понедельник, 1 ноября 2021 г.

ППЗРО 4. От могильника при атомном предприятии до общероссийского центра захоронения РАО


     Продолжение.

     Начало:



     4.  О ПРИГОДНОСТИ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАСТКА РАЗМЕЩЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБЪЕКТА ЗАХОРОНЕНИЯ РАО В НОВОУРАЛЬСКЕ. О КАЧЕСТВЕ И О КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ПОДЗЕМНЫХ ВОД

     "Основные принципы при планировании размещения ПЗРО: пригодность геологических характеристик, исключающих возможность попадания радионуклидов в окружающую среду... ...контроль качества подземных вод на участке размещения ППЗРО осуществляется Федеральной системой объектного мониторинга состояния недр (ОМСН), результаты мониторинга свидетельствуют, что во всех скважинах удельная альфа-активность воды находится на уровне фоновых значений..." (Протокол общественных слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 1 очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), г. Новоуральск, 23 июля 2014 г.).
      - С трудом сегодня такое представляется, но консультанты Красного дома уже тогда, на самом входе Национального оператора по обращению с радиоактивнми отходами (НО РАО) в Новоуральск, знакомясь с тем, что написано в Материалах обоснования лицензии (МОЛ), обращали внимание на наличие загрязнений в грунтовых водах наблюдательных скважин пункта хранения твёрдых радиоактивных отходов Уральского электрохимического комбината (ПХТРО УЭХК) и на то, сколь некорректно трактуется происхождение этих загрязнений в документе. И совершенно справедливо одними из первых поставили под сомнение правдивость позиции составителей МОЛ в части рассуждений про "пригодность геологических характеристик новоуральской площадки, исключающих возможность попадания радионуклидов в окружающую среду". Цитирую (изъятие из протокола):
     "Лобанов С.В., Шишкина Е.А., общественные советники Главы Новоуральского городского округа: 
... В таблице 4.6. приведены данные о содержании радиоактивных и загрязняющих веществ в грунтовых водах контрольных скважин ПХТРО. За 2012 год в скважинах 8н, 9н, 10н, 11н, 13н зарегистрировано повышенное содержание фторидов. Объяснение в материалах о том, что фториды поступают от объектов ОАО "УЭХК" и МУП "Водоканал", неубедительны, так как движение подземных и поверхностных вод имеют северное направление. Вероятно, фториды поступают из существующего хранилища ТРО в результате растворения поверхностными водами и фильтрации через нарушенный противофильтрационный экран."
     Тогда это прошло мимо, никаких комментариев ни с одной стороны не последовало: полный игнор "своими", продвиженцами могильника, и замешательство стороны противников из-за неготовности дать оценку тому, в чём на тот момент были некомпетентны. Слушания заканчивались солидарно немо в атмосфере незамеченности сказанного. Никаких официальных упоминаний о поднятой на слушаниях теме возможного загрязнения грунтовых вод радионуклидами ПХТРО ни в публикациях СМИ ни во время проведения последующих техтуров на объект сделано, само собой, также не будет. Впервые публично озвученную проблему протечек карт ПХТРО в Новоуральске удастся замолчать. Но не навсегда.

     Одна из наблюдательных скважин ПХТРО.




     Молчание предсокрушится 21 февраля 2017 года во время проведения в Новоуральске сдвоенных слушаний (откорректированных МОЛ на эксплуатацию 1 очереди и МОЛ на реконструкцию всего ППЗРО), спустя всего пару месяцев после начала приёмки отходов 1 очередью введённого в эксплуатацию федерального объекта. С трибуны слушаний будет зачитано письмо - его приобщат затем к протоколу слушаний - сотрудника Института биофизики к.ф.-м.н. Бориса Серебрякова  (Москва) о недопустимости размещения на грунтах из трещиноватых скальных пород пунктов захоронения РАО, поскольку трещиноватый скальный грунт вопреки тому, что написано в МОЛ, не может из себя представлять  как фильтрационного, так и сорбционного барьеров на пути распространения радионуклидов с грунтовыми водами. "Такие ППЗРО, - по мнению учёного, - даже при жизни одного поколения приводят к недопустимому загрязнению грунтовых вод и необходимости перезахоронения РАО." Полностью текст письма здесь
     Пройдёт ещё совсем немного времени, и молчание досокрушится.  Сынициируют процесс сами атомщики. О превышениях содержания радионуклидов в горизонтах грунтовых вод в районе размещения ПХТРО УЭХК заговорят как о признанном факте. Заговорят не где-нибудь, а в ходе официальной презентации доклада "Оценка воздействия ядерных и радиационно опасных объектов АО "УЭХК" на геологическую среду с использованием данных объектного мониторинга состояния недр (ОМСН) и математического моделирования", который представят на суд участников X Регионального общественного Форума-диалога "Атомная энергия. Технологии будущего - снижение нагрузки на окружающую среду". Форум российских атомщиков пройдёт 22-24 мая 2017 года в Екатеринбурге, доклад представит ведущий специалист ФГБУ "Гидроспецгеология" Александр Петраш
     Знать не могу за других участников форума из Новоуральска, но тогда такой оборот - предопределяющий фактически солидаризацию Росатома с точкой зрения своего бескомпромиссного оппонента - станет для меня полной неожиданностью.
     С трибуны форума будет заявлено, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Гидроспецгеология" ведёт объектный мониторинг состояния недр на предприятиях Росатома с 2008 года. В их числе, Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске (с 2010 г.). Специалистами "Гидроспецгеологии" был выполнен анализ природно-техногенных условий территории комбината, разработаны геофильтрационная и геомиграционная модели, на их основе сделана оценка воздействия хранилищ  РАО комбината на геологическую среду. В качестве потенциальных источников воздействия на наши трещиноватые скальные грунты и их грунтовые и поверхностные воды рассматривался, кроме прочих, ПХТРО, вмещающий 9 карт захоронений РАО. "Моделирование показало, что геофильтрационный поток направлен в северо-восточном направлении: от области питания, расположенной в предгорье, к области разгрузки - реке Нейва и Нейво-Рудянскому пруду." На участке ПХТРО обнаружено превышение в подземных водах ПДК по суммарной альфа-активности, обусловленной содержанием урана.





 В докладе будет отмечено, что на УЭХК разработана программа поэтапной ликвидации объектов накопления ТРО. 
     О необходимости ликвидации указанных объектов УЭХК, включая карты ПХТРО, специалисты Гидроспецгеологии напомнят ещё раз через год, в марте 2018-го, когда на научном интернет-портале атомной отрасли «Атомная энергия 2.0» будет представлен разработанный для УЭХК информационный геоэкологический пакет (ИГЭП АО "УЭХК"): "Результаты мониторинга состояния недр в районе АО "УЭХК" и данные математического моделирования радиационного воздействия на окружающую среду ЯРОО, а также источников химического загрязнения свидетельствуют, что их вывод из эксплуатации и ликвидация являются необходимыми мероприятиями для улучшения радиационной и гидрохимической обстановок в горизонте грунтовых вод в районе предприятия." (см. https://www.atomic-energy.ru/news/2018/09/25/89084). 
     Ещё раз: вывод из эксплуатации и ликвидация карт захоронения в районе АО "УЭХК"  являются необходимыми мероприятиями для улучшения радиационной и гидрохимической обстановок в горизонте грунтовых вод
     Таким образом, версия Национального оператора про пригодность геологических характеристик выбранной им площадки размещения федерального полигона захоронения РАО , исключающих возможность попадания радионуклидов в окружающую среду, на втором году эксплуатации объекта разлетится вдребезги.  
     Ну, а населению города на слушаниях, техтурах и в городских СМИ так и продолжат морочить головы, рассказывая, что эксплуатация в районе расположения УЭХК существующей карты захоронения, сооружение и ввод в эксплуатацию новых являются необходимым условием для оказания положительного влияния на состояние окружающей среды Новоуральского городского округа.   
     Пройдёт ещё год и в мае 2019 года со сведениями о радионуклидах карт ПХТРО,  источающих радиоактивное загрязнение в горизонты грунтовых вод, можно будет ознакомиться, полистав иовый выпуск МОЛ на эксплуатацию ядерной установки АО "УЭХК": "Согласно имеющимся отчётным материалам и результатам ОМСН, в подземных водах в районе ПХТРО... выявлены систематические превышения нормативов по суммарной α-активности и Uобщ. ..." (п. 4.2.7.2, стр. 111 документа).  
     Вот только для большинства тех из немногих тех, кого волнует тема федеральных радиоактивных захоронений в Уральском регионе, в Новоуральске в частности, так и останется загадкой, почему же вся эта, ставшая, наконец, достоянием гласности, информация про абсолютную непригодность геологических характеристик территории объекта размещения РАО в Новоуральске, находится вне поля зрения наших регалиеносных экспертов-мониторщиков, без конца выступающих со всех возможных трибун НГО и утверждающих обратное (оговорюсь заранее: как не парадоксально, сообщая обратное, "наши" не врут). В чём кроется причина происхождения такой загадки? Возможно, в том, что любое сообщение по результатам общественного мониторинга подземных вод ПХТРО, которое когда-либо было доведено до сведения публики закрытого города новоуральским экспертным истеблишментом, входит в прямое противоречие с результатами мониторинга специалистов-геологов. Но кто из числа доверяющих только официальным источникам информации ЗАТО сможет хотя бы догадываться о наличии этих противоречий, если любое сообщение, позволяющее усомниться в добросовестности проводимого "нашими" экспертами моииторинга и объективности его данных, просочиться в городскую информационную среду иметь не может ни единого шанса? Так в ЗАТО устроено. Это с одной стороны. С другой, чем объяснить такие радикальные расхождения в оценках состояния недр, если результаты анализа проб воды, которые берутся из наблюдательных скважин, на практике разниться, ну, совершенно не могут? Хотя бы по той очевидной логике, что взятие проб воды, их анализ и сопроводительная документация с результатами измерений (по урановой составляющей) выполняются одной организацией - контрольно-аналитическим центром АНК "Сервис" - единственной, заключившей с НО РАО на выполнение анализа проб контракт, имеющей государственную лицезию на этот вид деятельности. АНК "Сервис" создана на базе ЦЗЛ УЭХК. Нельзя же всерьёз полагать, что измерители Центральной заводской лаборатории комбината фабрикуют разные результаты анализа одной пробы - кому что потребно. 
     Результаты анализа проб воды не разнятся и разниться не могут! При одном но - если пробы берутся из одних скважин, а ещё точнее, из скважин одной группы местоположения. В местоположении наблюдательных скважин, вот где собака зарыта!
     Напомню, карты ПХТРО АО "УЭХК" примыкают к карте ППЗРО ФГУП "НО РАО" (расстояние от стенок одних до стенки другой исчисляются не многими десятками метров), расположены с ними в одних границах и образуют вместе единый радиационно опасный объект с одной санитарной зоной, расположенный на обширном северо-восточном склоне горной уральской гряды; на нём, для справки, расположена вся территория закрытого Новоуральска, а также УЭХК вместе со всеми его промышленными площадками и сетью транспортных сообщений. Показано: геофильтрационный поток направлен в северо-восточном направлении: от области питания, расположенной в предгорье, к области разгрузки - реке Нейва и Нейво-Рудянскому пруду. Иначе говоря: плоскость горизонта подземных вод района размещения единого объекта наклонена с юго-запада на северо-восток, то есть подземная водичка, протекая под картами объекта, уносит радионуклиды прохудившихся на северо-восток. 
     На рисунке, представленном в МОЛ на экспл. 1 очереди (ред. 2017 г.), показано, что карты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ПХТРО занимают нижнюю, северную-северо-восточную часть плоскости наклона геофильтрационного потока, а карта № 10 ППЗРО расположена выше по течению - на юге-юго-востоке относительно карт ПХТРО. 





     Соответственно и места расположения наблюдательных скважин, контролирующих загрязнение подземных вод вокруг ПХТРО и подземных вод вокруг ППЗРО, находятся там же. За подземными водами в районе ПХТРО наблюдают не менее двух десятков скважин, расположенных по периметру. Подземные воды ППЗРО контролируют две скважины (№21 и №23), находящиеся с северной стороны эксплуатируемой карты и с южной относительно карт ПХТРО. 
     На рисунке из экологического отчёта Национального оператора за 2020 год их местоположение также представлено.





 В пробах подземных вод определяют суммарную альфа-активность (Бк/л) и удельные активности изотопов урана (Бк/кг).
     Систематические превышения нормативов по суммарной альфа-активности и Uобщ. выявлены в пробах подземных вод, взятых из наблюдательных скважин, местоположение которых находится с северной стороны карт ПХТРО, оно и понятно - подземные течения направлены на север, с чего вдруг изотопы урана двинутся к скважинам №№ 21, 23, туда, куда в принципе двигаться не могут - против течения, такого в природе не бывает. Оценка состояния подземных вод, поднятых из скважин, расположенных к северу от ПХТРО, в задачи общественного мониторинга не входит. Общественность осуществляет мониторинг в отношении только пункта ПЗРО НО РАО, отчитываясь по анализу проб, взятых из скважин, чьё местоположение из-за направленности движения подземных вод  находится вне зоны влияния источника загрязнений (карт пункта ХТРО УЭХК), присутствие изотопов урана в этих пробах исключено; сама же карта контролируемого общественниками объекта захоронения РАО не настолько ещё стара, чтобы в пробах подземных вод могли обнаруживаться систематические превышения установленной нормативами концентрации изотопов урана. 
     Так что в своих оценках инспектируемых проб воды, общественники, отдать им надо должное, перед жителями ЗАТО кристально честны - когда, выходя через городские СМИ к народу, авторитетно подтверждают прописанные в МОЛ истины: по результатам радиологического исследования в подземных водах не установлено превышений уровней вмешательства (УВ) по суммарной удельной активности альфа- и бета-излучающих нуклидов... 




     

     Касательно "Основных принципов при планировании размещения ПЗРО", один из которых "пригодность геологических характеристик, исключающих возможность попадания радионуклидов в окружающую среду", который на поверку оказался мифом, распространяемым официальными СМИ, не только городскими и региональными, но и федеральными, для оправдания превращения Новоуральска в общероссийский центр захоронения радиоактивных отходов.







 По версии НО РАО, предложенной аудитории слушаний в 2014 году, "Место размещения настоящего пункта выбирал УЭХК. ПЗРО размещён в одних границах с существующим пунктом хранения твёрдых радиоактивных отходов." Безусловно, УЭХК "выбирал" место. Но что это был за выбор? Комбинат выбирал в пределах той непригодной по геоэкологическим показаниям территории на обширном северо-восточном склоне горной уральской гряды, на которой умещается и сам комбинат и закрытый город при нём, которую выбирал не комбинат. Выбирали деды (которые воевали). С товарищами Берия, Сталиным во главе, непревзойдёнными на Земле упырями. По окончании Великой отечественной мясорубки повлекло их повоевать с западными демократиями, вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции. Они и выбрали - "здоровое, живописное место, удобное для расселения квалифицированных кадров, в то же время достаточно глухое для размещения завода специального назначения." О том, что место то гиблое, с точки зрения воздействия на экологию, никто ведь из основоположников атомной индустрии тоталитарной сверхдержавы и думать не помышлял.