"Для людей с интеллигентной психологией регулирующим свойством является стыд, а для людей бесстыдных регулирующим свойством является страх: я не делаю, потому что боюсь. Вот я бы ударил ребёнка, но боюсь, что милиционер окажется рядом, или боюсь, что кто-то другой ударит меня ещё больнее. Стыд - это чувство свободного человека, а страх - это чувство раба. И то и другое принадлежит к этическим чувствам, к сфере запретов. Но страх - это принудительный запрет, внешний, а стыд - это добровольный запрет." Юрий Лотман.
В понедельник, 29 октября, когда я практически уже подъехал к забору объекта ППЗРО Новоуральска выяснять по поводу объёма содержимого кузовов трёх фур, привёзших в Новоуральск радиоактивные отходы с московского "Радона", фуры стояли уже на территории могильника в ожидании разгрузки, я обратил внимание на некоторую странность, бросавшуюся в глаза: шёл десятый час утра, а на дороге со стройплощадки 11, 12 и 13 карт второй очереди ППЗРО было совсем как-то пустынно - отсутствовало движение большегрузных самосвалов, вывозящих с объекта скальный грунт; я приостановился, помню, тогда и спросил у проходящих работников стройки: а что, сегодня грунты не возите?
- Возим, как же, но пока машины стоят, - ответили мне.
И действительно, буквально минут через тридцать-сорок техника пошла.
А спустя 8 дней со дня столь примечательного странного события (во все последующие дни, включая сегодняшний, вывозка грунта ни на один час рабочего времени больше не прекращалась), 6 ноября, Новоуральская вещательная компания показала телерепортаж, после просмотра которого стало ясно, почему в понедельник, 29 октября, машины стояли, и грунт на заброшенный каменный карьер Заплотный Камень начали возить только после десяти часов утра. Ларчик просто открывался - в тот день давался постановочный акт всё того же театра абсурда: жителям, обеспокоенным разговорами в соцсетях об извозе грунта с территории радиационно небезопасного объекта на площадки под жилищное строительство, надо было показать, что тот, кто распространяет подобное, несёт сущий бред. 29 октября на стройплощадке второй очереди ППЗРО проходил технический тур, на нём присутствовала наша экзотическая общественность из "Экспертного совета граждан страны "Росатом", из Общественной палаты при администрации НГО, представители СМИ. Ну, а 6 ноября новоуральское ТВ дало, наконец, сюжет с проведённого мероприятия, ни разу даже не сообщив при том, что событие состоялось ещё в конце октября. Причём сообщение о проведённом туре давно уже дали: 29 октября - на сайте НО РАО, 30 октября - в издании "Правда УрФО", 2 ноября - в издании "УРА.РУ". Во всех трёх были процитированы слова заместителя председателя Общественной палаты ЗАТО Новоуральска Юрия Калмакова, участника тура, о том, что "посещения строительной площадки... показывают открытость национального оператора и ориентированность на диалог с общественностью", что у людей сведущих может вызвать лишь смех.
Честно говоря, я эту передачу, конечно, очень ждал, ждал официальную реакцию наших новоуральских властей на сии немыслимые манипуляции в Новоуральском городском округе с грунтом ППЗРО, преданные огласке - что-то ведь надо дать успокаивающее населению на устроеннное, уму непостижимое растаскивание по городу многих тысяч кубов грунта с территории радионуклидного могильника - его, на мой взгляд, не то что в населённый пункт, а вообще куда-либо за пределы означенной территории вывозить, ни единого даже метра, абсолютно недопустимо.
Ну, вот и дали. Проинформировав население, что весь грунт с площадки строители уже вроде как вывезли, сейчас приступают к заливке бетона.
Дали - без упоминания вслух самого факта вывоза грунтов ППЗРО для нужд жилищного строительства. Для журналистов НВК, упомнить об этом - это, видимо, строжайшее табу: как, скажем, упоминание имён Немцова или Навального. Мария Антонова, журналист НВК: "В социальных группах Новоуральского городского округа появились публикации, в которых некоторые граждане высказывают опасения по поводу вывозимого с площадки грунта".
Дали - без какой-либо определённости и даже вразнобой, а куда же грунт - по официальному мнению - вывезли. Например, по версии начальника новоуральского пункта ПЗРО, Вячеслава Александрова: "На сегодняшний день этот грунт хранится на двух специально отведённых площадках вне территории города." По версии же директора новоуральского АО "Элерон", генстройподрядчика 2 очереди ППЗРО (грунт как бы даже вовсе и не вывезли, а ещё вывозят): "Грунт вывозится на площадку "Заплотный Камень". И вот это второе - про "Заплотный Камень" - уже всё-таки полуправда.
Телерепортаж производства НВК от 6 ноября за 29 октября.
Показываю, рассказываю и доказываю ещё раз. На этот раз возможно досконально, от и до - по маршруту, с поминутной хронологией. Чтобы даже самый последний бесстыдный рот больше постыдился бы открыться.
Четверг, 8 ноября.
Вот этому, гружёному грунтом самосвалу, выезжающему из ворот строительной площадки карт второй очереди новоуральского ППЗРО, я встаю на хвост - куда уж он вывалит грунт, покинув территорию охраняемого отрядами "Атомохраны" объекта, обозначенного как объект радиационной опасности, на котором УЭХК с 1964 по 2015 г.г. хранил и захоранивал десятки тысяч кубометров своих радиоактивных отходов самых разных классов радиационной опасности, до тех пор, пока созданием дополнительных объёмов под захоронения не был преобразован в федеральный полигон финальной изоляции твёрдых радиоактивных отходов.
Поехали. 12:08.
Движение по территории, обозначенной табличкой "Санитарно-защитная зона ППЗРО".
12:09. Пересечение границы санитарно-защитной зоны.
12:10. Белореченский КПП периметра охраняемой зоны ЗАТО Новоуральск.
12:11. Мы на свободной, "чужой" территории. Направо - дорога на Белоречку, мой проводник - прямо.
12:16. Въезд на территорию каменного карьера "Заплотный Камень". Ещё два года назад здесь был КПП с шлагбаумом. В будке сидел вахтёр, карьер, худо-бедно, ещё функционировал. Теперь карьер заброшен. Последний собственник - ООО "Карьер "Заплотный Камень" (клан Валерия Язева, до 2016 года депутата ГД 2, 3, 4, 5 и 6 созывов).
12:16. Прямо - главная дорога к каменным выработкам карьера, горам кондиционного скального грунта, ныне бесхозным. Как видно, никто к этим карьерным выработкам за ликвидным камнем сегодня не ездит. Мы поворачиваем направо, на подъём, по хорошо наезженной, отсыпанной щебнем, дороге.
12:17. Натужно идём на подъём. Справа - вот та самая куча-гора с бульдозером наверху, образованная из скального грунта, вывозимого со стройплощадки 11, 12 и 13 карт второй очереди ППЗРО. На самом верху должен стоять экскаватор, который загружает этим грунтом самосвалы, следующие отсюда на стройплощадку жилого комплекса МКР-13. Туда, под этот экскаватор, мы и должны вывалить грунт.
12:19 - 12:21. Всё, вскарабкались. Мы на площадке вершины ППЗРОшной кучи-горы, что отсыпана на территории бывшего ООО "Карьер "Заплотный Камень". Опорожняем кузов.
Отпускаю самосвал. Больше он мне не нужен. То, что грунт с территории ППЗРО вывозится на "Заплотный Камень" - показано и доказано.
Время дня не очень удачное - у водителей наступает перерыв на обед. Остаюсь здесь, жду его окончания. На площадке ППЗРОшной горы в этот раз уже два погрузочных поста - перевозчик поставил два экскаватора. Очевидно, решил прибавить в темпах, пока грунт ещё не смёрзся.
Новый погрузочный пост.
13:39. На первый, старый пост - туда, где разгрузился мой сегодняшний поводырь - встаёт под загрузку и загружается самосвал.
13:53. На объекте появляется первый послеобеденный самосвал, который встаёт под загрузку на новый, второй пост - к жёлтому KOMATSU. Погрузка занимает три минуты. Между тем к посту подъезжает второй самосвал.
13:58. Второй самосвал встаёт под загрузку. Вот ему на хвост я и упаду. Начальник новоуральского ППЗРО упоминал в телесюжете о двух спецплощадках, на который вывозится грунт. Куда вывозится грунт со старого поста, я уже знаю, отследил в прошлый раз. Возможно, этот самосвал и приведёт на ту, вторую спецплощадку. Правда, начальник говорил, о спецплощадках, находящихся вне пределов Новоуральска. Возможно, оговорился.
14:00. "Мой" самосвал загружен.
14:02. Загруженный, "мой" самосвал покидает ППЗРОшную кучу-гору "Заплотного Камня".
Навстречу на пути в Новоуральск - самосвалы, вывозящие грунт на ППЗРОшную кучу-гору "Заплотного Камня" и едущие загружаться им. Обед закончился.
14:10. Теперь: налево - на Белоречку, мы - прямо.
14:11. Белореченский КПП. Въезд обратно в Новоуральск.
14:24. Объездное шоссе. Подъём в районе улиц Советская-Октябрьская.
И далее: по затяжному спуску - мимо горнолыжки - до пересечения с Билимбаевской дорогой.
14:33. Все пути приводят в Рим. Приехали. Передняя часть Южного района города Новоуральска, стройплощадка МКР-13.
14:35. Грунту ППЗРО определено постоянное место. Конечная. Место не оказалось "специально отведённой площадкой вне территории города", ни второй ни первой.
Я - домой, писать новый пост об этом новом развесёлом новоуральском диве, поставленном "гражданами страны "Росатом", премьерный показ которого дал творческий коллектив Новоуральской вещательной компании. Самосвал - за новыми кубами могильного грунта.
И вообще: ну как опять, братцы, не вспомнить нашего замечательного и бесподобного Николая Васильевича, его "горячих патриотов, до времени покойно занимающихся какой-нибудь философией или приращениями на счёт сумм нежно любимого ими отечества, думающих не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное."
И всё-таки я настаиваю: по завершении строительства 41 коттеджа МКР-13 ключи от дверей респектабельного жилья вручить членам из состава Экспертного совета граждан страны "Росатом". И ничего, что экспертов 48, кинуть меж экспертами жребий. Кому-то семерым повезёт.
-