, завершающая кладбищенский ансамбль из трех зданий оздоровительного комплекса. Богохульский приход, специально для патриотов. Здесь они проводят свои праздничные манифестации по случаю дня начала и окончания войны 1941-45 г.г.
2
Накануне праздничного шоу все вокруг подступы к нему мели, мыли, подновляли, втыкали и садили в газоны живые цветы.
Прибрали все. А про этот сакральный советский символ совсем забыли, который уже год висит он в неухоженном ржавом состоянии.
Один из монументальных стендов "Аллеи боевой славы" мемориала. |
А 9 мая - все как обычно и все как у всех навязчиво-обыденно в этот радостный праздничный день: марширует народ, принесший почти всей Европе и миру победу над нацизмом, но уберегший торжество человеконенавистнических идеалов в собственной стране.
Добро пожаловать на наше торжество!
Марш колонн начинается отсюда. На дальнем плане, в тупике асфальтированной дорожки, видна стела мемориала. |
Стела памяти. Сразу за стелой кладбищенские холмы с высаженными на них голубыми елями. |
Вечный огонь. |
Марш-колонны организаций участников на подступах к огню.
А этот квартет в темно-темно-сером - первые лица города. Парад принимающие. Это их первый выход сюда в этих должностях.
3
В один прекрасный день на территории этого игнорируемого новоуральским народонаселением и его поводырями кладбища я увидел чудо, которое не ожидал увидеть в своей жизни никогда. На газончике подъезда к зданию детской поликлиники вырос камушек на площадочке-постаменте с надписью: "Вечная память первостроителям города. От благодарных потомков. 2011 г." Потом, правда, узнав о том как он сюда попал, расстроился. А возник он здесь потому, что компания новоуральских справедливороссов решила таким образом попиариться на выборах. У всех этих системных, позирующих в качестве оппозиции, корысть одна лишь в головах. Не могут люди в совке по-другому! Да, ладно, хоть так - путями не христовыми, но место обозначено. Это важно. Хотя, может, я и не прав.
Вот он, камушек; снимок сделан сразу после окончания помпезного мероприятия, прошедшего по соседству.
Несколько гвоздичек, оставленные немногочисленной группой, запечатленных на этом снимке, людей.
Это представители городской организации жертв политических репрессий. Они тоже стали заложниками сегодняшнего кощунства, позволив себе вот только что, в сотне шагов от этого действительно скорбного камня вместе с другими закованными в победу отцом всех времен и народов поотдавать "дань уважения" затейникам мемориала, и, поруганные и униженные своим участием в торжествах, ни вчерашнему ни сегодняшнему режиму (людей в темно-темно-сером) не нужные, пришли сюда, к своим воспоминаниям. И так бывает.
Несколько минут постоял невдалеке. Мимо, не замедляя шаг, проходили люди, парадно, в основном, одетые: разных возрастов, компаниями, семьями, с детьми, знакомыми, с флажками, шариками, ленточками. Было шумно, из динамиков звучала праздничная музыка, разговаривали громко. Почти все обращали внимание на камень, в каждой компании кто-нибудь обязательно пояснял на ходу значение камня и пояснял непременно так: "Раньше здесь было кладбище", - или: "Говорят, что здесь было кладбище". Подошли двое родителей с большими, видимо, своими, детьми и с их детей друзьями. Папа им знающе разъяснил: "Здесь было кладбище!" Я не удержался: "Почему было? - говорю, - Оно сейчас здесь." Взрослые испуганно переглянулись и молча, схватив за руки детей, немедля ретировались. Напакостил, похоже, я этим, двоим, в праздник.
Что ж, понимают, в чем соучаствуют. И я уверен, что понимает это абсолютное большинство из пришедших на праздник, даже те, кто выводил сюда подчиненных и подопечных, употребив административный ресурс.
Потому что мы есть люди, совесть дана каждому, пользователи, однако, мы ею разные. Мы - советские люди. И не надо утверждать, что мы уже другие, это неправда. В каждом из нас и сейчас - двое в одном. В частной жизни - ты при совести, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев при совести; в общественной - без. Вот эта надпись на фотографии "Никто не забыт, и ничто не забыто", с ней связан очень показательный пример "раздвоенности".
Сегодня это дежурные слова на любом мемориале. Впервые они были начертаны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде, где похоронены 470 000 блокадников.
Автор этих строк небезызвестная советская поэтесса Ольга Берггольц, которая только что публично и делала, как неистово прославляла партию и отца народов. Например, в марте 1953 года, в дни прощания со Сталиным, в газете "Правда" были опубликованы такие ее строки:
Обливается сердце кровью...
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твое изголовье,
Плачет Родина над тобой.
Это - в ней "общественник", что без совести. Берем выдержки из дневников той же Ольги Берггольц, которые после ее смерти в 1975-м были конфискованы властями и помещены в спецхран. Они были опубликованы в 2010-м:
"Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно... Как же довели до того, что Ленинград осажден. Киев осажден. Одесса осаждена. Ведь немцы все идут и идут... Артиллерия садит непрерывно... Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству... Это называлось "Мы готовы к войне". О, сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!"
Это - "частник", который повязан совестью.
Так что, как не крути, совесть есть в каждом человеке. Но только замкнута она в одной каждого из нас половинке, наглухо забаррикадированная от другой, бессовестной. Такого ущербного своего положения требует от нас сложившаяся в стране при большевиках система управления, и мы покорно соглашаемся с этим. Мы - подданные. А если вдруг баррикады исчезают, и совесть захватывает все пространство, исчезает и подданный - его место занимает целостный человек, Гражданин. Другое дело, что для нормального функционирования и вчерашнего и сегодняшнего режима гражданин стране противопоказан. Гражданин ведь не станет в этот день трубить на весь мир о своей победе, для него это день окончания великой и безумной планетарной мясорубки.
Отсюда такая трогательная забота властей о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Наших детей с самого раннего возраста взрослые подданные натаскивают быть тоже подданными, героизируя насилие - войну и огромные в ее честь жертвы. Накануне, 8 мая, их, малых деток, организованно приводили тоже вот сюда, на практические занятия.
Разумеется, тот злополучный камень обходили стороной. Сведения о реальном прошлом города системой патриотического воспитания населения не предусмотрены.
Возвращаюсь в 9 мая. После торжественного возложения цветов к вечному огню традиционно состоялась легкоатлетическая эстафета. Как водится, после прошли награждения. Газета "Нейва" за 17 мая на 15 странице отчиталась восторженным материалом об этом под заголовком "В редакцию пришло письмо..." с фотографией,
которую снабдила подписью: "Награды победителям вручали ветераны войны Шамсамунир Шигабутдинов, Алексей Слученков и Николай Мышанский". Одного "ветерана", Мышанского Николая Михайловича, я знаю лично. И знаю абсолютно точно, что не воевал он; 9 мая 1945 года ему еще и восьми лет не исполнилось, родился он 28 мая 1937 года. Извините, товарищи пропагандисты, подлог. Иллюстрация как раз в пользу моих рассуждений о "раздвоенности" и "целостности". Тем более, что газета "Нейва" главный в Новоуральске рупор сегодняшнего режима. Будь газетчик гражданином, стал бы он делать ЭТО?
4
На противоположном конце улицы Победы на расстоянии всей ее длины (1,3 км), на значительном расстоянии от кладбища и Камня скорби на нем, установлено еще одно памятное сооружение первостроителям, но другим - героям, официально признанным властями, и с которых, по задумке ответственных лиц, можно и нужно брать пример. Сооружение представляет собой стелу высотой 22 метра, выполненную из титана, стилизованную под латинскую U, символ урана в таблице Менделеева.
В центре, в кольце сквозного отверстия в стеле, скульптуры трех человеческих фигур суть первостроителей. Конечно, герои эти мифические - никакого кайла в руках, телогреек на плечах в скульптурах этих троих в центре композиции нет. Кстати, одного из них однажды выдуло ветром. Вернули на место. Вокруг монумента устроено круговое движение - круг почета; хошь не хошь, а почтить обязан.
Водружено это "воспитательное пособие" было по случаю 25-летия города в 1979 году.
Это был пик застоя, эпоха безвременья. Руководитель советского государства ударился в мемуары. Труды Генсека КПСС, Председателя правительства СССР, лауреата всех премий СССР, члена Союза писателей СССР, кавалера 4-х звезд Героя Советского Союза, Леонида Ильича Брежнева издавались многомиллионными тиражами. По его книгам "Малая Земля", "Возрождение", "Целина" детям в школах и взрослым на политзанятиях начали "впихивать" историю ратного и трудового подвигов советских людей. Делегаты многочисленных коммунистических тусовок, съездов, собраний, конференций, симпозиумов, бесновато драли глотки: "Ленин, партия, комсомол!", приветствуя какой-нибудь очередной изгиб линии партии и сопровождая выступающих шквалом бурных продолжительных аплодисментов. В 78-м, в апреле месяце, советские спецслужбы сделали афганскую революцию. Самостоятельно удержать завоевания революции афганским товарищам, разумеется, было слабо, и советским руководством принимается решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан. В декабре 1979-го войска Советской армии были введены. Борьба за мир - читай, за обладанье миром (не забываем о корригирующих поправках) - не утихала в то время ни на миг.
А неподданные, те, которые граждане, в меру всех своих сил, безумию противостояли. Академик Сахаров резко выступил против советского вторжения в Афганистан и призвал мир к бойкоту Олимпийских игр в Москве. Народ, сплоченный вокруг партии Ленина, разумеется, его не поддержал и в едином патриотическом порыве коммунистов и беспартийных отправил своих сыновей за смертью. А Сахарова единодушно осудил, с большим душевным подъемом одобрив решение руководства страны о лишении его трех звезд героя соцтруда и ссылке без суда в город Горький. Меж тем страна садилась на талоны. Продовольствия на всех не хватало. Продавцы магазинов сторожили пустые прилавки. В столовых общепита из-за отсутствия мяса один день рабочей недели в стране был объявлен рыбным, подавали и продавали хек, иногда выбрасывали минтай. А тут, на - титановый монумент! Было очевидно: СССР умирал. Держава держалась исключительно на нефтедолларах.
Другой неподданный, актер Театра на Таганке Владимир Высоцкий, в этом же 79-м пишет о времени:
А мы живем в мертвящей пустоте, -
Попробуй, надави - так брызнет гноем...
И страх мертвящий заглушаем воем,
И те, что первые, и люди, что в хвосте.
И обязательные жертвоприношенья,
Отцами нашими воспетые не раз,
Печать поставили на наше поколенье,
Лишили разума, и памяти, и глаз.
Я бы эти слова начертал бы на огромном баннере, и прикрепил бы его к парадной стене грязелечебницы, целиком закрыв ее.
Двести лет назад император Наполеон подвел итог своего правления, сообщив потомкам: "Штыками можно сделать все. На них нельзя сидеть." Сегодняшний кремлевский самозванец вторично посадил страну на штыки. По этому поводу другой известный человек, Авраам Линкольн, определяя значение человеческих пороков, заметил: "Глупость тогда глупость, когда делается вторично". ...Так ведь он чекист... Ритуал "обязательных жертвоприношений" продолжается. Разложению страны края не видать - полный тухляк.
Я предлагаю, каждому новоуральцу подумать, стоит ли маршировать под чью-то дудку, да еще на головах - маршируем ведь в могилу, дудка-то Сатаны! Альтернатива патриотизму ведь есть: взять и рассказывать и творить настоящую, не номенклатурную, историю улицы, города, страны. Не вопрос, правда ведь? Каждый ведь знает с чего начать: долой "баррикады" - и вперед!
Продолжение следует.