понедельник, 2 декабря 2019 г.

Мусорный тупик


     В Санкт-Петербургском порту закончена загрузка железнодорожного состава с 80-ю контейнерами с урановыми отходами ("хвостами") прибывшими в Россию из Германии. В районе полудня поезд покинул порт и двинул в глубь России. В конечном пункте, Новоуральске, с его самой вместительной в мире площадкой контейнерного хранения отвального гексафторида урана, поезд, очевидно, следует ожидать ближе к концу недели.
     Но не "хвостами" едиными жива одна из крупнейших территорий мусорного бизнеса Росатома. Ещё в большей степени славен закрытый город первым и единственным пока в России  федеральным пунктом приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов средней и низкой активности. Как раз вот в эти выходные дни исполнилось ровно три года со дня, когда Новоуральский ППЗРО торжественно принял первую партию контейнеров с радиоактивным мусором. Общественность ликовала. Ну как же - впереди планеты всей! На таких-то неудобьях! 
    За этот короткий промежуток времени федеральный могильник сумел выйти на проектную производительность - захоранивать 4 500 кубических метров ТРО в год. Успешность ведения данного вида бизнеса очевидна. Ежедневно ППЗРО принимает отходы из двух и более мест самых разных уголков нашей необъятной страны. 
      По случаю очередной годовщины - и пока поезд идёт - я побывал на месте и в течение полутора часов наблюдал прибытие фур с контейнерами радиоактивных отходов. При мне подвозили свои отходы атомщики Челябинска, Курской, Смоленской АЭС. 
     
     О том, что больше всего меня здесь всегда впечатляло. 
     Подъезд к воротам ППЗРО имеет очень высокую планку сложности, сродни хорошей раллийной. Крутые обратные повороты ("затычкИ"), сопряжённые с крутизною подъёмов и непривычной узостью проезжего, покрытого фирном и льдистым накатом полотна. Сорокатонные фуры проходят участок в несколько приёмов. Сначала с разгону берут первую ступень подъёма. Это удаётся сделать относительно легко, почти не шлифуя, благо безуклонная горизонтальная прямая для разгона практически не ограничена. Первый подъём удаётся, как правило, пройти со второго, иногда с первого раза. Пройдя первый, машины проезжают вперёд и разворачиваются. Тут места для разгона, чтобы взять последний подъём, совсем мало. И, чтобы его одолеть, нужен уже комбинированный подход - агрессивный, жёсткий стиль езды плюс точный расчёт плюс глубочайшее средоточие. Тогда с шестого, в лучшем случае с пятого раза, победить подъём и вкатить фуру в ворота водителю удаётся. Опасно? Ещё как! Это не покатушки любителей адреналина. В кузове не сахар. Надо суметь выстоять до победного, не сбившись со средоточия. Один сеанс взятия ворот фурой я досмотрел до конца, по завершении хотелось зааплодировать - настолько переживательное зрелище. Кусок отснял на видео. Картина впечатляет и удручает одновременно. До слёз - от этой совершенной неустроенности всего нашего во всём.
     Посмотрите видео. 



     Двум фурам  с бетонными контейнерами НЗК с отходами со Смоленской атомной - по три в каждом кузове - разгрузиться удалось в один день, челябинской полноприводной трёхоске с 4-мя металлическими КРАДами - вообще без проблем и даже вне очереди, а вот фуре с 20-ю тоннами отходов с Курской АЭС, упакованными в КРАДы, случилось остаться  в угрюмой и неприветливой зоне до завтрашнего дня, встав на ночлег возле 9-й столовой. Кстати, в прошлый приезд в Новоуральск, 26 ноября, водителю этой фуры пришлось заночевать тоже, и финишный подъём ему дался тогда только с шестого раза. 
    Стальные нервы у ребят. Тем более, что заработки для такого труда просто смешные: водительский труд Сергиево-Посадской колонны руководители мусорной радиационной бизнес-индустрии оценивают в 40-45 тысяч р. в месяц. Непонятно, почему в стране Чернобыля и аварии на "Маяке" у людей напрочь отсутствует чувство радиофобии - берутся за такую работу. Для сравнения: средняя зарплата работника УЭХК, пинающего, в основном, воздух или, ещё того хуже, занятого писаниной улучшений, составляет на сегодня 80 тысяч. При том, что он не ночует среди крутящихся центрифуг.

     Фуры с ТРО  Смоленской АЭС.

































     Кузов с Челябинска.















     Фура с Курской АЭС. Ночлег у 9-й столовой. 2 декабря.
















    Разгон перед первым подъёмом к Федеральному могильнику.
















     Фура с Курской на спуске после разгрузки. 26 ноября.