Россия - единственная страна в мире, которая импортирует урановые "хвосты".
Итак, в понедельник, 18 ноября, ещё один адский транспорт с партией отхожего продукта Urenco Deutschland из немецкого Гронау отправился в российский Новоуральск. Трудно, с двумя, восьми- и девятичасовыми, блокадами железнодорожных путей, устроенными на немецкой земле протестующими людьми, требующими немедленного разрыва сделки, скарб с урановым "добром" всё же двинулся в путь и в 11:20 по московскому времени следующего дня пересёк границу с Голландией.
В нарастающих протестах немецких, российских гражданских активистов, парламентариев Бундестага, экологических движений и объединений, в организации сборов подписей с требованием положить конец перемещению в Россию ядерного мусора в Росатоме увидели - и правильно увидели! - реальную угрозу того, что сделка со своими европейскими партнёрами будет угроблена. В Росатоме началась истерика. В срочном порядке, спустя, однако, три недели после предания факта тайного сговора широкой общественной огласке, руководство госкорпорации инициирует созыв внеочередного заседания Общественного совета Росатома с участием представителей антиядерного движения. Игнорируя требования прекратить ввоз немецких ядерных отходов, в Росатоме предлагают пообсуждать свою программу обращения с ними. Самого предмета, предлагаемого к обсуждению, как водится, у стороны Росатома с собой нет, но вот вехи - что-то наподобие дорожных карт, которые очень любят рисовать в государственной корпорации для поддержания в коллективе своих духа единства команды - что делать с залежами обеднённого гексафторида урана, своего и, очевидно, собираемого по Европе, на заседании в виде слайдов продекларировали.
На заседании, в словах стороны Росатома, как, собственно, и на предлагаемых к обсуждению картинках, замечено не было и намёка о прекращении ввоза чужих отходов в Россию. "Для нас, - сообщил залу глава госкорпорации Алексей Лихачёв, - это совсем-совсем не отходы! Это гарантия обеспечения сырьём!.."
Вот!!!
По сему ещё раз, выражая свою точку зрения, повторяя уже не единожды в последние пару дней сказанное, хочу обратить внимание, теперь читателей моего блога из города-приёмника отходов, на следующее.
Нет у государственной корпорации "Росатом" никакого контракта с ORANO на поставки в Красноярск-45 (ЗАТО Зеленогорск) и в Свердловск-44 (ЗАТО Новоуральск) деконверсантов "W" - это блеф, наспех сварганенный фейк, в попытке угомонить общественное мнение, тем инструментарием, которым в Росатоме привыкли работать со своим ручным контингентом "одобрямс", имитирующим общественность, на другое в спешке и панике просто ума не хватило, да и умения. Уверен, "программой" собирателям европейского ядерного мусора моих коллег из антиатомного движения не удастся заболтать. Вопрос для чего Россия тащит себе чужие отходы, он ведь лежит на поверхности. Поставки сторонних партий ОГФУ нужны российским атомщикам - позарез, возможно, нужны - потому что из-за нехватки сырьевого (с природным составом изотопов) ГФУ топливная компания ТВЭЛ столкнулась с очень серьёзной проблемой - есть риск потерять часть своих разделительных мощностей. Потеря их, и это понятно, не только утрата "мирового лидерства в обогащении урана". Сырьевой ГФУ сегодня производят только в Томске-7 (ЗАТО Северск). В Ангарске его производство в рамках проведённой реструктуризации закрыли в 2014-м. Северск в одиночку нарабатывать в достаточном объёме ГФУ для загрузки и бесперебойной работы газовых центрифуг разделительного производства не может. Остановленные центрифуги каскадов разделения означают практически гибель производства обогащения. Поэтому и пошли на сделку с Urenco - загружать хоть чем (под предлогом дообогащения), лишь бы машинки крутились. И как можно дольше - опустошая давальческий ОГФУ по самому минимуму. И не важно какой концентрации поставляемые "хвосты" - хоть 0,3 хоть 0,05 процентов (по 235 изотопу). Главное, чтобы центрифуги не прекращали крутиться. Затратно? Баснословно дорого? А кто, когда в государственной корпорации деньги считал, не свои же - из средств налогоплательщика.
Так что есть шанс - перекрыв поставки из Германии, придушить ядерного монстра. И кто ещё будет говорить, что будущее нашей планеты не в руках её обитателей, наделённых Создателем разумом? И, слава Богу, есть немало людей среди нас, которые это прекрасно понимают.
Не жалеем двадцати минут, смотрим видеосюжет Двенадцать тысяч тонн отравы.
P. S.
По данным активистов из Greenpeace, поезд с урановыми "хвостами" прибыл с предприятия в Гронау в Амстердам около часа ночи по московскому времени 20 ноября. Там контейнеры погрузили на судно, зарегистрированное в Панаме, погрузка шла до 19:00. Судно должно прибыть в Санкт-Петербург 26 ноября.
Да! Судьба такая у закрытых атомградов - становиться в мировом безъядерном будущем глобальными мультисборниками отходов ядерной энергетики.
С весны текущего года европейские уранообогатители с Urenco Deutschland в Гронау в сговоре с Росатомом отправляют в Новоуральск контейнеры со своими отходами, так называемыми урановыми "хвостами". За разъяснениями зачем Росатом собирает и ввозит в Россию чужие отходы, если с залежами своих не в состоянии разобраться, и с требованием раскрыть условия тайной сделки, к руководству российской стороны обратились, направив официальный запрос, экологи из РСоЭС. И получили скорый официальный ответ - о невозможности согласно российскому законодательству раскрытия испрашиваемой информации. Зато экологи узнали, Россия - мировой лидер в обогащении урана! И что благодаря развитию высоких технологий, благодаря таланту и знаниям российских инженеров, мы умеем делать то, чего не умеет делать Запад!
ВОПРОС
ОТВЕТ
Между тем сегодня, в понедельник, 18 ноября, в районе 13.20 по московскому времени в российский Новоуральск из немецкого Гронау вышел очередной железнодорожный состав контейнеров с отходами (по российским понятиям - полезным продуктом). При выезде контейнеровоз был встречен протестующими. На данный час (18 часов по московскому времени) известно, что поезд остановлен и в течение двух часов стоит, заблокированный немецкими активистами.
Сегодня в заснеженный Новоуральск с злополучными неухоженными подъездами к месту назначения прибыла первая партия второй очереди поставок радиоактивных отходов с Ангарского электролизного химического комбината.
Радиоактивный груз для размещения в Новоуральском федеральном пункте приповерхностного захоронения из Восточной Сибири доставила колонна из двух фур. Конечно, водителям новой колонны из города Красноярска пришлось по завершении шестисуточного рейса протяжённостью 3 487 км понервничать, шлифуя и плавя колёсами снежные массы у самых ворот ППЗРО, прежде чем кузова их автомобилей были от радиоактивного хлама освобождены и упаковки с ТРО на захоронение приняты.
Какие это отходы? Да из ряда тех же самых, какие летом прошлого года - отходы первой очереди с АЭХК - доставляла из Ангарска другая колонна, московская, из шести фур (г. Сергиев Посад).
Отходы, напомню, образуются от осуществляемых на АЭХК в рамках федеральной целевой программы работ по выводу из эксплуатацию зданий и сооружений диффузионного производства предприятия (корпуса 2 здания 802 и корпуса 4 здания 804).
Отходов первой очереди ангарские ядерщики передали, а Национальный оператор (Новоуральский ППЗРО) принял в объёме более 100 кубических метров. Какой объём отходов второй очереди передаст Ангарск Новоуральску, пока неизвестно. Известно только, что в кузове каждой машины, прибывшей с первым рейсом новой очереди, находилось по 4 металлических контейнера типа КМЗ, вместимость одного контейнера составляет 3,1 куб. м отходов. Стало быть, на сегодня Новоуральском на захоронение принято 24, 8 кубических метров твёрдых радиоактивных отходов класса средней или низкой радиационной активности доставки новых партий отходов с АЭХК.
Следует отметить, что фуры, доставляющие новые партии отходов из Ангарска, в Новоуральске не впервые - летом нынешнего года они выполняли рейс с радиоактивными отходами Северского химического комбината (Томск-7).
15 ноября 2019 года.
Два дня назад я делал сообщение о прибытии в Новоуральск колонны грузовиков с радиоактивными отходами с предприятия питерского отделения РосРАО, расположенного в городе Сосновый Бор. О том, что колонна выполняет первый рейс с грузом нового поставщика ТРО в Новоуральский федеральный пункт приповерхностного захоронения твёрдых радиоактивных отходов. Прибыв утром 11 ноября к диковинному городскому забору, ярко изукрашенному властями по случаю летних торжеств в честь 70-й годовщины уранообогатительного комбината, грузовики несколько часов простаивали на стоянке возле главного КПП ЗАТО в ожидании въезда в закрытый город. Но ближе к вечеру их на стоянке уже не было. По сему разумно было предположить, что ТРО с РосРАО Сосновый Бор, преодолев оставшиеся пять километров пути маршрута протяжённостью 2320 километров, благополучно доставились адресату.
Но на деле в тот день этого не произошло. Не добрались они до адресата и на следующий день - 12-го числа. Проехать сквозь нашу городскую зону колонна смогла только сегодня - 13 ноября. Где находились грузовики с радиоактивным грузом двое суток, неизвестно. В 10 утра колонна с ТРО медленно, с несколькими 5-минутными остановками до второго светофора на Заречной въезжала в город. Очевидно, вынужденными - из-за возникших каких-то технических проблем (с головным большегрузом).
Спустя 10 минут после последней остановки на Заречной грузовики припарковались на неопределённое время у обочины дороги перед началом зигзагообразного подъёма, ведущего к федеральному могильнику, в сотне метрах от его ворот. Видимо, в ожидании, когда снегопад прекратится, когда заснеженный и обледенелый аппендикс сложных подъёмов приведётся в надлежащий для проезда большегрузов порядок.
Колонна большегрузов с радиоактивными отходами из РосРАО Сосновый Бор у обочины дороги в ожидании въезда к воротам ППЗРО. 13 ноября. Полдень.
По информации, полученной позже, машины всё-таки справились с подъёмом и в районе 15 часов стояли непосредственно уже у створа ворот в ожидании проезда на территорию объекта для разгрузки. Но говорить, что Новоуральский ППЗРО принял сегодня доставленную к его воротам партию контейнеров для захоронения, в свете произошедших пертурбаций, было бы, наверное, преждевременным.
Колонна большегрузов с радиоактивными отходами из РосРАО Сосновый Бор на стоянке в ожидании въезда в ЗАТО Новоуральск. 11 ноября. Полдень.
Прошлой зимой бардак подобного рода - проблемы преодоления гружёнными автоприцепами-большегрузами стометровки подъезда к воротам объекта Национального оператора - возникал не единожды. Но разве об этом рассказал кто-нибудь, разве это вообще колыхало коим-нибудь образом городскую экспертную общественность, наделённую компетенциями, мотивациями, креативным мышлением и т.д. - Страна Росатом не может быть не успешной!
13 ноября 2019 года.
Ну, прям всё зло идёт нам из Питера! - и транзитом и непосредственно: и коммунизм, и президент, и отходов, не признанных таковыми, урановых партии, заграничных, конспиративных, задекларированных как "ценное сырьё".
Сегодня вот ещё подвезли в Новоуральск на захоронение партию контейнеров с признанными радиоактивными отходами новых поставок.
Спецгруз прибыл с Ленинградского отделения РосРАО, предприятие расположено в городе Сосновый Бор. Маршрут РосРАО Сосновый Бор - ППЗРО ЗАТО Новоуральск, который обслуживает колонна из трёх большегрузных автоплатформ, новый, выполняется впервые. Об этом можно было судить потому, как колонна простаивала несколько часов в ожидании въезда в ЗАТО на стоянке под мостом, подтвердили это и водители автоплатформ.
РосРАО Сосновый Бор - это ещё одна новая точка в моём общем списке поставщиков новоуральского федерального полигона твёрдых радиоактивных отходов и вторая - из Соснового Бора. Первым с берегов Финского залива с начала ноября прошлого года стало поставлять новоуральцам отходы сосновоборское предприятие "Экомет-С".
Отходы с питерского РосРАО везут упакованными в металлические сертифицированные контейнеры КМЗ. Один контейнер вмещает 3,1 куб. м ТРО или до 10 тонн брутто по массе (масса тары 1 т). Точно в такой же упаковке отгружал отходы и "Экомет-С", когда выполнял в Новоуральск свои рейсы.
В "оформлении" грузовиков, прибывших сегодня с радиоактивным веществом из Соснового Бора, в отличие от всех других, прибывающих в Новоуральск, в том числе с "Экомета-С", можно было заметить одну странную особенность - поле ни на одной из специальных ромбических табличек бортов грузовиков, обозначающих радиоактивный груз, где указываются наименования радиоактивных изотопов содержимого контейнеров, их активность, было пустым. Какие конкретно в контейнерах отходы, с Ленинградской ли АЭС, откуда-то ли ещё, водители ответить затруднились. Получите, вроде, кота в мешке.
Табличка на бортах контейнероперевозчиков, прибывших с Ленинградского отделения ФГУП "РосРАО" (Сосновый Бор).
Табличка на бортах контейнероперевозчиков, прибывших с ООО "Экомет-С" (Сосновый Бор).