пятница, 18 марта 2016 г.

Волшебные радионуклиды




     Могут ли долгоживущие радионуклиды урана терять свою активность всего за несколько сотен лет? 
     "Могут!" - говорят нам печатные и электронные СМИ, освещающие на протяжении двух лет проблему финальной изоляции твёрдых радиоактивных отходов в Новоуральске - если их отправить на вечный покой в новоуральский могильник. Однако знания, накопленные человеческой цивилизацией к 16-му году 3-го тысячелетия о свойствах этих радионуклидов, такого "послабления" не предполагают совершенно. Посему, изрядно понаблюдав, как СМИшные просветители вводят свою аудиторию в заблуждение, а кто-то, следовательно, вводит и их, я обратился в "Приёмную Общественного совета ГК "Росатом" в городе Новоуральске" за разъяснениями, узнать, что,  в конце концов, происходит и откуда ноги растут.     
     Вопросы отправил ещё в декабре прошлого года, когда в СМИ бурно, а в очень многих даже радостно, - мол, сделано в России, нам есть чем гордиться! - обсуждалось событие только что выданной Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО) лицензии на эксплуатацию первого в России пункта финальной изоляции радиоактивных отходов, захоранивать в котором должны начать во второй половине 2016 года. В распространённом "Росатомом" 2 декабря 2015 года сообщении говорилось:
     "ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" получил лицензию на эксплуатацию первой очереди пункта финальной изоляции радиоактивных отходов в Новоуральске (Свердловская область). 
     Лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору.
     Данной лицензией НО РАО предоставляется право на эксплуатацию приповерхностного пункта захоронения радиоактивных отходов отделения "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО" в районе размещения ОАО "УЭХК". 
     Разрешается финальная изоляция в ППЗРО твёрдых кондиционированных радиоактивных отходов, образовашихся в результате деятельности АО "Уральский электрохимический комбинат". Загрузку РАО планируется начать в 2016 году."
     Просил ответить на два, как я посчитал, очень важных вопроса. Первый - простой вопрос - по срокам радиоизотопной живучести, задал напрямую и совершенно конкретно.


.
     Ответ шёл необыкновенно долго. Наконец, 14 марта текст с реакцией специалистов был мне вручён. Без ответа на данный вопрос.

     То есть, глядя в текст, можно лишь проконстатировать, что ответа на первый вопрос от технического директора УЭХК Евгения Лобова я не получил. Хотя дельный совет, чтобы попробовать получить квалифицированный ответ, был предложен - "обратиться в обособленное подразделение "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО", то есть именно туда, в тот самый - получивший лицензию ППЗРО, где по меркам долготы человеческого бытия вечные  сроки "вредности" изотопов урана, по заверениям СМИ, волшебным образом сужаются до заданных заказчиком параметров. 
     Да обращались уже, к директору "обособленного подразделения" Вячеславу Александрову тоже были направлены мои вопросы. Но, по словам руководителя приёмной ОС "Росатома" Людмилы Никифоровой, ответы от него она так и не получила. "Он ссылается на то, что информацию давала корреспондент "Правда УРФО", у неё и надо спрашивать", - сообщила мне руководитель приёмной. То есть компетенции сообщающего сведения о деятельности специалистов в НО РАО выше компетенций самих специалистов НО РАО?! Ну, хорошо, пусть так. Хотя я считаю, задача специалиста, когда его спрашивают, - подтвердить, опровергнуть или разъяснить то, о чём его спрашивают. Больше ничего от него не требуется. Это - его репутация. Специалист - он, а не передающий субъект.
     Признаться, я уже раз направлял по данной инсинуации вопрос в приёмную - в декабре 2014 года. Но ответ не удовлетворил - из-за неуказания конкретных цифр сроков "сохранения радионуклидами потенциальной опасности". Вопрос звучал тогда так: "В материалах ФГУП "НО РАО" обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди новоуральского ППЗРО говорится, что сооруженный ППЗРО обеспечивает безопасное захоронение ТРО сроком до 300 лет. Чем обусловлена приемлемость такого срока?" 
     Ответ на него получил от руководителя центра ФГУП "НО РАО" по связям с общественностью Никиты Медянцева: "В ходе проведённых предпроектных научно-исследовательских работ показано, что в результате самого худшего из сценариев эволюции ППЗРО - его надёжность не менее 300 лет. Вместе с тем, в систему захоронения РАО наряду с самим сооружением входит глиняный экран по внешнему контуру сооружения и вмещающая геологическая среда, которые совместно обеспечивают сохранение необходимого уровня безопасности окончательной изоляции отходов на весь период сохранения радионуклидами потенциальной опасности."

     Но по второму вопросу претензий никаких. Ответ чёток и дан по существу: признать прямо в таком виде, в каком они находятся сейчас, накопленные до 2011 года в местах временного хранения 65,5 тысяч кубов твёрдых РАО окончательно захороненными ("зарыли и забыли"), посчитав, будто они уже находятся в условиях ППЗРО-могильника, или строить для них или для какой-то части из них следующие очереди ППЗРО-могильников, подобные принятой в эксплуатацию? Таков вопрос сегодняшней повестки.
     Я этого не знал. Ещё полтора года назад я располагал информацией, что комбинатовским и росатомовским начальством было принято решение о признании "богатого наследства" закопанным навечно прямо в таком виде, без заморочек. Оказывается, ещё не решено. Нужно ещё решение Правительства. 
     Однако, с моей точки зрения, не приемлем ни тот ни другой из рассматриваемых способов окончательной изоляции РАО. Я солидарен с мнением большинства известных экологов разных экологических организаций мира, занимающихся проблемами изоляции РАО о том, что "на сегодняшний день в мире не существует научно-обоснованного, безопасного и приемлемого способа захоронения радиоактивных отходов.", что "принцип окончательного захоронения радиоактивных отходов следует пересмотреть в сторону долговременного, контролируемого хранения РАО. Во-первых, при таком подходе легче осуществлять мониторинг состояния РАО. Во-вторых, при появлении научно-обоснованных и безопасных способов утилизации РАО будет возможность утилизировать РАО исходя из новых технологий. В-третьих, контролируемое хранение более безопасно исходя из возможности доступа к РАО и возможности быстрой ликвидации негативных последствий при аварийной или чрезвычайной ситуации как природного, так и антропогенного характера." Смотреть - Обращение с РАО и отработанным ядерным топливом в России.

     Немножко краеведения. 
     Где сегодня обретаются те 65,5 тысяч кубометров твёрдых РАО, которые либо признают захороненными либо перезахоронят, накопленные в результате более чем 60-летней деятельности уранообогатительного предприятия? Где они географически находятся? (Причём до 1988 года предприятие нарабатывало оружейный (для ядерных боеголовок) высокообогащённый уран - 96-процентный по 235U изотопу - и получало, следовательно, соответствующие отходы. Для сравнения: для нужд атомных электростанций уран обогащают до 3-х максимум до 5-ти процентов по 235U изотопу.)  Ведь известно, что существующая площадка размещения карт (вместилищ) РАО - всего их здесь порядка десяти карт - заполняется с 1964 года.
     Что из себя представляют объекты, в которые собирались РАО до 1964 года, как они технически выполнены, в каком конкретно месте территории комбината (города, загородной зоны) находятся?
     Где в настоящее время размещают РАО, образующиеся в процессе деятельности УЭХК, если все существующие карты новоуральского могильника законсервированы, а новая карта - получившая имя ППЗРО - ещё не эксплуатируется?
     Об этом мне через посредничество приёмной ОС "Росатома"рассказал и.о. заместителя технического директора по ЯРПБ и ООС Геннадий Крохин. Хотя уже прошёл год с небольшим, полученная информация не устарела. Познавательно.
     "По состоянию на 1 февраля 2015 года ОАО "УЭХК" прекращена загрузка ТРО в карту №9 ПХТРО (пункт хранения твёрдых радиоактивных отходов - прим. автора). В настоящее время ОАО "УЭХК" получены необходимые разрешительные документы на размещение ТРО, образующихся в процессе деятельности ОАО "УЭХК", во временное хранилище ТРО в здании 395. Далее в соответствии с требованиями Федерального закона №190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ТРО будут переданы ФГУП "НО РАО" для захоронения.
     В период с 1951 по 1964 гг. радиоактивные отходы размещались в пункт хранения радиоактивных отходов "Могильник № 1", который расположен в центральной части промышленной площадки № 4 ОАО "УЭХК". "Могильник № 1" представляет собой заглублённое бетонное сооружение цилиндрической формы. В настоящее время "Могильник № 1" законсервирован. Консервация проведена путём создания железобетонного экрана с рулонной гидроизоляцией и засыпкой чистым грунтом.
     Также в период с 1963 по 1968 гг. радиоактивные отходы размещались в пункт хранения радиоактивных отходов "Шламовое поле", который расположен на территории промышленной площадки № 4 ОАО "УЭХК". "Шламовое поле" представляет собой котлован в виде усечённой перевёрнутой пирамиды. В настоящее время указанный пункт хранения РАО законсервирован."    

     Новоуральский могильник РАО  с приповерхностным пунктом захоронения радиоактивных отходов первой очереди отделения "Новоуральское" филиала "Северский" ФГУП "НО РАО" в районе размещения ОАО "УЭХК".



























     Ситуационный план новоуральского могильника РАО. Карта № 10 - готовая к эксплуатации 1-я очередь ППЗРО. Карта № 11 и карта № 12 - перспективные ППЗРО 2-й и 3-й очереди, строительство их ещё не начато. 

























     Железобетонные стены новоуральского могильника РАО, за которыми происходят чудеса: вечная по меркам человеческого бытия активность радионуклидов урана сужается до заданных заказчиком параметров. 
     Не подсматривать!  













     Ждём решения Москвы? Или как? 
     Всё ведь очень серьёзно.