Необыкновенные, часто очень занимательные вещи происходят сегодня на поприще нагнетания позитивного имиджа ООО "УЭХК" и отпочкованных от него дочек. Их без труда и в широчайшем диапазоне сегодня может наблюдать каждый живущий в Новоуральске желающий. Надо только, решительно поборов в себе брезгливого чистоплюя, окунуться во мрак вранья. Это, кроме прочего, очень закаливает и нервы и волю, покруче, пожалуй, чем от купания в ледяной проруби. Я - поборол и теперь регулярно во мрак окунаюсь и в нем даже освоился. Здесь - свои законы. Вранье развивается по ним. Но, самое главное, только находясь здесь, можно осязать, плоды их работы. Например, вот это: интенсивность вранья на текущий момент выросла настолько, что вранье преодолело некий критический порог. Из-за этого все обрабатывающие город и комбинат информационные ресурсы сорвались в разнос - синхронное вранье вдруг сделалось асинхронным. Вранье нарушило свой классический строй и пустилось в разноголосицу - врущие теперь врут, совсем не обращая внимания на то, что они врали вчера. Самое поразительное, никто из сидящих на руководящих должностях заинтересованных лиц абсолютно никоим образом не чинит противодействия этой страшно вредоносной для имиджа всей корпоративной атомной отрасли какофонии - все пущено на самотек. Или уж полагают, что точка невозврата пройдена, нечего и дергаться? А может - благоговейно чтя исконные русские традиции, сидят и думают, что все само рассосется? Или - так все и задумано? Черт их разберет теперь.
Не рассасывается. Первое вранье переплетается со вторым, образовывает третье, третье накладывается на первое, второе, пятое, десятое, потом в "метаморфированном" виде проступает снова первым, затем - опять вторым, потом оборачивается четвертым, пятым, сотым, снова перемешивается, ускользая в потемки, и предстает совершенною абракадаброй. Тут уж никто даже и не помышляет о правде, не до жиру - узрить бы хоть что-то мало-мальски приближенное к первоначальному вранью. Потому - единственное, что в данной ситуации остается неколебимой правдой: что вранье правда.
Поводом, давшим мне осязать этот особый исторический цикл вранья нашего комбинатовского агитпропа, стала, в том числе, и совсем небольшая заметочка в № 44 (711) "Диалога" от 22 ноября 2013 года. Она и зацепила, а затем и вытащила целый пласт вранья наружу.
Называется заметка "Новости Уральского завода газовых центрифуг". УЗГЦ (аббревиатура названия завода) - одна из выделенных из состава комбината дочек. В заметке говорится, в основном, об итогах 9-ти месяцев работы коллектива и немного о перспективах. Удивительно, но даже в "Диалоге" нашлось место, чтобы рассказать о проблемах. Правда, совсем немного, неопределенно и не до конца - вдруг взяли и тупо завалили, как водится, крохи живого слова словесной шелухой. Все как бы и на мази. Мастера, что ни говори, есть пустословья. Но не чуждое вольному уму честное слово через подтекст все-таки у них проглянуло. Надо отдать его безымянному автору должное (заметка без подписи).
Кто не в теме, тяжести проблемы разглядеть в сказанном едва ли сможет. Дело в том, что производство здесь более производительной газовой центрифуги (инструмента, с помощью которого на разделительных заводах обогащают уран) девятого поколения (ГЦ9) так и не было отлажено, центрифуга "не пошла". Цитирую: "Коллектив предприятия продолжил решать проблемы, которые на сегодняшний день не позволяют добиться значительного продвижения в выполнении плановых показателей. Сыграло свою злую роль недоработанность конструкции нового изделия, проблемы с изготовлением оснастки, выход из строя оборудования". Очевидно, предприятие достаточно глубоко погрузилось в Производственную систему Росатома (ПСР), в такую глубь, где совсем нечем даже дышать. Но самое поганое - некому подать вовлеченным горемыкам кислород, чтобы те смогли выбраться обратно. Все, кто еще в состоянии им помочь, поприжали свои задницы, сидят, не шевелясь, и молча созерцают безысходное барахтанье обреченного.
Ну, а дальше уж (как водится): "Без сомнения, к концу года завод выполнит поставленную перед собой амбициозную цель.
Трудности перехода на новое изделие закалили коллектив, и в этом году он показал значительный рост вовлеченности. Настоящей победой для предприятия стало признание лучшей практикой по повышению вовлеченности в Росатоме проведение форумов общественного мнения. Это говорит о том, что коллектив УЗГЦ, не раз переживавший в своей недолгой истории критические времена, готов встретиться "лицом к лицу" и с новыми условиями работы". Читай - со смертью. Да, уж, "победа". Получить привилегию сдохнуть достойно. Да, в конце концов, это ведь выбор коллектива, никто ведь из работников не сопротивлялся, когда их реструктурировали, погружали в ПСР или мутили оптимизацию.
Ну и, конечно (снова, как водится), "чествовали и лучших работников подразделений завода за III квартал.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом Сергей Маняхин вручил свидетельства 24-м сотрудникам Уральского завода газовых центрифуг."
А в конце заметки говорится о вопросах работников генеральному директору УЗГЦ А. Павелонцу: "Основной из них, который беспокоит сегодня всех сотрудников, - это перспективы на следующий год и ближайшее будущее. Александр Павлович объяснил сложившуюся в отрасли ситуацию с дефицитом инвестресурса и резким снижением объемов модернизации разделительных заводов Топливной компании. Эта ситуация напрямую повлияла на объемы производства газовых центрифуг в следующем году."
Ну, а теперь - внимание! - подетально раскладываю по полочкам три самых жирных "асинхронизма", хотя и других жирных (разве, чуточку попостней) немало, но если совсем о всех рассказывать - уж слишком будет нудно.
1. Не далее, как в прошлом своем сообщении от 17 ноября (см. "Лапшеносцы"), я приводил выдержку из ответов руководящих на вопросы подчиненных, оформленных в документ для обязательной проработки его до 18 ноября в коллективах в рамках "Дня информирования". В ней начальником расчетно-технической лаборатории производственно-технологического отдела УЭХК С. Соловьевым совершенно определенно (ответ № 63) сказано, что сегодня бесповоротным курсом руководства ГК "ТВЭЛ" "... является модернизация действующих производств с использованием наиболее эффективных технических решений ...". Об этой же, только еще более масштабной, поражающей воображение, модернизации, кстати, говорил и директор разделительного производства УЭХК В. Раев. Так что "резкое снижение объемов модернизации" по Павелонцу резко оппонирует всем другим известным высказываниям разного ранга руководителей атомной отрасли; и тогда, выходит, вообще непонятно, откуда он, глава УЗГЦ, это взял. Ну, не сам же придумал. Хотя...
2. Раз "объемы производства газовых центрифуг (производство которых на УЗГЦ, как сказано выше, еще и не освоено толком) в следующем году" резко снижены, а по другим данным объемы вовсе заморожены на неопределенное время, на предприятии начались серьезные сокращения. Не так давно (в октябре месяце этого года) получили увольнительные 275 человек, в начале следующего года их получат еще 150 работников. Есть информация (см. http://novouralsk.su/News/news_business/themes/2769), что всего в ближайшее время с предприятия планируется уволить 676 работников (хотя все равно - даже если вообще всех поувольняют - дудинско-мельниковский спецназ по борьбе с персоналом будет на весь свет вопить, что ни один работник не уволен; такое мы уже проходили и тысячу раз от них слышали). Всего же численный состав предприятия на 1 января 2013 года составлял 1004 работника. Вся эта информация полностью, до последней буковки, опровергает ту, которую требуют от газетчиков их хозяева, регламентированную служебным документом "Рекомендации по PR-стратегии и содержанию газеты "Диалог"". В разделе "Вытекающие задачи пресс-службы и газеты" документа приведены примеры, предписывающие в каком ключе надлежит давать информацию в СМИ, в частности, по УЗГЦ: "Реструктуризация приносит успех. УЗГЦ планирует увеличение численности." и "Год самостоятельности. УЗГЦ уже "Лидер экономики России."" (см. пост "Решение собрания общественности" http://novikvsluh.blogspot.ru/2013/11/blog-post.html).
3. Я уже говорил, что с центрифугой 9-го поколения есть проблемы. Убежден, что среди прочих, совсем не последнюю, если не роковую, роль в их возникновении сыграла реструктуризация комбината. Проводимая в его подразделениях, она - это совершенно очевидно, уж этого-то нельзя не замечать! - произвела, в первую очередь, массовую зачистку того и так не шибко толстого слоя реальных трудяг, технарей-аристократов, вместе с их рабочими местами - высококлассных специалистов не только по корочкам дипломов или по занимаемым должностям, не только по присвоенным рабочим разрядам или грейдам, но по призванию - на которых только и выезжало производство. Процесс зачистки продолжается и сейчас - добивают остатки. Если проводить аналогии, то это такие же потери лучших в масштабах предприятия, какие были в годы советской коллективизации в масштабах страны. Но - открываю один из многочисленных документов для руководящих и идеологических работников (спикеров), призванных нести свет политики реструктуризации в массы. Здесь все наоборот - в покоях Ваала палит солнышко. Называется он "Существующие стереотипы о программе развития отрасли". Верх фарисейства! Смотрю подраздел "Стереотип № 1". Он звучит так: "Преобразования, включающие оптимизацию персонала, вывод непрофильных активов и прочее, никому, кроме больших начальников, не нужны. Смысл преобразований - по максимуму выжать из предприятий "все соки" и перераспределить доходы в сторону Москвы и высшего руководства.". Ниже дается ряд ответов-тезисов, коими следует разоблачать данный стереотип. Один из них под сноской "На наглядном примере" гласит: "Чем оптимизация отличается от сокращения? Представьте себе лодку, плывущую по реке. Кто-то гребет, кто-то прокладывает курс, а кто-то читает книгу. Сокращение - это увольнение всех, в том числе и тех, кто гребет. А оптимизация - убрать тех, кто читает книгу." Все верно. Оставляют тех, кто послушно делает вид что гребет и что прокладывает курс - "на ловлю счастья и чинов"; остальных - убирают. И вот думаю: неужели в руководстве и в самом деле полагают, что кто-то из работников верит в эту туфту? Чего ради они нафантазировали вдруг себе, что те, кто остались после их "оптимизации", совсем безглазы и безмозглы? Тем более, вижу, знают, что это пока не так. Для кого ж эти потные изыски щелкоперов? "Ах, - воскликнет воспитуемый тип-Стереотип, - чтобы оправдать свое совсем даже никому ненужное существование еще перед более высоким руководством!" И, наверное, будет прав.
Короче, заврались, бедолаги, основательно. Врут - дела, значит, плохи. Завираются - значит, дела совсем плохи: жди - вот-вот побегут крысы.
А вообще, должен сказать, в редакции "Диалога" - давно я это уже приметил - работают большие шутники. Номер, перенасыщенный враньем, ребята из редакции непременно снабжают фоткой какого-нибудь сильно высокопоставленного комбинатовского начальника в момент, когда тот получает очередные цацки отличия за усердные труды. Но если уж номер особо перенасыщен - не преминут вставить фотку вкушающего лавры ангарского альфа-варяга. Не порушили шутники заведенного порядка и в этот раз. Дали-таки фотку: