понедельник, 18 ноября 2019 г.

Вопрос-ответ и заблокированные "хвосты"


     Да! Судьба такая у закрытых атомградов  - становиться в мировом безъядерном будущем глобальными мультисборниками отходов ядерной энергетики.
     С весны текущего года европейские уранообогатители с Urenco Deutschland в Гронау в сговоре с Росатомом отправляют в Новоуральск контейнеры со своими отходами, так называемыми урановыми "хвостами". За разъяснениями зачем Росатом собирает и ввозит в Россию чужие отходы, если с залежами своих не в состоянии разобраться, и с требованием раскрыть условия тайной сделки, к руководству российской стороны обратились, направив официальный запрос, экологи из РСоЭС. И получили скорый официальный ответ - о невозможности согласно российскому законодательству раскрытия испрашиваемой информации. Зато экологи узнали, Россия - мировой лидер в обогащении урана!  И что благодаря развитию высоких технологий, благодаря таланту и знаниям российских инженеров, мы умеем делать то, чего не умеет делать Запад!          

     ВОПРОС











































































     ОТВЕТ


































































     Между тем сегодня, в понедельник, 18 ноября, в районе 13.20 по московскому времени в российский Новоуральск из немецкого Гронау вышел очередной железнодорожный состав контейнеров с отходами (по российским понятиям - полезным продуктом). При выезде контейнеровоз был встречен протестующими. На данный час (18 часов по московскому времени) известно, что поезд остановлен и в течение двух часов стоит, заблокированный немецкими активистами.







































 

пятница, 15 ноября 2019 г.

2-я очередь РАО из Ангарска

     Сегодня в заснеженный Новоуральск с злополучными неухоженными подъездами к месту назначения прибыла первая партия второй очереди поставок радиоактивных отходов с Ангарского электролизного химического комбината. 
     Радиоактивный груз для размещения в Новоуральском федеральном пункте приповерхностного захоронения из Восточной Сибири доставила колонна из двух фур. Конечно, водителям новой колонны из города Красноярска пришлось по завершении шестисуточного рейса протяжённостью 3 487 км  понервничать, шлифуя и плавя колёсами снежные массы у самых ворот ППЗРО, прежде чем кузова их автомобилей  были  от радиоактивного хлама освобождены и упаковки с ТРО на захоронение приняты.
























     Какие это отходы? Да из ряда тех же самых, какие летом прошлого года - отходы первой очереди с АЭХК - доставляла из Ангарска другая колонна, московская, из шести фур (г. Сергиев Посад)
     Отходы, напомню, образуются от осуществляемых на АЭХК в рамках федеральной целевой программы работ по выводу из эксплуатацию зданий и сооружений диффузионного производства предприятия (корпуса 2 здания 802 и корпуса 4 здания 804). 
     Отходов первой очереди ангарские ядерщики передали, а Национальный оператор (Новоуральский ППЗРО) принял в объёме более 100 кубических метров. Какой объём отходов второй очереди передаст Ангарск Новоуральску, пока неизвестно. Известно только, что в кузове каждой машины, прибывшей с первым рейсом новой очереди, находилось по 4 металлических контейнера типа КМЗ, вместимость одного контейнера составляет 3,1 куб. м отходов. Стало быть, на сегодня Новоуральском на захоронение принято 24, 8 кубических метров твёрдых радиоактивных отходов класса средней или низкой радиационной активности доставки новых партий отходов с АЭХК.
     Следует отметить, что фуры, доставляющие новые партии отходов из Ангарска, в Новоуральске не впервые - летом нынешнего года они выполняли рейс с радиоактивными отходами Северского химического комбината (Томск-7).
     15 ноября 2019 года.                

среда, 13 ноября 2019 г.

Зонно-сезонный бардак


     Два дня назад  я делал сообщение о прибытии в Новоуральск колонны грузовиков с радиоактивными отходами с предприятия питерского отделения РосРАО, расположенного в городе Сосновый Бор. О том, что колонна выполняет первый рейс с грузом нового поставщика ТРО в Новоуральский федеральный пункт приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов. Прибыв утром 11 ноября к диковинному городскому забору, ярко изукрашенному властями по случаю летних торжеств в честь 70-й годовщины уранообогатительного комбината, грузовики несколько часов простаивали на стоянке возле главного КПП ЗАТО в ожидании въезда в закрытый город. Но ближе к вечеру их на стоянке уже не было. По сему разумно было предположить, что ТРО с РосРАО Сосновый Бор, преодолев оставшиеся пять километров пути маршрута протяжённостью 2320 километров, благополучно доставились адресату. 
     Но на деле в тот день этого не произошло. Не добрались они до адресата и на следующий день - 12-го числа. Проехать сквозь нашу городскую зону колонна смогла только сегодня - 13 ноября. Где находились грузовики с радиоактивным грузом двое суток, неизвестно.  В 10 утра колонна с ТРО медленно, с несколькими 5-минутными остановками до второго светофора на Заречной въезжала в город. Очевидно, вынужденными - из-за возникших каких-то технических проблем (с головным большегрузом).





























     Спустя 10 минут после последней остановки на Заречной грузовики припарковались на неопределённое время у обочины дороги перед началом зигзагообразного подъёма, ведущего к федеральному могильнику, в сотне метрах от его ворот. Видимо, в ожидании, когда снегопад прекратится, когда заснеженный и обледенелый аппендикс сложных подъёмов приведётся в надлежащий для проезда большегрузов порядок.

     Колонна большегрузов с радиоактивными отходами  из РосРАО Сосновый Бор у обочины дороги в ожидании въезда к воротам ППЗРО. 13 ноября. Полдень.
































 По информации, полученной позже, машины всё-таки справились с подъёмом и в районе 15 часов стояли непосредственно уже у створа ворот в ожидании проезда на территорию объекта для разгрузки. Но говорить, что Новоуральский ППЗРО принял сегодня доставленную к его воротам партию контейнеров для захоронения, в свете произошедших пертурбаций, было бы, наверное, преждевременным.

    Колонна большегрузов с радиоактивными отходами из РосРАО Сосновый Бор на стоянке в ожидании въезда в ЗАТО Новоуральск. 11 ноября. Полдень.


















     Прошлой зимой бардак подобного рода - проблемы преодоления гружёнными автоприцепами-большегрузами стометровки подъезда к воротам объекта Национального оператора - возникал не единожды. Но разве об этом рассказал кто-нибудь, разве это вообще колыхало коим-нибудь образом городскую экспертную общественность, наделённую компетенциями, мотивациями, креативным мышлением и т.д. - Страна Росатом не может быть не успешной! 
     13 ноября 2019 года.

понедельник, 11 ноября 2019 г.

Сосновый Бор - Новоуральск


     Ну, прям всё зло идёт нам из Питера!  - и транзитом и непосредственно: и коммунизм, и президент, и отходов, не признанных таковыми, урановых партии, заграничных, конспиративных, задекларированных как "ценное сырьё". 
     Сегодня вот ещё подвезли в Новоуральск на захоронение партию контейнеров с признанными радиоактивными отходами новых поставок. 
     Спецгруз прибыл с Ленинградского отделения РосРАО, предприятие расположено в городе Сосновый Бор. Маршрут РосРАО Сосновый Бор - ППЗРО ЗАТО Новоуральск, который обслуживает колонна из трёх большегрузных автоплатформ, новый, выполняется впервые. Об этом можно было судить потому, как колонна простаивала несколько часов в ожидании въезда в ЗАТО на стоянке под мостом, подтвердили это и водители автоплатформ.












































      РосРАО Сосновый Бор - это ещё одна новая точка в моём общем списке поставщиков новоуральского федерального полигона твёрдых радиоактивных отходов и вторая - из Соснового Бора. Первым с берегов Финского залива с начала ноября прошлого года стало поставлять новоуральцам отходы сосновоборское предприятие "Экомет-С". 
     Отходы с питерского РосРАО везут упакованными в металлические сертифицированные контейнеры КМЗ. Один контейнер вмещает 3,1 куб. м ТРО или до 10 тонн брутто по массе (масса тары 1 т). Точно в такой же упаковке отгружал отходы и "Экомет-С", когда выполнял в Новоуральск свои рейсы. 
     В "оформлении" грузовиков, прибывших сегодня с радиоактивным веществом из Соснового Бора, в отличие от всех других, прибывающих в Новоуральск, в том числе с "Экомета-С", можно было заметить одну странную особенность - поле ни на одной из специальных ромбических табличек бортов грузовиков, обозначающих радиоактивный груз, где указываются наименования радиоактивных изотопов содержимого контейнеров, их активность, было пустым. Какие конкретно в контейнерах отходы, с Ленинградской ли АЭС, откуда-то ли ещё, водители ответить затруднились. Получите, вроде, кота в мешке.

     Табличка на бортах контейнероперевозчиков, прибывших с Ленинградского отделения ФГУП "РосРАО" (Сосновый Бор).


















     Табличка на бортах контейнероперевозчиков, прибывших с ООО "Экомет-С" (Сосновый Бор).





















суббота, 9 ноября 2019 г.

Стоп ОГФУ!


     И всё-таки страна  стала другой - почти совсем другой - налицо признаки выздоровления, при всей архаике современной российской власти. За население городов-зон Росатома промолчу.

     9 ноября в Санкт-Петербурге конференция Российского социально-экологического союза (РСоЭС), объединяющего общественные экологические организации нашей страны, а также отдельных экоактивистов, приняла специальное заявление в отношении ввоза в Россию из Германии отходов обогащения урана (ОГФУ).


ЗАЯВЛЕНИЕ
Конференции Социально-Экологического Союза
О недопустимости ввоза в Россию отходов обогащения урана
9 ноября 2019, Санкт-Петербург
По информации, предоставленной Правительством Федеративной Республики Германия (ФРГ), весной 2019 года начался массивный вывоз обеднённого гексафторида урана (ОГФУ, «урановые хвосты» — отходы, нарабатываемые при обогащении урана) из немецкого уранообогатительнного предприятия Urenco—Deutschland в Россию. «В период с мая по сентябрь из Гронау на Уральский электрохимический комбинат под Екатеринбургом в России вывезено шесть железнодорожных составов гексафторида урана каждый по 600 тонн», — сообщается в ответе Правительства ФРГ на запрос депутатов Бундестага.
В результате этой деятельности большие количества опасного вещества ОГФУ перемещаются из Германии в Россию. Это позволяет немецкому уранообогатительному предприятию избавиться от отходов производства, а опасное радиоактивное вещество доставляется в Россию, и его возврат в Германию не предполагается. Таким образом, под прикрытием коммерческой сделки фактически осуществляется ввоз в Россию опасных урановых отходов.
Поступающие из Германии десятки тысяч тонн ОГФУ закончат свой путь на уранообогатительных предприятиях госкорпорации «Росатом», где уже накоплено около миллиона тонн ОГФУ. Эти отходы обогащения урана на предприятиях АО АЭХК (Ангарск, Иркутская обл.), АО ЭХЗ (Зеленогорск, Красноярский край), АО СХК, (Северск, Томская обл.) АО УЭХК, (Новоуральск, Свердловская обл.) хранятся в контейнерах под открытым небом, и их дальнейшее использование не предполагается. В последние годы в ограниченном количестве производится дообогащение «урановых хвостов» АО АЭХК, но это не меняет общей картины.
Гексафторид урана опасен не только своей радиоактивностью. Это химически токсичное вещество, при попадании которого в окружающую среду, например, из-за разгерметизации контейнера (при аварии при перевозке или из-за дефекта изготовления контейнера), это вещество активно вступает в реакцию с водой, в том числе с влагой из воздуха. При этом образуется крайне токсичная плавиковая (фторводородная) кислота. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития сообщается, что при определённых погодных условиях смертельные концентрации могут образоваться в местах, удалённых на 32 километра от точки выброса. «Фактическое количество жертв будет зависеть от мер защиты и плотности населения», — говорится в докладе.
Транспортировка опасных веществ по территории России происходит по железной дороге, что создаёт опасность для многих регионов вдоль маршрута транспортировки, а не только в местах назначения груза ОГФУ.
Кроме того, ввоз десятков тысяч тонн ОГФУ из Германии создает опасный прецедент использования объектов российской атомной отрасли для приема и длительного хранения опасных радиоактивных отходов из-за рубежа.
Мы считаем неприемлемым ввоз в Россию опасного радиоактивного вещества, обеднённого гексафторида урана.
Мы выражаем протест сговору немецкой фирмы Urenco и «Росатома», в результате которого в нашу страну ввозятся тысячи тонн опасных веществ, с которыми не ясно что делать и возвращение которых в страну происхождения не предполагается.
Мы требуем разорвать контракт между дочерним обществом Tradewill Ltd. росатомовского АО «Техснабэкспорт» и Urenco, как не соответствующий интересам граждан России и ставящий под угрозу жизнь и здоровье людей, а также благополучие окружающей среды в Российской Федерации.
Мы призываем неравнодушных граждан нашей страны поддержать обращение к властям Германии и России, энергетическим концернам RWE, E.ON и госкорпорации «Росатом» с требованием прекратить ввоз в Россию «урановых хвостов».









     Ранее, 5 ноября 2019 года, с критикой сокрытия ввоза в Россию урановых "хвостов" из Германии выступил Экологический правовой центр "Беллона", опубликовав на своём сайте официальную позицию по данному вопросу.

     "Позиция ЭПЦ "БЕЛЛОНА"  по вопросу ввоза в Россию обеднённого гексафторида урана из Германии.

     В связи с поднявшейся волной публикаций в СМИ и обеспокоенностью общественности Экологический правовой центр "БЕЛЛОНА" считает необходимым выразить официальную позицию в отношении ввоза в Россию опасных материалов, имеющих признаки радиоактивных отходов.

     1. Сделка подобного рода должна быть информационно открыта. Граждане РФ имеют право знать, почему возникла потребность ввозить ОГФУ на территорию России, учитывая значительные запасы материала внутри страны.
     2. Контракт стоит опубликовать в открытом доступе с купюрами, скрывающими сведения, имеющие характер коммерческой тайны.
     3. Мы вынуждены напомнить, что в 2006 году глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко обещал, что новые контракты на поставку ОГФУ больше не будут заключаться. После активной общественной кампании в 2009 году перевозки были прекращены. Что изменилось с тех пор?
     4. На данный момент создаётся впечатление, что под прикрытием предоставления услуг по дообогащению ОГФУ, осуществляется перевозка опасного материала с целью долговременного хранения на территории РФ.
     5. Мы считаем, что общественность РФ имеет право на открытую и достоверную  информацию, касающуюся подробностей контракта и дальнейших планов  госкорпорации "Росатом" по аналогичным сделкам. Ведь под предлогом  "извлечения металлов" можно ввезти и оборудование, загрязнённое  радиоактивными веществами.

     Наше общество проделало большой путь от полной информационной закрытости до передачи текстовых и медиафайлов в любую точку земного шара в любой момент. Сегодня каждый может увидеть полигоны с опасными отходами или проследить маршрут, по которому их доставляют. Люди всё больше задумываются о состоянии окружающей среды, и скрытие информации от широкой публики в этих условиях - явное проявление некомпетентности."