воскресенье, 10 октября 2021 г.

ППЗРО. От могильника при атомном предприятии до общероссийского центра захоронения РАО. ВСТУПЛЕНИЕ. ЧАСТЬ 1


     Идея написать этот рассказ - об истории многопутаного  рождения (а точнее, перерождения из того, что было) первого в России объекта НО РАО и уж совсем вусмерть запутанной  истории сюжетов, предпосылок, нюансов и перспектив его текущей и будущей эксплуатации завладела мной в середине лета: тогда, когда строителями уже готовой к эксплуатации второй очереди новоуральского ППЗРО, вполне себе нормальными темпами производились работы благоустроительные и над ошибками, в основном в пределах территории реконструированного объекта; тогда, когда загрузка его старой очереди радиоактивными отходами совсем уже выдохлась и делаться стала черепашьими темпами - раз или два в неделю принимались комбинатовские КРАДы, да пару раз в месяц подвозили КМЗ из Питера. Поупражнявшись немало над текстом, понял, что чтобы что-то путнее сложить, из кожи вон лезть - ну, его к чёрту, в привычные сроки результата всё равно от себя не добьёшься, в привычном объёме - тем более. Но рассказать надо. О том, что не расскажет никто. Дело стоит того... 
     Будут части. Не менее пяти. Четыре части усидел уже полностью. Публиковать планирую пока по одной - с интервалом примерно в неделю.

    ВСТУПЛЕНИЕ

      Семь лет тому назад в городе российских атомщиков при Уральском электрохимическом комбинате, крупнейшем в мире производителе обогащённого урана - и радиоактивных отходов от разделения изотопов урана, соответственно (без учёта урановых "хвостов") - вершилось историческое событие, вследствие которого  закрытый город в Свердловской области обречён был сыскать славу обладателя первого и единственного в России действующего полигона захоронения радиоактивных отходов федерального масштаба - предприятия, способного принимать твёрдые радиоактивные отходы средней и низкой активности из любой точки на карте страны, где эти отходы могут образовываться. Производительность захоронения первенца НО РАО сегодня соответствует запроектной  - большей в четыре с половиной раза называемой тогда
    В лето 2014 года в закрытом городе Свердловской области Новоуральске проходили общественные обсуждения амбициозных намерений Москвы: для большой общественности города и СМИ выставлялись круглые столы, делалась экскурсия на обсуждаемый объект, собирались замечания и предложения по вопросам будущей эксплуатации не имеющего в России аналогов полигона радиоактивных отходов, в городских СМИ публиковались агитационные материалы, в них завтрашние московские хозяева новоуральского объекта выступали с разъяснениями о необходимости в целях "невозложения чрезмерного экологического бремени на будущие поколения" создания в России нескольких таких центров, где могли бы окончательно изолироваться накопленные при предприятиях атомной индустрии страны радиоактивные отходы - порядка 70 - 90 миллионов куб. м ТРО на всех.  Но решающая информационная обработка - "обалтывание" новоуральцев на предмет сделать их город тем, что он есть сейчас, центром захоронения ТРО - происходила на публичных слушаниях, организованных администрацией ЗАТО по заказу Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО).
      Общественные слушания  материалов обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов средней и низкой активности, проведённые в июле 2014 года по инициативе и под патронажем Росатома в Новоуральске, это и есть то эпохальное историческое событие в жизни города и страны. А первая очередь - как раз то эксплуатируемое сегодня  захоронительное сооружение, наполнение мощностей которого контейнерами с опасным радиоактивным мусором, образующемся от деятельности предприятий и объектов атомного хозяйства России, поставлено на поток. 
     Сегодняшняя первая очередь совсем не та первая очередь, которую в июле 2014 года посулила Новоуральску Москва. Радикально не та. С трибуны слушаний предлагалось одно - материализовалось в итоге другое. Не из-за совокупности каких-то непредвиденных случайностей, обстоятельств, как говорится, непреодолимой силы, но - очевидного умысла. 
     Эксплуатация не той первой очереди Новоуральского пункта ПЗРО практически завершается, загруженность объёма её карты-вместилища радиоактивными отходами по состоянию на конец сентября 2021 года, по моим сведениям, без самой малости, которой можно, наверное, пренебречь, стопроцентная, готовится к пуску вторая очередь. Это, как и в случае с первой, тоже совершенно не та вторая очередь, которую посулили Новоуральску, сейчас она находится в стадии прохождения процедуры получения лицензии на эксплуатацию. Самое время и повод посмотреть вопреки чему - и благодаря чему - на одном земельном участке в одних границах с девятью картами-могильниками ограниченного срока хранения при предприятии ядерного топливного цикла, куда с 1964 по 2015 годы предприятие последовательно складывало нарабатываемые им радиоактивные отходы, облучённые изотопами урана-234, -235 и -238,  после сооружения здесь в 2013 году тем же предприятием очередной, десятой карты (для РАО того же изотопного состава того же предприятия) образовался общероссийский пункт захоронения - с "расширенной номенклатурой РАО".

     Карта № 10 первой очереди федерального пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (ППЗРО). Июль 2021.










      Карта № 10 пункта хранения твёрдых радиоактивных отходов (ПХТРО) УЭХК. Июль 2014. 







     В моём архиве сохранился один замечательный документ, прямо указывающий на эту подмену - копия протокола слушаний. Это официальный документ, изготовленный администрацией НГО, объёмом в 24 страницы текста, под протоколом стоят подписи председателя комиссии по проведению общественных слушаний, заместителя главы администрации НГО Дмитрия Черепанова, секретаря комиссии по организации проведения общественных слушаний, главного специалиста по охране окружающей среды администрации НГО Нины Гусевой и заместителя директора ФГУП "НО РАО" по развитию ЕГС РАО и корпоративным функциям Дениса Егорова. Вылежавшись несколько лет, официальная протокольная запись вместе с информацией по продвигаемому объекту, содержащейся в целевых буклетах, розданных пакетом каждому участнику слушаний, возымели сегодня свою особую историческую ценность.

     Президиум заседания общественных слушаний МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО. Новоуральск. 18 июля 2014.


 Об участниках слушаний. Аудиторию участников слушаний, кроме официальных представителей организатора (администрация НГО) и заказчика (НО РАО), согласно записи в протоколе составили: члены Общественной палаты при администрации НГО, депутаты думы НГО, депутат Заксобрания Свердловской области, специалисты Специального управления ФПС №5 МЧС России, ЦМСЧ №31 ФМБА России, МКУ "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций", корреспонденты Новоуральской вещательной компании, газет "Нейва", "Областная газета", представители Уральского электрохимического комбината (в качестве соорганизатора и созаказчика), предтавители других организаций. Всего участников слушаний - 134. В их числе, хотел бы отметить, оказались несколько последовательных противников вхождения на территорию Свердловской области Национального оператора, никто из них, вопреки мнению организаторов и заказчика слушаний, обнародованному по завершении мероприятия в городских СМИ, не перешёл на сторону соискателя лицензии, ни тогда ни к настоящему времени, остаюсь его оппонентом и я.                
     Разбираю по приведённым в протоколе формулировкам выступивших с докладами представителей стороны НО РАО и их ответов на вопросы.

     1. ОБ ОЧЕРЕДЯХ ЗАХОРОНЕНИЙ 

     "Объект представляет 3 очереди. Общая ёмкость объекта - 20 000 куб. м.(Протокол общественных слушаний материалов обоснования лицензии на эксплуатацию 1 очереди пункта приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), г. Новоуральск, 23 июля 2014 г.).
     - Объект ПЗРО пропредставлял из себя 3 очереди в 20 тысяч кубических метров в течение не более года после слушаний. 
     Уже в начале августа 2015 года Росатом даёт официальное поручение об исправлении того, что наобещали (решение госкорпорации "Росатом" № 61 от 04.08.2015, опубликовано в т. 2 ч. 1 МОЛ на эксплуатацию в редакции 2017 г.) . Генеральный проектировщик объекта (Уральский филиал АО "Федеральный  центр науки и высоких технологий "Специальное научно-производственное объединение "Элерон" - «"УПИИ ВНИПИЭТ", г. Озёрск, Челябинская обл.), разработавший проект по заданию УЭХК в 2009 году, который предусматривал сооружение трёх очередей ППЗРО, по договору с НО РАО в середине 2016 года откорректировал свою работу. В результате корректировок с сооружением обещанных карт №11 второй очереди и №12 третьей емкостью по 5 000 куб. м каждая не получилось. Вместо этого, согласно переделанной проектной документации, вышедшей под названием "Корректировка проекта "Расширение приповерхностного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов на базе существующего хранилища низкоактивных и среднеактивных твёрдых радиоактивных отходов УЭХК", новоуральский объект ПЗРО стал состоять не из трёх, а из двух очередей, общей ёмкостью  не 20 000, а 54 000 куб. м ТРО. Вторую очередь образовали карты №№ 11, 12 и 13, которые втиснули в пространство, предназначавшееся для постройки двух карт объёмом по 5 000 куб. м. Суммарная вместимость карт второй очереди составила 39 000 куб. м. А первая очередь осталась первой - с сооружённой в её рамках в 2013 году картой № 10 и с полученной Национальным оператором в ноябре 2015 года лицензией  на её эксплуатацию.

     План размещения емкостей (карт) для захоронения ТРО 1-й, 2-й и 3-й очередей ППЗРО. МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО, 2014 г.












  План размещения емкостей (карт) для захоронения ТРО 1-й и 2-й очередей ППЗРО. МОЛ на эксплуатацию 1 очереди ППЗРО, 2017 г.







    
 Об этих новшествах впервые публично было сообщено сначала фрагментарно, в устной форме - на декабрьском 2016 года круглом столе, организованном уже через неделю после запуска в эксплуатацию 1 очереди в ходе подготовки к новым слушаниям и перед выходом в свет переписанных МОЛ; затем развёрнуто, в письменной - в опубликованных в январе 2017 года в преддверие февральских слушаний новых МОЛ на сооружение второй очереди и МОЛ на эксплуатацию первой очереди. Слушания обоих документов проведены были за один присест - в феврале 2017 года. 
     Таким образом, заявление Национального оператора о том, что "в инвестиционной программе Национального оператора есть план на сооружение второй и третьей очереди", сделанное им на слушаниях в Новоуральске в 2014 году, к 2017 году было им же самим дезавуировано. Скажу больше: в свете появившейся за семь лет информации (от официальных источников) есть все основания полагать, что такого плана, вразрез словам, произносимым на слушаниях, в реале у НО РАО не существовало вообще. По ходу прочтения следующих частей станет понятным почему.

    План площадки размещения (в одних границах) трёх очередей ППЗРО ФГУП "НО РАО" (10, 11, и 12 карт) и девяти карт ПХТРО АО "УЭХК". МОЛ, слушания, 2014 год.