пятница, 31 декабря 2021 г.

Эксплуатация 1-й очереди пункта звхоронения РАО в Новоуральске завершена. Некоторые нюансы

 
     В этом весь Росатом - страна узаконенности собственных понятий о законности и вольного отношения к исполнению обязательств. Лицензированная деятельность пункта захоронения радиоактивных отходов беззвучно перешла в нелицензированную.

     Только что ушедший 2021 год стал завершающим в пятилетней эпопее эксплуатации в городе Новоуральске Свердловской области 1-й очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов средней и низкой активности - первого и единственного, которым располагает Российская Федерация. С чем я и поздравляю новоуральцев.




     Но если приёмка на захоронение первой партии отходов - отходов родного УЭХК! - в ноябре 2016 года проходила в обстановке праздника и широкой общественной огласки, когда новоуральский истеблишмент не скрывал своего ликования, а самые передовые пропагандистские структуры закрытого города, печать и телевидение, торжественно рапортовали: "В Новоуральске состоялось событие мирового масштаба! В присутствии представителей госкорпорации "Росатом", почётных гостей и общественности, средств массовой информации состоялась закладка первой партии радиоактивных отходов!" - то при загрузке финальной партии контейнеров с ТРО ни пропагандистского ажиотажа ни восторженной реакции общественности уже не было. Не было вообще ничего, даже молвы и даже намёка на упоминание о прекращении эксплуатации прославленного объекта.






     О сроке окончания эксплуатации 1-й очереди федеральных захоронений РАО "мирового масштаба", который пришёлся на ноябрь 2021 года, узнать получилось исключительно благодаря регулярным, достаточным по частоте, чтобы понимать картину происходящего, моим многолетним вылазкам к периметру эксплуатируемого объекта. Производственно-технологический процесс загрузки карты №10 ППЗРО радиоактивными отходами был исследован уже досконально, и он полностью соответствовал тому, что был прописан в МОЛ на эксплуатацию 1-ой очереди, и, что важно, процесс этот всегда неукоснительно соблюдался. Заключался он в следующем: въезд (поочерёдно) прибывающих единиц спецавтотранспорта с упаковками РАО на разгрузочную площадку, выгрузка упаковок с помощью автопогрузчика, поочередное перемещение упаковок в ёмкость захоронения (карту №10) посредством козлового крана.  Сбой замечен был лишь однажды, в августе 2020-го, когда из-за поломки крана возникла нештатная ситуация и прибывающие контейнеры не перемещались в место захоронения, а в течение недели складывались на разгрузочной площадке. На случай возникновения подобных ситуаций регламент эксплуатации 1-ой очереди такое обхождение с поставляемыми отходами допускал. Где-то в середине ноября (2021 года) кран выполнил последнее перемещение упаковок РАО, прибывших в этот день под разгрузку, и встал, упокоившись в своём обычном месте постоянной стоянки. Так и стоит по сей день недвижим, ожидая, по всей видимости, демонтажа своих конструкций и подкрановых путей.  По-моему, последней с участием крана сдавалась колонна фур предприятия "Экомет-С" из города Сосновый Бор Ленинградской области. Её водителям и выпала честь поставить точку в заполнении карты №10. Все последующие рейсы этой колонны, а также колонн фур других поставщиков водители, к моему величайшему удивлению, выполняли по пунктам иного регламента, включившись без отрыва от производства в новый производственный процесс. А самая последняя партия отходов 2021 года, предназначенная уже для захоронения в карте №11 новой очереди, была доставлена на объект колонной из трёх фур предприятия ФГУП "Радон" из Сергиев Посада Московской области 24 декабря. 

     Эксплуатация первой очереди ППЗРО. Поставка последней партии радиоактивных отходов. Грузовики предприятия "Экомет-С" прибыли в Новоуральск с берегов Финского залива (город Сосновый Бор). Ноябрь 2021 года.






        Эксплуатация второй очереди ППЗРО.  Поставка последней партии года. Грузовики предприятия ФГУП "Радон" прибыли в Новоуральск из центрального региона России (город Сергиев Посад Московской области). 24 декабря 2021 года.


























  В состав сооружений ППЗРО, воздвигнутых (реконструированных) в рамках 2-й очереди и задействованных в производственном процессе эксплуатации 2-й очереди, входят участки буферного накопления упаковок РАО в здании 16, участки временного хранения в ангарах карт №№ 11, 12 и 13 и на территории ППЗРО. 
     "Для формирования в пределах карт ППЗРО штабелей упаковок РАО, в которых
РАО 3 класса размещаются только в нижних 2-3 слоях, а также для формирования
штабелей РАО в соответствии со схемами, предусмотренными проектом, на площадке ППЗРО может производиться накопление упаковок РАО различных типов, 
размещаемых на участках временного контролируемого хранения в объеме до 6 000 м3 РАО с учетом объема контейнеров", - разъясняется в Материалах обоснования лицензии на эксплуатацию реконструированного пункта ПЗРО. 
 Без наличия лицензии Ростехнадзора эксплуатация данных объектов Новоуральского ППЗРО не может, очевидно, считаться легальной. Такой лицензии у НО РАО нет. Получение её Национальный оператор ожидает не ранее февраля 2022 года. Об этом мне сообщили в пресс-службе НО РАО. Также в пресс-службе подтвердили, что карта №10 ППЗРО загружена полностью. 
     И правда, куда ж нам деваться, игрокам одной команды, все равно лицензию нам нарисуют.  Забота об экологии - дело святое, корпоративное, государственное. Отлицензируется хоть что, в чём зануждается страна Росатом, об этом можно не беспокоиться. И в нужный срок прогремят фанфары. 
     Получение лицензии чистая, в сущности, формальность, финальная из череды предшествующих, поставленных атомщиками  на поток (написание МОЛ, организация и проведение слушаний, техтуров, круглых столов, отраслевых и межотраслевых форумов, просветительская деятельность, дача экспертных оценок учёных людей и так дальше). Вот что стоИт за ноябрьско-декабрьским извозом. И стОят все эти перечисленные в скобках мероприятия, обесцененные до ничего не значащих и ни к чему не обязывающих формальностей, немалых денег российского налогоплательщика - за обесцененное Росатом выплачивает зарплату.

     По получении официального подтверждения о полной загрузке объёма первой очереди любопытно, наверное, было бы узнать, какую долю в общем объёме захоронений составляют отходы УЭХК и насколько соответствует эта доля той, которая указана в популярном в рядах общественности Новоуральска "Протоколе о намерениях", подписанном между дирекцией по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ Госкорпорации "Росатом" и руководством топливной компании "ТВЭЛ". В нём стороны договорились о том, что от УЭХК будет приниматься 70% РАО от общего объёма ППЗРО, от других поставщиков - 30%. Этому будет посвящена пятая часть моего рассказа "ППЗРО. От могильника при атомном предприятии до общероссийского центра захоронения РАО", который, надеюсь, в скором времени опубликую.   
     Забегая вперёд сообщу, что выраженную одним определённым числом долю узнать пока, увы, не представляется возможным, поскольку официально у Росатома существуют из известных мне две официальные версии правды: версия УЭХК - комбинат передал на захоронение Национальному оператору по состоянию на 1 января 2021 года 813 куб. м ТРО; версия Федеральной целевой программы ЯРБ-2 - по состоянию на 1 января 2021 года комбинат передал на захоронение 120,5 куб. м ТРО. Нет определённости и по вместимости карты первой очереди. По данным НО РАО объём карты составляет 15 000 куб. м ТРО, по данным ФЦП ЯРБ карта вмещает 23 500 куб. м ТРО. Тем не менее, уже можно подсчитать: 813 куб. м комбинатовских ТРО в общем объёме 15 000 куб. м составляют 5, 42 %, 120,5 куб. м  комбинатовских ТРО в общем объёме 23 500 куб. м дают 0,5%. 
5,5% максимум против заявленных приоритетных 70%. Вот, собственно, вся цена обязательствам Росатома. 
     Подробно об объёмах и поставщиках со ссылками на официальные источники будет рассказано в упомянутой выше пятой части.

     1 января 2022 года.