Закрываешься статусом физика-ядерщика - и, снискав благоволение атомного начальства, можешь, приняв позу ментора, со знанием дела грузить свою аудиторию откровенным враньём.
Не так давно Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами в рамках декларируемой им политики информационной открытости опубликовал в YouTube видеоэкскурсию по территории Новоуральского пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов.
В число посмотревших работу НО РАО попал и я, чьё место жительства - ЗАТО Новоуральск - гид видеоэкскурсии на первой минуте фильма представил "закрытым стратегическим объектом". Стратегическим запасом населения, то есть, что ли?.. Ну, а беззонная "свободная" Москва - с её критически опасным для общества главой государства с его бункером, "новичком", Роспотребнадзором, автозаками, с его ОМОНом, судом, избиркомом, кабмином, госдумой, совбезом, с её офисом госкорпорации Росатом - она в таком случае что?
На пятой минуте фильма меня проинформировали о том, что предназначенные для захоронения в ППЗРО радиоактивные отходы классифицируются ("делятся по категориям") по длительности периода полураспада входящих в их состав радионуклидов и что в Новоуральске хоронят отходы как раз той категории, длительность периода полураспада которых не превышает 30 лет.
В какой-нибудь другой точке местожительства населения такая интерпретация сведений о захораниваемых в Новоуральске радиоактивных отходах, сошла бы за чистую монету. Но не в самом Новоуральске. Облапошить здесь можно не всякого. Потому что - эксплуатируемый НО РАО объект находится не где-то, не пойми где, а в городе, в котором живу я, мои близкие, мои друзья, знакомые. Ниже я показываю, используя официальные источники информации, что то, что наговорил физик-ядерщик - именно бессовестное враньё, откровенная дезинформация, полагаю, что сознательная.
Для того, чтобы пункт приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов средней и низкой активности (3 и 4 классов радиационной опасности по классификации, определяемой постановлением Правительства РФ №1069) мог быть в Новоуральске построен, осуществлять свою деятельность и успешно расширяться, его собственник - НО РАО - иметь обязан на всё на это (сооружение, эксплуатацию, реконструкцию, эксплуатацию после реконструкции) разрешительные документы (лицензии) от соответствующего государственного надзорного органа - Ростехнадзора. Без наличия лицензии, нахождение здесь объекта не может быть легальным. Чтобы лицензию получить, её необходимо обосновать. Для этого пишутся материалы обоснования лицензии - МОЛ, которые прежде чем лечь на стол надзорного ведомства должны получить положительное заключение государственной экологической экспертизы. Никакого заключения госэкспертиза (Федеральное автономное учреждение "Главгосэкспертиза России") не выдаст - и даже не примет МОЛ к рассмотрению - до тех пор, пока разработанные Национальным оператором Материалы обоснования лицензии не пройдут процедуру общественных обсуждений. Общественные обсуждения - публичные слушания - первичны. До, во время и после проведения слушаний с МОЛ может ознакомиться любой желающий (из числа не только жителей Новоуральска). Начиная с 2014 года публичные слушания по МОЛ очередей объекта НО РАО проводились в Новоуральске четыре раза. Четыре раза публиковались МОЛ, четыре раза собиралась общественность их обсуждать. Все они доступны для ознакомления на сайте НО РАО и сегодня (раздел "Экология"). Пожалуйста! листайте, читайте, штудируйте, кто обманываться не рад - никакой тайны. Всех жителей Земли опасность таких безопасных мест захоронения РАО касается, не надо думать, что одного только Новоуральска или Озёрска в Челябинской области, где атомщики возводят аналогичный объект, только в 4 раза вместительней.
Материалы обоснования лицензий - это наше всё. На страницах их томов вполне понятным языком прописаны технические и технологические нюансы устройства и эксплуатации радиационно опасного объекта, в том числе, в части информации о радионуклидном составе радиоактивных отходов, подлежащих захоронению. По тому, какие конкретно радионуклиды входят в состав окончательно изолируемых РАО, представляется возможным узнать диапазон величин периодов полураспада, захораниваемых в Новоуральске отходов, и сверить с тем, что сказал физик-ядерщик. Входящие в состав РАО, направляемых на захоронение в ППЗРО, радионуклиды, определяются разделом 2 материалов обоснования. "2. Сведения о радиоактивных отходах, деятельность по обращению с которыми планируется осуществлять:
- Состав РАО, принимаемых для захоронения в ППЗРО, может быть
представлен альфа-излучающими изотопами (включая трансурановые): плутония,
урана, америция, кюрия, природными изотопами радия и тория, дочерними
продуктами распада радиоизотопов перечисленных элементов.
- В состав РАО, принимаемых на захоронение в ППЗРО, могут входить β-активные радионуклиды (Cs-137, Cs-134, Sr-90, Co-60, H-3, Ni-63, Mn-54, Nb-97 и др.), α-активные, включая трансурановые радионуклиды." (МОЛ. Том 1. Стр.22, 23).
Каким именно альфа-излучающим радиоизотопам перечисленных в разделе 2 элементов, входящим в состав РАО, надлежит быть захороненными в новоуральском ППЗРО, можно узнать из Приложения 19. Отчет о производственно-экологическом контроле на ППЗРО . Вот их неполный ряд: Pu-239, U-234, U-235, U-238, Am-241. (МОЛ. Том 2. Стр. 95-97). И вот периоды полураспада этих радиоизотопов соответственно: 24 000 лет, 245 000 лет, 713 000 000 лет, 4 500 000 000 лет, 432,6 года.
Из каких источников черпал знания один из задействованных в номерах видеоэкскурсии персоналий, одному Богу известно. Возможно, из каких-то "своих", особых, недоступных запасам населения "закрытого стратегического объекта". В корпоративе атомщиков такой поворот не в диковинку.
Так что не через триста лет (30лет помноженные на 10) радиоактивные отходы перестанут быть радиоактивными, а по меньшей мере через 240 тысяч (24 000 лет помноженные на 10). Однако это только в том случае, если согласиться с совершенно фантастической версией о том, что новоуральский ППЗРО заполняется отходами с атомных станций и не принимает отходы, нарабатываемые местным УЭХК, которые станут безопасными через миллиарды лет. О радиоактивных отходах с АЭС рассказывается на 7 минуте фильма: "Главная цель пункта финальной изоляции 3 и 4 класса - долговременная безопасная изоляция радиоактивных отходов: отходов от атомных станций в части спецодежды, спецобуви, перчаток, строительных отходов..."
При том в ходе всей видеоэкскурсии никто нигде даже не упомянул, что одним из источников РАО, принимаемых для захоронения, как по писаному, так и по факту, являются "РАО, образующиеся в рамках производственной деятельности и деятельности по выводу из эксплуатации объектов АО "УЭХК" (МОЛ. Том 1. Стр. 23) и что доля принятых от УЭХК отходов (альфа-излучатели U-234, U-235, U-238) официально (пресс-туры, годовые отчёты УЭХК) за разные периоды эксплуатации объекта называлась от 15 до 50 процентов. Последняя цифра явно была завышена - для успокоения новоуральской общественности, мол. хороним отходы свои. По моим, партизанским сведениям, добытым с натуры, доля уэхакашного добра никак не может быть выше 10 процентов.
Кстати, начальник цеха эксплуатации сильно поскромничал, говоря лишь о спецодежде, перчатках и строительном мусоре. В МОЛ список принимаемого на захоронение гораздо шире и приоритеты принимаемого не в пользу защитного тряпья:
"По форме и химическому составу кондиционированные РАО, поступающие на ППЗРО, могут являться:
− ТРО (включая загрязненное оборудование, металлические РАО, шлаки,
кек, металлы, сплавы, оксиды),
− отвержденными ЖРО (неорганические соединения, включая металлы,
соли, оксиды);
− строительными материалами;
− прессованными ТРО (отработанные спецодежда, спецобувь, СИЗ, фильтры,
древесина, шлаки, резинотехнические изделия);
− солевым плавом, состоящим из неорганических солей (Na+, K+, Са2+, Fe2+,
Al3+, NO3-, CO3-, Cl-, BO3-, SiO2)." (МОЛ. Том 1. Стр. 23).
Читайте МОЛ! МОЛ - источник знаний! И не верьте пустословам. Это вредно и опасно. Как пропагандируемый ими "безопасный" новоуральский могильник на триста лет с новой концепцией обмана.
Грузовики с отходами УЭХК.
Из годового отчёта УЭХК.