Может ли житель закрытого атомного города - тот, которому удалось прожить не один десяток лет в его границах - верить атомщикам?
Если сможет сам себя уболтать довериться цифре, нарисованной атомщиками на одном из информацинно-просветительских стендов возле новоуральского ядерного МИФИ, определяющей уровень фоновой радиации на территории ЗАТО Новоуральск, тогда - да.
Новенькие, стильно оформленные, с подсветкой в тёмное время суток, стенды в виде множества правильных больших и малых шестиугольников с набором экспозиций разместились на Аллее газовой центрифуги: один стенд (с той цифрой) по левую руку центральной фигуры аллеи - выполненного в бронзе памятника газовой центрифуге, другой - по правую. Экспозиции рассказывают об исторических вехах и достижениях предприятия Росатома в Новоуральске, о месте, занимаемом УЭХК среди предприятий-уранообогатителей в мире, о мощи его разделительных производств, о технологии центрифужного обогащения урана с её миллионами газовых центрифуг, собранных в семиярусные каскады, о радиационной безопасности радиационно опасного объекта.
Аллея газовой центрифуги - прошлогодний подарок Росатома студенчеству города. Торжественное открытие культового объекта стоимостью 20 млн. рублей проходило 28 сентября 2020 года и приурочено было к 75-летию атомной промышленности. Резать ленту на торжествах доверили людям в атомной отрасли далеко не случайным: генеральному директору УЭХК Александру Белоусову, ветерану УЭХК Анатолию Остаповичу, президенту топливной компании Росатома "ТВЭЛ" Наталье Никипеловой, главе администрации НГО (теперь, говорят, уже бывшему) Владимиру Цветову.
И вот прошло полгода со дня открытия Аллеи центрифужной славы. Цифра на стенде всей своей сумасшедшей эквивалентной мощью дозы излучения - 6 сотых миллизиверта в час! - продолжает нести знания о фоновой радиации в городе в массы - просвещать непросвещённых , стеснять умы и вызывать насмешки у просвещённых. Хотя, должен сказать, руководству УЭХК в лице одного из замов генерального директора ещё в те осенние дни, лично мной было указано на брак в написании величины фоновой радиации и предлагалось не отвращать своего внимания от допущенной ошибки и поскорее устранить дефект. Репутация всё-таки. И моих замечательных коллег-аналитиков, специалистов УЭХК, в частности - с ними я проработал не один десяток лет. Увы, на репутацию моих работающих коллег в руководстве махнули, похоже, рукой - бешеной цифирью от УЭХК новоуральское студенчество подкрепляет свои знания о ядерщиках Новоуральска и поныне.
Величина радиоактивного фона в 6 сотых миллизиверта в час - это очень много. Это - 60 мкЗв (микрозивертов) в час. Это - 525 мЗв (миллизивертов) в год. Такая величина мощности дозы излучения относит территорию Новоуральска к разряду непригодных для проживания человека. По нормам радиационной безопасности (НРБ-99/2009), действующих в настоящее время в стране, мощность дозы излучения для населения города за период жизни (70 лет) не должна превышать 70 мЗв (1мЗв/год), а для персонала предприятий атомной отрасли в Новоуральске за период трудовой деятельности (50 лет) - 1000 мЗв. Допустимое же облучение персонала атомных предприятий в нормальных условиях за год - 50 мЗв. Это самая низкая мощность дозы, при которой возможно появление раковых заболеваний. Облучение при дозах выше этой влечёт увеличение вероятности развития онкологии. Если мощность дозы облучения будет превышать 500 мЗв/год, тогда уже должен решаться вопрос об отселении населения на постоянное место жительства. Нормальный радиационный фон от естественных природных источников ионизирующего излучения не должен превышать 3 мЗв/год (0,34 мкЗв/час). Этот уровень радиации близок к минимальным дозам, получаемым всеми людьми на планете.
Радиационное излучение, если оно достаточно сильно по мощности дозы, может выбивать электроны из молекул или атомов. Этот процесс, когда из нейтральной молекулы вышибается электрон и она становится положительно заряженной, называют ионизацией. Если процесс проистекает в организме человека, то такие положительно заряженные молекулы становятся химически активными, начинают цепляться к другим молекулам, и химические реакции в организме идут неправильно. Это прямой путь к онкологии, мутациям, лучевой болезни. К чему конкретно, он приведёт, зависит от мощности дозы облучения и времени экспозиции.
Странно как-то получилось: ни студенты, ни преподаватели профильных дисциплин НТИ НИЯУ МИФИ, готовящих инженерные кадры для УЭХК, ни даже вездесущая публика из "Экспертного совета граждан страны Росатом" не обратили вообще никакого внимания на дарёные миллизиверты. Российская индифферентность? Возможно. Не менее странным выглядит радиационный ликбез среди населения, рапорты о продвижении которого звучат на протяжении уже почти семи лет (с открытия в 2014 году приёмной Общественного совета Росатома в Новоуральске), прибавляющий грамотности жителю атомного города разве что на бумаге. Как не крути, это ж имидж.
Радиацию надо бояться, она опасна. В этом принципиальная позиция антиядерщика и оппозиционность ядерщику - сторонник ядерной энергетики призывает не бояться. Чтобы увидеть насколько она опасна, радиацию нужно контролировать, лучше - без ошибок, надёжным инструментом и честно.
В октябре прошлого года, по прошествии трёх недель со дня открытия Аллеи газовой центрифуги, нашу новоуральскую землю посетил московский инженер-физик, выпускник МИФИ (головного), эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский. Он прибыл с целью выяснения радиационного фона в районе нашего ППЗРО, который примыкает, образуя одно целое, к могильникам радиоактивных отходов УЭХК, заполнявшихся с 1964 по 2015 год. И вообще - чтобы оценить взглядом не ангажированного корпорацией ядерщиков специалиста, что из себя представляет натура возводимой в Новоуральске 2 очереди федерального объекта захоронений радиоактивных отходов, к эксплуатации которой, возможно, приступят уже в этом году. Так что, если и есть во всём городском пространстве Новоуральска загаженное сверх меры место, так здесь точно одно из них.
Мы обошли, проводя замеры, практически по всей наружной стороне округлого периметра старого могильника с расположенными там контрольными скважинами отбора проб грунтовых вод - старыми и вновь пробуренными; обследовали прилегающую к трём строящимся картам новой очереди территорию; по просьбе подошедших к нам строителей промерили массив грунта, по их убеждению он должен точно быть грязным, так как привезён сюда с 4 площадки комбината - "на четвёртой весь грунт зашкаливает". Я даже догадываюсь, откуда взялось это мнение - "на четвёртой" находятся те самые могильники, которые протекают.
Итог инспекционной поездки эксперта:
1. По замерам. Чисто! В большинстве мест, где выполнялись замеры - идеально чисто (в том числе и грунта с "четвёртой"). Диапазон значений мощности дозы от 0,035 до 0,100 мкЗв/час.
2. Снятый видеоролик с экспертной оценкой ППЗРО в Новоуральске.
Грунт с "четвёртой".
Путинские деграданты. Время манагеров.
ОтветитьУдалить