четверг, 4 июля 2019 г.

С лекции в Штабе Навального на объект ПЗРО

     В субботу, 29 июня, мне довелось быть среди участников встречи с российским экологом, физиком-антиядерщиком, Андреем Ожаровским. Встреча проходила в офисе Штаба Алексея Навального в Екатеринбурге и была анонсирована как "лекция на тему "Мифы и легенды мирного атома". Собравшимся была предоставлена возможность в живом общении услышать в увлекательной популярной форме изложения содержательный, с убедительной доказательной базой, сопровождающийся показом множества слайдов, обстоятельный и познавательный рассказ  - если в двух словах - о том, почему действующие атомные станции надо выводить из эксплуатации - все, навсегда - и не строить никогда новые. Разумеется, не  только в России, но и во всех других странах мира. 












































































































































     Накануне, 28 июня, Андрей Ожаровский принимал участие в  слушаниях, проходивших в Заречном (росатомовские слушания всегда ж проводятся по пятницам) - там, на площадке Белоярской АЭС, атомщики собираются строить перерабатывающий производственный комплекс по переводу жидких радиоактивных отходов в твёрдую форму. ЖРО накоплены за период эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков Белоярской АЭС, которая началась в середине прошлого века и завершилась в 1980-х годах, когда энергоблоки были окончательно остановлены. С загрязнениями от этих ЖРО в Заречном сложилась аховая ситуация. Поэтому отправной точкой его выступления в Екатеринбурге была тема отходов конкретно Белоярки. Ну, а что такое твёрдая форма радиоактивных отходов? Конечно, это те отходы, которые согласно российскому законодательству должны быть переданы Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами, то есть размещены в ППЗРО. Кроме того, сами почвы, куда сливались ЖРО, согласно представленным организаторами слушаний материалам воздействия Комплекса переработки ЖРО на окружающую среду и материалам обоснования лицензии на сооружение и эксплуатацию объекта, отнесены к категории твёрдых радиоактивных отходов, которые также должны быть упакованы и подвергнуты изоляции. А это уже - как жителя города Новоуральска, в котором происходит эксплуатация того самого пункта ПЗРО и строятся новые мощности захоронений - мой самый волнительный интерес, моя тема.

     Два видеофрагмента выступления Андрея Ожаровского (Штаб Алексея Навального в Екатеринбурге).

     Фрагмент 1.
     "Вот вы произведёте из жидких отходов твёрдые, куда вы их денете? И здесь все вспомнили про ...
     На слушаниях было заявлено, что отходы в соответствии с действующим законодательством будут переданы Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами для захоронения... Единственное действующее хранилище находится в Новоуральске. И мне-таки на слушаниях вчера сказали, что ты, Ожаровский, сказал, что хранилищ нет. Как нет? Вот, есть: в Новоуральске. Они напрямую не сказали, что мы туда повезём, но было сказано, что с территории города Заречного отходы будут вывезены обязательно..."

     Фрагмент 2.  
     "В верховьях и на берегу реки Ольховка почва относится к категории радиоактивных отходов... По российскому законодательству радиоактивные отходы должны размещаться в сертифицированных контейнерах и отправляться в Новоуральск - просто других пунктов нет для низко- и средне-активных отходов... 
     В случае извлечения в этом месте грунта его слой толщиной до 25 см подлежит изоляции в пункте приповерхностного захоронения, как радиоактивных отходов 4 класса..."

     В общем, два часа честного субботнего разговора в Штабе Навального  и обмена мнениями перед и после подстегнули меня по приезде домой на раздобычу информации по поводу обстоятельств текущих дел на Новоуральском пункте приповерхностного захоронения РАО - радиоактивными отходами откуда заполняются недра моей родной уральской земли? 
     Примерное время въезда в понедельник в город первой в неделю пары сергиев-посадских фур, в кузовах которых могут находиться белоярские отходы, если таковые к нам всё-таки возят, мне хорошо известно. К этому времени я и поехал на главный КПП ЗАТО. И чуть не проворонил - первая фура уже проезжала КПП. Встал в хвост второй. Удалось даже подсмотреть какие контейнеры сегодня к нам: бетонные - "НЗК-Радон". 































    Маршрут проводов в последний путь РАО за почти два года интенсивного, в три дня в неделю (по две фуры в день) еженедельного извоза отлажен, и проходит - после светофора перекрёстка улицы Заречной - через промышленную зону. По тому, как "валят" водители фур, можно судить, что маршрут с уймой крутых и закрытых поворотов - "затычков", ими давно и досконально изучен.

















































     Последний "затычок". Через 50 метров ворота федерального могильника.




















    Обе фуры прибыли из Десногорска, привезли отходы со Смоленской АЭС. В кузовах  - по три бетонных контейнера "НЗК-Радон", вместимостью 1,9 куб. м РАО каждый. Итого 11,4 куб. м. 

     Владелец фур - ФГУП "Радон" из Сергиев-Посада. Всего в колонне, осуществляющей доставку в Новоуральск радиоактивных  отходов, в настоящее время шесть фур. В каждый рейс отправляют по две фуры: сегодня две, завтра две, послезавтра две. Сейчас все машины заняты доставкой к нам отходов со Смоленской и Курской атомных станций. А до этого, нынешней зимой, эта колонна возила в Новоуральск отходы из Мурманска, а ещё до этого - из Сергиев-Посада, а ещё ранее - из Ангарска.
     А что во вторник, на следующий день? Во вторник в то же примерно время - следующая пара фур. Причём так: одна с Десногорска (Смоленская АЭС) с тремя же бетонными "НЗК-Радон" и одна с Курчатова (Курская АЭС) - в кузове её шестнадцать стальных контейнеров "КРАД-1,36" вместимостью 1.36 куб. м РАО. Итого 27,46 куб. м РАО (5,7 плюс 21,76).

     Фура со Смоленской станции.
















     Фура с Курской АЭС.




















     Ни о каком извозе отходов с Белоярки в колонне понятия не имеют. То что Новоуральский ППЗРО не принимал на захоронение отходов из Заречного подтвердил мне вчера в телефонном разговоре и Вячеслав Александров, руководитель федерального объекта.

     В заключение не могу не сказать следующее.
     Эксперты из Общественной палаты Новоуральска, из городского "Экспертного совета граждан страны Росатом" каждый раз при разговоре о деятельности расположенного в ЗАТО  пока единственного функционирующего в стране федерального пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов, когда речь начинает касаться темы, откуда в Новоуральск везут - или повезут завтра - отходы, всегда почему-то во всеуслышание, со всех известных в ЗАТО трибун, без всякого стеснения начинают лгать, заявляя, что данный объект ПЗРО предназначен для захоронения своих отходов - отходов с УЭХК, что если и привезут к нам отходы других поставщиков. то этим единственным чужаком может стать только расположенная по соседству Белоярская атомная станция. 
     Откуда черпают эксперты эти небылицы - для меня загадка. По той информации, которой располагаю я и в достоверности которой у меня сомнений нет, доля принятых  на захоронение от УЭХК отходов составляет на сегодняшний день от силы, ну, максимум 8-10 процентов - при том, что объём действующей вмещающей мощности 10 карты 1 очереди захоронений (15 тысяч куб. м) заполнен уже наполовину, а в числе почти десятка известных мне сторонних поставщиков в Новоуральск РАО Белоярской атомной, что совершенно очевидно, не числится. До сих пор.

     Официальная справочная информация:
     На Белоярской АЭС хранятся жидкие радиоактивные отходы, накопленные за годы работы 1-го и 2-го энергоблоков с реакторами АМБ-100 и АМБ-200, окончательно остановленных ещё в прошлом 20 веке и готовящихся к выводу из эксплуатации. Чтобы вывести эти отходы и передать Национальному оператору для их окончательной изоляции, нужно сначала преобразовать эти отходы из жидкого состояния в твёрдое. Для этого на промплощадке 1-го и 2-го энергоблоков Белоярской АЭС будет построен Комплекс переработки жидких радиоактивных отходов (КП ЖРО).































     4 июля 2019.