На ловца и зверь бежит.
Набрёл у себя в чулане в папке с бумажным старьём на копию своей агитзаметки для СМИ десятилетней давности, заметка посвящалась выборной кампании 2007-2008, её я отправлял редактору местного печатного еженедельника "Наша городская газета".
У меня во времена оные другой возможности разразиться мнением просто не имелось, не было ни аккаунта, ни электронного адреса, ни даже самого компьютера, потому деятельность свою многотрудную по подрыву преступных основ доставалось, скрепя сердце, вести вот так - на поле с заведомо безответной аудиторией, целиком контролируемой представителями одной из двух самых уважаемых, по мнению "президента" Путина, в государстве профессий - непотопляемой советской номенклатурой, собранной в "многопартийную" властную вертикаль. Не помню, опубликовал или нет тогда редактор эту заметку в своей газете. Возможно, что и нет. Но это не суть. Суть другое. Суть - к чему я призывал в своей заметке десять лет назад и реакция в то время на этот призыв тех же самых уважаемых институций путинского правления на местах, что властвуют сегодня. Призывал же я в этой заметке к бойкоту президентских выборов ("выборов" Медведева на и под- промежуточный путинский президентский срок). Отсюда оно у меня пошло - звать к бойкоту, а не с белоленточных 2011-2012 с их листовками "Нах-Нах", в чём я был почему-то уверен и о чём всем рассказывал.
Забыл-таки, да.
Текст находки, в общем-то, ничего выдающегося, текст как текст, но, признаюсь, удивил - прочитал, как внове.
"ПОЧЕМУ Я НЕ ИДУ НА ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА
Мысли о том, как мы, россияне, неотвратимо вновь погружаемся в трясину авторитаризма, я выразил сразу после состоявшихся парламентских выборов минувшего года в приводимых ниже стихах. Боюсь, то же самое придётся созерцать и выражать и во время и после президентских выборов. Поэтому, пока сие действо не состоялось, спешу в прозе добавить следующее.
Конституция каждому россиянину гарантирует право на свободное волеизъявление сообразно собственным убеждениям. Реализация этого права должна обеспечиваться государством. Отсутствие в нынешнем бюллетене по выборам Президента России моего кандидата (я не сторонник авторитарной вертикали власти, я сторонник правового государства, а либералам, как известно, отказали в регистрации) и графы "против всех" побуждает меня прибегнуть к реализации своего конституционного права через бойкот президентских выборов. Конечно, можно проголосовать "ни за кого", заполнив бюллетень неправильно (например, поставить знак в двух и более квадратах), но ведь для любой власти, а для авторитарной особенно, важна собственная её легитимность (выше явка - выше легитимность, неспроста ведь власть до конца 80-х годов всегда добивалась почти стопроцентной явки). Чинить беззаконие удобнее, манипулируя мнением подавляющего большинства. Лично у меня есть большие опасения, что вся эта кампания по выборам Президента в точности повторит накатанный сценарий декабрьских выборов в Государственную Думу. Поэтому у меня есть вопросы к власти предержащим.
Разве хоть кто-нибудь из вас наделён правом принуждать меня к явке на выборы? Разве я обязан перед кем-либо за свой голос отчитываться? Покажите мне статью Закона, которая ставит вас над Законом? И, наконец, какая статья сподобила вас подменять конституционное избирательное право неким гражданским долгом?
Господа, вы преступаете Закон. А само понятие гражданский долг - изрядно вами обесцененное - мне видится несколько в другом: не в холопстве, но в подчинении Закону, то есть в нашем конкретном случае - в неучастии в превращении выборов в фарс, иными словами, в отказе от соучастия в преступлении.
"ИЗБИРАТЕЛЮ" 2007-2008 или ЛИЦЕНЗИЯ НА БЕЗЗАКОНИЕ
Твой голос вольный, выбор кровный
От вод Балтийских до Курил
Кремля хозяин вероломный
Ордой несметной подавил
Чиноугодников трусливых,
Меж тем немало говорливых
О долге, пенсиях, врагах,
О "плане Путина - победе
России" и о прочем бреде
Свободным нациям на страх.
О том, что ты, любя порядок,
Обязан двинуть всей семьёй
На избирательный участок
(Уж там присмотрят за тобой),
Долг перед Родиной исполнить
Под роспись - бюллетень заполнить
Своею преданной рукой,
Сложить его и в урну бросить.
А чтоб никак не опорочить
Значенье выборов плохой
Гражданской явкою, начальству
О явке доложить. И ты
Своим действительным участьем
Утрёшь ЕС и США носы.
И - ты утёр! И как! - знай наших! -
Армадой на колени павших
В муляж законность обратил.
Никто с начала триколора
Не знал такого произвола.
Его ты снова воцарил.
Теперь вон в кухоньках укромных
Безвинным агнцем разряжась,
В кругу родных или знакомых
Ты воздух будешь сотрясать
И глубже, глубже вниз валиться,
Где мрак отечества гнездится.
Коль в головах теченье дум
Предрассудил шаблон мышленья,
Знать не дано масштаб паденья,
Который видит вольный ум.
Поскольку у нас в городе 2 марта состоятся выборы ещё и в областные и в местные органы власти, то просто тупо не ходить на выборы, на мой взгляд, нельзя, надо основательно подумать, дабы не устраивать из органов местного самоуправления вместилище проходимцев. Пойду и получу у членов избирательной комиссии все бюллетени, кроме президентского. Думаю, не очень усложню этим работу участковой комиссии.
Февраль 2008. В. Казаков".
Удивило то, как, оказывается, за десять лет страна страшно помрачилась и деградировала: за вброс такого призыва в публичное пространство - или попытку вброса - мне абсолютно ничего ж тогда не было.
И пристало тут шибко задуматься по прочтении.
Да, десять лет назад тоже уже совершенно было нельзя назвать суды становящимися всё более независимыми, СМИ не пропагандистскими, а выборы - выборами. Но десять лет назад российский фашизм в новом путинском исполнении был ещё сыроватым, хотя процесс отладки и был включен уже на все обороты. На немногих законопослушных граждан родного отечества, открыто противящихся соучаствовать в санкционированных начальством преступлениях и взывающих к законопослушанию других, начальство глядело, конечно, без восторга, но применять к ним меры административного, уголовного, криминального или ещё какого воздействия ему, по-моему, и в голову не могло даже прийти. Максимум, что я ощутил тогда на своей шкуре, это реплика в разговоре на повышенных тонах за день до выборов с руководителем нашего отдела (подразделения УЭХК) во время рабочего собрания коллектива по организации кустовой цепочки учётв проголосовавших: "Конечно, слесарю аналитической лаборатории Казакову лучше знать, где, кто и какой буквою преступает закон, чем целому коллективу квалифицированных юристов юридического отдела крупнейшего в стране государственного предприятия атомной отрасли". Это всё. Больше никакого к моей персоне отдельного внимания.
Тогда было так.
А теперь, в прошествии десяти этих лет? - когда без принудительного привода к урнам для голосования ни одни выборы больше уже не обошлись; когда партийный "многопартийный" монолит, отрицающий базовые права и свободы человека и гражданина, на сто процентов заполнивший Государственную Думу, определяет партии, из которых должен быть "избран" этот монолит в следующую Думу; когда бессрочный "президент" Путин лично подбирает себе конкурентов в каждой последующей пролонгации своего "президентского" срока?
А теперь так. Вот выхожу я, весь такой законопослушный, в 2018 году на улицу, и на улице светлым-светло, светит яркое мартовское солнышко, хлопочет по своим делам народ; вот развешиваю я в своём закрытом атомграде открыто листовки за постоять за законность - за бойкот выборов без выбора.
Да, "тут вообще началось - не опишешь в словах"! Уважаемой профессии новоуральцы немедленно дают органам правопорядка команду. Как же, покусился на гаранта их профессиональной деятельности! И уже сутки спустя на всех КПП охраняемого периметра города на меня имелись ориентировки, а ко мне в дом ломился угрозыск, потом доставление в отдел полиции, объяснительство, разбирательство, протокол, статья по понятиям, потом - суд , поразительно, но не по понятиям. В других-то везде местах моей необъятной Родины законопослушных давно всех имеют от сих до сих по понятиям.
Да, выборы в Государственную Думу 2007 года были первыми выборами в постсоветской России, во время проведения которых власти дали старт подзабытой уже населением практике всеобщего принуждения к голосованию, с охватом всех территорий проживания избирателей страны. Каждому избирателю теперь вменялось в обязанность отчитываться о своём участии в голосовании. Роль контролирующего участие в голосовании отвели работодателю избирателя или ЖЭКам по месту жительства - в случае, если включённый в списки для голосования был пенсионером, инвалидом, безработным или ипэшником. То, что по Конституции демократической России де юре являлось правом, благодаря персоналу, обслуживающему прихоти и похоти решивших не отдавать никому больше власть, превращалось де факто в обязанность.
Почти тридцать лет назад, 26 марта 1989 года в Союзе ССР прошли первые настоящие выборы, когда на один мандат народного депутата СССР могло претендовать любое число кандидатов. Сколько ж усилий было потрачено, чтобы проросло - чтобы появился сколь-нибудь грамотный российский избиратель!
Желающих трудиться в новых избиркомах по обслуживанию "сложных" альтернативных выборов на одном голимом энтузиазме было в трудовых коллективах пшик, поэтому, услыхав о моём большом желании записаться в ряды членов УИК, начальство меня в эти члены без проволочек отправило. Так я впрягся в работу УИК, а к концу своей знаменательной карьеры, которую я добровольно прервал, когда вопрос о выборах в России в начале 2000-х президентом-чекистом был закрыт, пару лет побыл даже председателем УИК. Вообще, каждые выборы тех первых лет, включая выборы депутатов первых государственных дум России, региональных и местных представительной власти были мучительной процедурой рождения, роста и взросления (кто успел) избирателя. Начинали совсем с ничего. Вот он подходит к твоему столу, пришедший выбирать - из страны, где с 1917 года несколько поколений населения не знало, что такое выборы совершенно! - даёшь ему бюллетень, берёт - и, либо сразу несёт в урну, либо стоит рассматривает. Предлагаешь ему пройти в кабинку для тайного голосования, потому как уже норовит притульнуться к какой-нибудь плоскости бюллетенем, чтобы начать с ним работать. Идёт к кабинкам, не отрывая глаз от бюллетеня - в котором 30 кандидатур или партий и тридцать квадратиков. В кабинки очередь. Возвращается. По-прежнему не отрываясь от бюллетеня. На лице испуг. Вопрошает: так за кого мне тут голосовать, за всех? Объясняешь, что за всех не годится, что надо выбрать из всех кого-то только одного, и ровно напротив него пометить квадрат. А кого одного, он, конечно, этого не знает, он вообще здесь почти ничего ещё не знает, просит, чтобы я ему указал квадрат, который ему надо пометить. Говоришь, что так тоже не годится, что выбор может сделать только он - в этом смысл тайны голосования, никто другой за него этого сделать не может - даже член избирательной комиссии. И вот каждому такому избирателю пытаешься растолковать, а таких по первости были каждый второй, что если не смогли вы определиться до дня голосования в выборе, то самым лучшим и правильным решением в такой ситуации был бы выбор в пользу вашего неучастия в этих выборах, участие или неучастие в выборах это сейчас абсолютно равнозначная норма, ваше конституционное право, вам за ваш неприход на выборы ничего не будет, не бойтесь, желательно, чтобы участвовали максимум те, кто, чётко определившись с кандидатурой, готов сделать свой выбор осознанно, это очень важно - качество избираемой власти зависит от этого.
Через некоторое, однако, время всё более становилось очевидным, что такой подход работы с избирателем не устраивает ни администрацию города ни руководство вышестоящих избиркомов - подход грозил признанием выборов несостоявшимися из-за не должной явки, и назначением новых выборов, а это, мол, разбазаривание бюджетных средств, которого можно было бы избежать. Был реанимирован лозунг "Все на выборы!" Даёшь явку! Даёшь экономию денег налогоплательщика!
Причём, как скоро выяснилось, любой ценой, по принципу цель оправдывает средства.
До закрытия избирательных участков оставалось 2-3 часа. До покрытия явки на моём участке не хватало 2-3 процентов. Из ТИКа железное: "Обеспечить!" - Каким образом? "Каким хотите! Берите переносные ящики, снаряжайте команду, отправляйте по квартирам." - Нет, этого я делать не буду, это незаконно. "Сделайте по закону."
Правда, это было уже при Путине - первые нулевые годы, в 2002-м я завязал с работой в избирательной комиссии (с выборами в стране было покончено, а имитацией выборов заниматься я не собирался). В это время найти человека на освободившееся место в избирательной комиссии, тем более председательское, не составляло уже никакого труда: подвижничество ушло в историю, работа хорошо оплачивалась, только кликни - какое уж тут качество избираемой власти.
Наука выбирать нелёгкая наука, но она давалась - пока люди уважаемой профессии не забили тревогу и не решили покончить с "вредной" наукой в стране.
А плоды опыт свободных выборов, как не крути, всё-таки дал. Проросло! Всё-таки проросло!
2016 год, воскресный день, 18 сентября. Единый день голосования. Электорат Новоуральска водили в этот день омандачивать (технология-2007) депутатов ныне действующей Государственной Думы и Законодательного собрания Свердловской области. В основном все ближайшие мои соседи в нашем садовом некоммерческом товариществе участия в этом принимать настроены не были, по разным причинам, по каким, не знаю. Наверное, некоторые так и сделали, поскольку целый день мельтешили на своих участках. С соседом, что напротив, мне повезло - политически мы были с ним очень близки, не много, но общались за общественную жизнь: сосед презирал "проституирующих" из воровской банды Путина, так он называл членов правящей партии, и вообще, желал стране революции достоинства, подобной в Украине. В переналадку устроенного чекистом Путиным фашистского порядка обратно в законный демократический посредством устраиваемых этим порядком выборов он категорически не верил, а над верующими посмеивался и сожалел, что не все либералы призвали к бойкоту, что кто-то даже сами участвуют в фарсе. И на бойкот, соответственно, солидаризовавшись со мной, был настроен накануне решительно, подтвердив мне это с утра. Часа в четыре дня он вдруг против своего обыкновения всё быстро бросает, молча садится с женой в машину, и они уезжают. Ну, уехал, и уехал. Я не смел даже подумать, куда... Через несколько дней при встрече сказал: "Куда, куда! Можешь плевать в меня - сорвался голосовать, сломали!" Расскажи, - говорю, - что произошло, кто сломал, мне интересно - для истории. Рассказал. Работал сосед в педагогическом коллективе одного из общеобразовательных учреждений города - гимназии. Часиков в десять утра ему позвонила начальница, одна из шести заместителей директора, спросила, проголосовал ли он. Нет? надо сходить обязательно, не надо с этим тянуть, через пару часов проверю. Через пару часов - то же самое. Потом - ещё через пару. После четвёртого звонка понял, не отстанут, черти: директор-то нашей гимназии вертикаль! - в политсовете правящей, депутат городской думы -махровый проститут! - что ему закон. Дерьмо, мол, конечно, я, но мне до пенсии ещё два года где-то работать надо. Соврать, что уже сходил, не смог, чем тогда отличался бы от этих... но хоть вот фейкнул для почистки совести за Парнас. А по самому большому счёту, говорит, и откровенно говоря, при чём тут директор, мы все, кто в этом дерьме поучаствовал, одинаково виноваты, директора ведь тоже сломали, не ради ж кайфа умный образованный мужик преступает закон, семья, работа, карьера, дети, положение, да и деньги, не сравнимые с нашими; мы все тут заложники одной сраной системы, только срёт на страну каждый со своего уровня, ровно столько, сколько обязывает положение, не думаю, что кто-то специально старается... замкнутый круг.
Грустно, но прошлым летом замечательного моего соседа не стало, не злой и совестливый, мыслящий и законопослушный был человек. Светлая память. А директор общеобразовательного заведения, между тем, снова оправдал доверие партии, получив мандат депутата НГО на объединённых куйвашевских лотерейных "выборах" осени прошлого года.
Так и не могу я согласиться со своим замечательным свободолюбивым соседом в той части, что все одинаково виноваты: одни насилуют, другие нет, одни унижают человеческое достоинство, другие нет - большая разница. Директор провинциальной гимназии и его зам и далее до самого конца вверх по вертикали бесцеремонно и демонстративно насилуют право: 1) - ходить или не ходить на выборы - исключительное право гражданина, это право гарантирует Ст.32 Конституции РФ; 2) - принуждают миллионы граждан своей страны к отказу от своих убеждений, Ст.29.3 Конституции РФ: "Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них."; сосед ничьего права, когда сломался, ясное дело, не попирал и достоинства ничьего не унижал.
В общем, наэкономили за десять тире восемнадцать лет на выборах, давая явку, столько, что приходится теперь изымать пенсии у населения, и заводить Росгвардию, чтобы обеспечивать, сидя на мели под санкциями, эту явку - подключая полицию, ФСБ, суды, федеральные. региональные, муниципальные СМИ, руководителей школ, предприятий, министерств, корпораций, калеча, убивая, лишая свободы, вытуряя с работы, выдавливая из страны всех не злых, мыслящих, интеллигентных, законопослушных. Безумцы, с кем они разговаривать будут, когда улица припрёт к разговору.
Не будет, боюсь, никакой здесь Гааги, будут фонарные столбы да козырьки подъездов.
Что надо, чтобы уйти эту вертикаль цивилизованно?
Не экономь, страна, в усилиях думать!
Накануне новых санкций против преступного государства об этом, собственно, и хотелось сказать.