27 ноября на первом и единственном пока в России пункте приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов среднего и низкого классов радиационной опасности, расположенного в городе Новоуральске, состоялся очередной технический тур. В отличие от предыдущего тура, прошедшего 29 октября на площадке строительства карт новой очереди ППЗРО, этот проходил в другом месте федерального объекта - на площадке разгрузки контейнеров с радиоактивными
предусмотрены в месте её последнего пристанища.
Организаторы технического тура из Центра общественных связей НО РАО включили в этот раз в список участников, получив моё согласие, и меня, за что я им отдельно очень благодарен, - предложив готовить свои вопросы по РАО, по грунтам и пообещав предоставить возможность задать любой из них. Не уверен был, что реально смогу - по причине совершенной занятости как раз именно в этот день и в это время - поучаствовать в туре. Но в итоге - дело святое! - удалось-таки выкроить полчасика и успеть, когда все уже находились на площадке, втиснуться и задать основные свои вопросы.
ППЗРО - объект режимный, повышенной радиационной опасности - так участникам тура разъясняют при инструктаже. Потому - никаких в сторону шагов от группы, никаких несанкционированных фотографирований, за всем этим строго следят охранники.
Ага, с объекта повышенной радиационной опасности можно вывозить десятки тысяч кубов грунта под строительство новоуральцам объектов жилья, здравоохранения, образования, соцкультбыта, для благоустройства городских территорий и т. д. и т. п. - это на здоровье! - но на территории объекта категорически запрещено вести фото- и видео-съёмку без специальной аккредитации лица, ведущего съёмку и самих средств фото- и видео-съёмки - потому что объект повышенной радиационной опасности, он сильно вреден для здоровья. Дивный житейский парадокс.
Все свои вопросы я задавал начальнику ППЗРО Вячеславу Александрову. Безусловно, вопрос по грунтам был одним из основных. Других этот вопрос, как мне показалось, здесь больше раздражал, чем интересовал - вот, дескать, чей он, этот сетевой писарь, исполняет заказ, распространяя в сетях свои безумные бредни? Потому что, действительно - это понятно - мало кто из здравомыслящей публики может допустить мысль, что такое в реале возможно. Тем не менее выслушали. И ответ на него официального лица - тоже. Вопрос был задан со всеми соответствующими специальными техническими акцентами в преамбуле, взятыми из МОЛов, из прочих специальных документов. Из-за чего общение наше чем-то могло напоминать рабочую беседу. Звучал мой вопрос так:
- Грунт с территории площадки строительства карт-котлованов второй очереди пункта захоронения радиоактивных отходов вывозится сначала одной колонной самосвалов стройподрядчика на площадку карьера Заплотный Камень - вывезенный, там он образует внушительную гору. На площадке с этой горой грунта организован погрузочный пост с двумя экскаваторами - пост перевалки этого грунта. На этом посту перевалки грунт затем погружается в кузова другой колонны самосвалов того же стройподрядчика, и вывозится (с поста перевалки площадки карьера Заплотный Камень) на площадку строительства жилья в МКР-13 города Новоуральска, на другие городские объекты строительства. Эта история продолжается уже более чем в течение двух месяцев. ППЗРО, как мне ещё раз напомнили здесь при инструктаже, представляет собой объект повышенной радиационной опасности. Территория его включает в себя площадку размещения строящихся 11, 12 и 13 карт и примыкающим непосредственно к ним действующей карты 10 первой очереди ППЗРО и 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 картам ПХТРО ядерного наследия СССР, эксплуатирующихся УЭХК с 1964 года и в настоящее время законсервированных. Всё это вместе, образующее единую площадку, по всему периметру замкнуто железобетонным ограждением с тропой наряда и с колючей проволокой по верху, находится под охранной сигнализацией и обозначено нанесёнными на железобетонное ограждение многочисленными повторяющимися знаками радиационной опасности установленного ГОСТом образца. Согласно, ГОСТу, как известно, применение такого знака, на объектах, не представляющих радиационную опасность, не допускается. Снаружи территория объекта предваряется полосой санитарно-защитной зоны. Объект, что также известно, не подпадает под экологические и иные ограничения. Просил бы пояснить, почему, на основании чьих инициатив и каких документов грунт, вывезенный с территории такого объекта, используется на объектах градостроительства, в том числе, на площадках строительства жилья?
Мой собеседник не стал мне рассказывать о спецплощадках, на которые вывозится грунт, таких площадок в действительности нет, и сразу выразил сожаление, что в ходе проведения прошлого тура термином "спецплощадка" назвал обычную площадку карьера Заплотный Камень, и подтвердил, что да, на площадку Заплотного Камня, действительно, вывозится грунт с ППЗРО и далее - с Заплотного Камня на площадку жилищного строительства в МКР-13 города Новоуральска. И предложил, отвечая на мой вопрос. следующую версию развития событий вокруг всей этой истории манипуляций с грунтом.
Прежде чем начинать работы по выемке грунта на площадке размещения трёх будущих карт, национальным оператором были проведены самые тщательные исследования грунта на предмет его возможной радиационной загрязнённости. Специальной профильной организацией из города Челябинска, имеющей государственную лицензию на производство таких исследований, были проведены многочисленные бурения по всей территории размещения, взяты пробы грунта и выполнен весь необходимый самый тщательный комплексный анализ, кроме того, такой же тщательнейший радиологический анализ был выполнен после проведения взрывных работ, когда скальный грунт был приведён в состояние "разрыхления". В результате было получено заключение о том, что весь подлежащий выемке грунт относится к самой чистой - первой категории классификации грунтов, и может применяться в строительстве без ограничений, в том числе, использоваться под жилищное строительство. С подрядчиком у новоуральского ППЗРО имеется договор, что весь вывезенный грунт в объёме 80 тысяч кубических метров, или грунт подобного качества, должен быть возвращён на место. Потому что, когда карты очередей ППЗРО будут полностью загружены, стройподрядчик по договору обязан выполнить работы по приведению мест захоронения РАО до состояния "зелёной лужайки". Пока же вывезенный грунт должен где-то храниться. Такую площадку строители нашли на Заплотном Камне, получили разрешение собственника на временное хранение грунта. Но вот решили они его пустить пока ещё и в дело - для строительства городских объектов жилья в МКР-13. И возник в результате такой перевалочный пункт. Заказчик - ППЗРО, как собственник переданного на хранение грунта, этому не возражает, для заказчика главное, чтобы стройподрядчик поставил ему, когда придёт время закрывать карты, грунт такого же качества и в тех же объёмах. Где строители будут брать эти 80 тысяч кубов, заказчика не интересует.
Так что вот - официально, в присутствии представителей СМИ, получено признание с обоснованием, данное ответственным должностным лицом: грунт, ископаемый с территории федерального полигона твёрдых радиоактивных отходов среднего и низкого класса радиационной опасности поставляется на городские площадки строительства жилья.
Ну, а касательно того, что грунт "чистый" - не надо, тема ни о чём; о том, что он "чистый" или "грязный", ни строкою ни буквою никто ведь в моих постах ни разу даже не заикнулся. Сам факт! Грунт на площадки будущего жилого района. Его берут из зоны повышенной радиационной опасности, не подпадающей под экологические запреты! Об этом официально заявлено, это официально подтверждено. А что имелось столь большое и упорное нежелание признавать, что его возят под жильё, так это в целях самых благих - дабы не перенапрячь и без того перенапряжённую социальную обстановку в моногороде, да ещё с ущербным, касательно свобод, статусом. Я так понимаю. И не думаю, что СМИшники, в уставных документах которых, кажется, что-то записано об укреплении позитивного имиджа Росатома, бросятся, наконец, информировать обывателя. Не произойдёт этого.
О нашем, о насущном.
О том, что, собственно, и производит эту территорию вместе со всем, что на ней, в статус повышенной радиоактивной опасности - по радиоактивным отходам.
Как раз почти ровно два года назад первый в России федеральный ППЗРО распахнул свои врата, очевидно, к этой дате и делался этот тур: 28 ноября 2016 года был торжественно загружен первый контейнер партии радиоактивных отходов УЭХК 3 класса радиационной опасности. Вся та партия, загрузку которой национальный оператор закончил 2 декабря, составляла всего 47 куб. м отходов. Не всё сразу стало происходить с загрузкой карты первой очереди ППЗРО так, как это происходит сегодня. Дебютная партия новоуральских атомщиков одиноко пропокоилась в 15-тысячном объёме кубических метров первой очереди до конца сентября 2017 года. Шёл поиск и определялся список поставщиков, подчищались юридические нестыковки, заключались договоры. Наконец, в конце сентября начали загружать вторую партию отходов УЭХК, теперь 4 класса радиационной опасности, объём загруженной партии превысил 100 куб. м. 2017 год закончился загрузкой ещё 140 куб. м отходов, правда, имена их поставщиков история первенца, не успевшая ещё толком начаться, замалчивает. Таким образом, за три последние месяца 2017 года федеральный пункт ПЗРО вместил в себя 240 куб. м РАО, или за весь период эксплуатации до начала 2018 года - 287 куб. м РАО: 147 куб. м отходов УЭХК плюс 140 куб. м неопознанных отходов. На начало августа 2018 года итоговая цифра всего принятого составляла уже более 600 куб. м, 300 с небольшим кубов отходов в первом полугодии текущего года поставило новоуральцам АО "ЦС "Звёздочка" - судоремонтное предприятие Атомфлота из Северодвинска. Видимо, август месяц 2018 года и следует считать той точкой отсчёта, с которой эксплуатационный режим федерального полигона начал выходить на проектную мощность - 4 500 куб. м РАО в год. В августе же месяце начались и первые строительные работы по сооружению 11, 12 и 13 карт следующей очереди ППЗРО. С августа по конец ноября 2018 года новоуральский пункт приповерхностного захоронения принял около 2 500 куб. м радиоактивных отходов. Проектная производительность превышена более чем в два раза! Но такое превышение разовое. По признанию начальника ППЗРО Вячеслава Александрова, больше чем 4 500 куб. м принятых отходов в год национальному оператору не осилить, а это значит, что в заявленные ещё до начала эксплуатации объекта сроки окончания загрузки 10 карты - до начала 2020 года, жизнь внесла свои коррективы. До конца текущего года руководство ППЗРО планирует довести объём всех принятых за время эксплуатации объекта отходов до 3 500 куб. м. Следовательно, учитывая то, что объект выведен на проектную мощность и продолжать будет устойчиво в этом режиме работать, можно ожидать, что окончание эксплуатации мощностей первой очереди произойдёт к середине 2021 года. География поставщиков (подтверждённых руководством ППЗРО): г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.; г. Сергиев Посад, Московская обл.; г. Северодвинск, Архангельская обл., г. Ангарск, Иркутская обл., г. Новоуральск, Свердловская обл. В ближайшей перспективе список поставщиков расширяться не будет, работа будет продолжена с прежними поставщиками.
География поставщиков, как видно, не оставила ни единого совсем шанса одному из трёх основополагающих критериев размещения пунктов финальной изоляции - "максимальное приближение к местам образования и накопления РАО". Очевидно, можно уже окончательно сегодня забыть и об обязательствах Росатома - о "Дорожной карте по эксплуатации и развитию ППЗРО" с её протоколом о намерениях, козырной карте общественности Новоуральска, в соответствие с которой доля принимаемых отходов от УЭХК должна составить около 70 процентов, доля от других поставщиков - не превысить 30 процентов от общего объёма карт ППЗРО. На сегодняшний день, как отметил Вячеслав Александров, доля принятых отходов УЭХК не превышает 15 процентов. Общественность не реагирует, значит, достигнуты внутренние обоюдодоговорённости о 15-процентной ставке. Но афишка пусть висит. Дабы не перенапрячь обстановку в социуме.
Принято ли правительственное решение по отходам "ядерного наследия СССР", находящихся в федеральной собственности и хранящихся на площадках УЭХК (65 500 куб. м), какими эти отходы признаны - удаляемыми или особыми? - об этом руководству ППЗРО неизвестно. С этим вопросом следовало бы лучше обратиться к специалистам УЭХК, считают в руководстве, может, они что-нибудь скажут.
Ну, а пока, на конец ноября - на время начала работы ППЗРО в режиме заданной техническим проектом производительности, ситуация с объёмами радиоактивных отходов, саккумулированными в недрах новоуральской земли следующая. 65 950 куб. м отходов своих (65 500 куб. м отходов ядерного наследия, 450 куб. м отходов ППЗРО) плюс 2 550 куб. м отходов других предприятий России. Итого: 68 050 куб. м.
Если и дальше всё пойдёт так, как предусматривает Федеральная целевая программа обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ФЦП ЯРБ-2) - а препятствий для этого сегодня нет никаких - к середине 2021 года город разбогатеет до 80 500 кубов, а к 2036 году мошна новоуральцев распухнет аж до 119 600 кубических метров РАО. И не треснет. А где-нибудь уже в году 2022-23, когда отходы начнут загружаться в карты второй очереди федерального полигона, снова придут строители и повезут новые десятки тысяч кубов грунта на площадки хранения - для устройства новых "лужаек". Show must go on. Что этому помешает?!
Не все вопросы я успел задать, не на все вопросы смог получить исчерпывающие ответы. Поэтому договорились с руководителем Центра общественных связей ФГУП "НО РАО" Никитой Медянцевым, что весь пакет вопросов, который я подготовил накануне тура, я направляю ему - и по грунтам и по РАО. Надеюсь в ближайшее время исчерпывающие ответы получить.
Огромное спасибо главному специалисту Центра общественных связей ФГУП "НО РАО" Татьяне Лытенковой, любезно предоставившей фотографии для этого поста.