На спецплощадке размещения грунта объекта захоронений твёрдых радиоактивных отходов - новоуральского ППЗРО, что находится в рубежах территории каменного карьера Заплотный Камень, вновь, после полугодового перерыва, замечена движуха - работы по вывозу грунта.
Нет, в этот раз грунт везут не под жилищное строительство в МКР-13 - МКР-13 этим грунтом снабдили уже вдоволь, теперь его перевозят обратно - на своё законное место.
Ну, а у руководства прокуратуры Новоуральска в этой связи реально появился шанс реабилитироваться. Если есть желание почиститься от коллективно приобретённой скверны, то ситуацией можно выгодно сегодня воспользоваться, пожалуйста. Надо только подъехать к импровизированному шлагбауму карьера (в виде перекрывающего проезд натянутого троса), который в рабочие дни сейчас открыт и не загораживает проезд, и, отважиться спросить охранника на вахте:
- Подскажите, здесь находится спецплощадка размещения грунтов с могильника РАО?
И охранник из ООО ТД "Бетам" (собственник карьера) откроет вам "тайну":
- Да, имеется здесь такая - огромная куча-гора, навозимая и вывозимая самосвалами "Корвета", езжайте сразу направо и в гору по свеженаезженной дороге до конца, там сейчас работает их экскаватор, грузит этот грунт в самосвалы.
После этого извиниться за распространенную ранее фальшивую информацию - о том, что фактов завоза скального грунта со строительства 2-й очереди ППЗРО на площадку строительства коттеджного посёлка в МКР-13 прокуратурой не установлено - и отозвать фальшивку.
Именно таким методом простого безофициального общения мне "посчастливилось" узнать, что 23 мая стройподрядчик строительства карт 2-й очереди ППЗРО поставил на ППЗРОшную кучу-гору экскаватор и вывозит грунт обратно на объект ПЗРО. И проследовать "сразу направо и в гору" и установить, что там, действительно, поставлен экскаваторный пост загрузки самосвалов. И уж сесть затем, как в не столь отдалённые весёлые времена, гружённому самосвалу на хвост и воочию самому убедиться в том, что грунт вывозится обратно на объект (откуда этот грунт был взят) - конкретно: на площадку строящегося здесь здания входного контроля принимаемых на захоронение РАО с участком буферного их накопления.
Пост отгрузки грунта ППЗРО на площадке карьера Заплотный Камень.
ППЗРО. Площадка строительства здания входного контроля с участком буферного накопления.
Строительство карт 2-й очереди ППЗРО идёт. И, по всему видно, хорошими темпами. В марте этого года стройку снабдили несколькими крупными кранами.
Не так давно на въезде на строительный объект появились две новые дополнительные - на мой взгляд, очень полезные в информативном плане - таблички: "План пожарной защиты объекта" с подробнейшей ориентировкой размещения точек объекта и "Паспорт объекта". Правда, со сроками начала строительства в паспорте напутано. В марте 2018 года была получена лицензия на реконструкцию и определён подрядчик строительных работ (СМПО "Элерон"), а первые строители появились здесь всё-таки чуть позже - в мае 2018 года.
Касательно объёмов РАО, загружаемых в эксплуатируемую карту (№ 10), и их поставщиков.
Общеизвестно, что на 1 января 2019 года общий объём принятых на захоронение РАО новоуральским федеральным пунктом ПЗРО составил 3 500 куб. м. За прошедшие с начала года 5 месяцев доставка контейнеров с РАО фурами из Сергиев-Посада (ФГУП "Радон") и фурами из Соснового Бора (АО "Экомет-С") осуществлялась, по-видимому, также устойчиво - без заметных, насколько можно судить за работой со стороны, как и в 4 квартале прошлого года, сбоев: сергиев-посадские продолжают разгружаться у нас раз в неделю, сосновоборские - раз в двенадцать дней. То есть, выведенный к последней четверти 2018 года на проектную производительность захоронений в 4 500 куб. м радиоактивных отходов в год федеральный объект продолжает успешно работать, вмещая необходимые кубы. Стало быть - на вскидку - на сегодня эксплуатируемая карта №10 первой очереди новоуральского ППЗРО загружена уже минимум на треть (5 - 6 тысяч кубических метров РАО из 15 тысяч вместимости карты).
С самого начала известно, что фуры с берегов Финского залива возят нам отходы в контейнерах КМЗ (контейнер внутренним объёмом 3,1 куб. м с толщиной стенок корпуса 5 мм и массой 1 т выполнен из стали, масса заполненного контейнера до 10 тонн). Также известно, что отходы с УЭХК, за исключением самых первых, загруженных в начале декабря 2016-го, принимают на захоронение в контейнерах Крад-1,36 - стальных контейнерах с внутренним объёмом 1,36 куб. м, массой брутто 3,14 т и с толщиной стенки 4 мм. А вот "выследить", в чём возит нам отходы сергиев-посадский "Радон", мне удалось только в минувший вторник, 28 мая. Их возят в "фирменных" контейнерах "НЗК-Радон" - бетонных ёмкостях внутренним объёмом 1,9 куб. м, массой брутто 6,5 т и толщиной стенок корпуса 110 мм, по четыре штуке в фуре.
В прошлом году, перед тем как колонна сергиев-посадских фур начала поставлять в Новоуральск РАО с московского "Радона", она много рейсов выполнила к нам из Ангарска. Но в каких объёмах были приняты РАО с АЭХК было неизвестно. Теперь, благодаря прошедшим 24 мая в Ангарске слушаниям по выводу из эксплуатации старых цехов ангарских уранообогатителей, тайное стало явным. На слушаниях было озвучено, что около 100 куб. м ангарских РАО было передано НО РАО и вывезено в Новоуральск.
Теперь остаётся получить информацию, от каких поставщиков выполняют регулярные рейсы сосновоборские и сергиев-посадские колонны фур в настоящее время. Пока это сделать не удаётся. А те же, кто по службе знают об этом, не считают пока, очевидно, нужным предавать данную информацию публичной огласке.